Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья в системе воспитания и социализации личности.






1. Проблема семейного воспитания в истории педагогической науки

2. Трудности воспитания детей в современной российской семье

3. Сотрудничество школы и семьи в воспитании детей

Общеизвестно, что семья – это ячейка общества, организм, в котором ребе-нок получает первые уроки социализации, приобретает нравственные знания, по-зволяющие ему постепенно реализовать свои возможности, занять достойное ме-сто в жизни. В семье закладываются основы физического, духовного, нравствен-ного и гражданского развития человека. Ее огромная роль в становлении и разви-тии личности, в обретении человеком социального опыта дает основание называть семью важнейшим «институтом социализации». В этом контексте она и представ-ляет интерес для педагогической науки.

В современной педагогике проблемы семейного воспитания исследованы недостаточно полно и глубоко. Если учесть, что масштабные изменения в обще-стве не могли не отразиться на состоянии семьи, на ее взгляд на вопросы воспи-тания, следует признать, что названная проблема является архиактуальной. Сего-дня можно выделить три точки зрения, три подхода отечественных ученых, педа-гогов-практиков и самих родителей к семейному воспитанию: одни признают ре-шающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка; другие не-дооценивают воспитательные возможности семьи; третьи утверждают, что про-блемы воспитания детей могут быть успешно решены только совместными уси-лиями семьи и тех общественных институтов, которые занимаются воспитатель-ной работой. Перечисленные выше точки зрения не являются новыми: корнями своими они уходят в историю педагогической мысли, где проблема семейного воспитания справедливо оценивается как проблема «вечная».

И действительно, еще великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 г.) в работах «Великой дидактике» и «Материнская школа» обосновал

 

 

идеи воспитания детей в семье, подчеркнув особое значение формирования лич-ности ребенка в первые годы его жизни под благотворным влиянием семьи в це-лом, и прежде всего матери. Швейцарский педагог-реформатор И.Г. Песталоцци (1746-1827) утверждал, что воспитание начинается с первого дня жизни ребенка, поэтому «материнское чувство, сила отцовского воздействия, семейные доброде-тели, вся прелесть любви, домашние неприятности и забота – все это самой при-родой установленные основы поистине хорошего воспитания» (Песталоцци И.Г. Избр. пед. призв. М., 1965 Г.З, с. 150). В педагогиче-ской литературе XIX – XX вв. проблемы семейного воспитания стали предметом глубокого анализа в трудах таких педагогов, как К.Д. Ушинский (1824-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Л.Н. Толстой (1828-1910), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970) и др.

Вот несколько, на наш взгляд, наиболее интересных высказываний о том месте, которое занимает семейное воспитание в жизни ребенка.

К.Д. Ушинский в «Письмах о воспитании наследника русского престола» указывал, что «влияние матери… делает несравненно более, чем всякое влияние учителя или воспитателя».

Л.Н. Толстой первые годы жизни ребенка считал самым интенсивным пе-риодом развития личности: «От 5-летнего ребенка до меня – один шаг. А от ново-рожденного до 5-летнего – страшное расстояние».

А.С. Макаренко в «Книге для родителей» подчеркивал особую значимость в воспитании детей родительской любви: «Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди», - писал он. В.А. Сухомлинский акцентировал внимание на роли семьи в формировании гражданской позиции человека. В работе «Родина в сердце» мы читаем: «Родина начинается с семьи… Долг перед Отечеством – святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи».

 

 

В наши дни исследованием проблем семейного воспитания занимаются психологи, педагоги, социологи, И.В. Гребенников, В.Н. Дружинин, Л.А. Жухо-вицкий, А.Б. Любилива, Т.В. Свадьбина, А.Г. Харчев, и др. По их данным, семья в современном социуме находится в состоянии тяжелейшего кризиса, причиной ко-торого стали бурные и достаточно резкие социально-экономические изменения. Они обусловили появление и проявление ряда особенностей в самой семье, в се-мейных отношениях и в семейном воспитании. Вот некоторые из них:

− все большее число семей избирают жизнь в городских условиях (80% от общего числа составляют городские семьи);

− изменилась структура семьи: современная семья, как правило мало-детная;

− отличается рост нестабильность брачных отношений: каждый третий брак распадается;

− возросло число неполных семей (по данным социологов каждая седь-мая семья является неполной);

− увеличивается число этнически смешанных браков;

− женщины становится более независимыми от мужей материально, что приводит к изменению семейной иерархии;

− наблюдается снижение роли в воспитании детей отцов;

− заметным явлением становится социальное расслоение общества: 64% современных семей имеются доходы ниже среднего уровня, многие из низ на-ходятся за чертой бедности.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что современная российская се-мья существенно отличается от прежней, «советской» семьи, находится в иных условиях и требует научно-обоснованной помощи в педагогической стратегии и тактике семейного воспитания для преодоления трудностей и ошибок, которые стали типичными. Назовем наиболее часто встречающиеся ошибки:

 

− слабая психолого-педагогическая подготовка (или ее полное отсутст-вие) родителей к воспитанию детей;

− низкий уровень духовно-нравственной культуры в семье;

− неполная структура семьи (именно ее А.С. Макаренко считал наибо-лее неприемлемой в воспитательном отношении);

− негативный макроклимат семьи – семейные конфликты, пьянство, бестактность, насилие и т.д.

− отсутствие семейных традиций, укрепляющих взаимопонимание в се-мье, авторитет родителей;

− нарушение психологических эмоциональных контактов с детьми;

− неразумная родительская любовь или чрезмерная строгость к детям;

− отсутствие согласованности в предъявлении педагогических требова-ний со стороны матери и отца;

− недоверие в влиянию школы.

Эти и другие негативные явления требуют усиления внимания общества в целом и педагогической науки в частности к проблемам семейного воспитания, к определению путей его совершенствования. Правовые основы стратегии семейно-го воспитания закреплены Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ. Об образовании и другими законодательными актами и документами, под-черкивающими необходимость целеустремленности в воспитании, целостности подхода к ребенку, педагогического оздоровления воспитательной среды, повы-шение ответственности семьи, школы и других социальных институтов за воспи-тание подрастающего поколения. Социально-экономические преобразования об-щества, осуществляющиеся, к сожалению, не без серьезных ошибок, актуализи-ровали проблему «трудных», педагогически запушенных, подчас безнадзорных и беспризорных подростков, поэтому приоритетным направлением государствен-ной политики в области образования следует считать социальную защиту детства, и подготовку профессиональных социальных педагогов (она активизировалась в

 

Росси в 1991 г.), что несомненно, же поможет в решении этой проблемы. Педаго-гам-практикам нужно обратить особое внимание на работу с семьей, на оказание ей педагогически и социально грамотной помощи в воспитании детей. Опыт оте-чественной педагогики имеет в своем арсенале достаточно эффективные формы и средства педагогизации окружающей сред и совместной деятельности семьи и школы. Это и различные виды педагогического всеобуча родителей, это система-тическая и целенаправленная работа коллектива школы с органами общественно-го самоуправления по месту жительства учащихся, это организация и проведение совместных (школа и семья) мероприятий, не ограничивающихся родительскими собраниями, до предела заформализованными в последние годы и потому не дающими нужного результата, а расширяющих свой формат, и многое другое. В этой работе особенно важен высокий профессионализм педагога: умение понять семейные проблемы, принять семью к совместному сотрудничеству, настойчиво, но тактично добиваться поставленной цели, помнить, что все усилия предприни-маются ради сохранения ребенка как полноценной и полноправной личности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.