Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллектив как объект и субъект воспитания.






1. Развитие теории коллектива в педагогики

2. Сущностная характеристика коллектива

Создание воспитательного детского коллектива – генеральная линия воспи-тательной работы общеобразовательной школы. Особенно актуальной эта про-блема становится сегодня, когда в условиях нестабильности общества (а именно то явление произошло в России в результате смены экономического и политиче-ского курса) изменились идеологические и идейные ориентиры молодежи, а ос-лабление влияния пионерской и по существу роспуск комсомольской организаций поставили под угрозу возможность управлять процессом формирования личности в коллективе и через коллектив. Под сомнение ставится сегодня и вопрос о том, следует ли фетишизировать роль коллектива в жизни и становлении подрастаю-щего поколения: оппозиционные нападки на сторонников коллектива как объекта и субъекта воспитания продолжаются до сих пор.

История педагогической мысли отразила идеологическую и методологиче-скую суть борьбы сторонников и противников воспитания в коллектива. Извест-но, что основным доводом тех, кто выступает против коллективизма, является ут-верждение того, что коллектив подавляет личность, уничтожает уникальность че-ловека, превращает его в «стадное» животное, заставляя подчиняться воле и тре-бованиям коллектива (типичным образцом такого подхода к оценке воспитатель-ного потенциала коллектива является педагогика экзистенциализма с присущим ей культом индивидуализма). Противник коллектива приводят примеры, свидетельствующие о конформизме, отчуждении тех детей, которые не похожи на других, имеют свою жизненную позицию, думают по-иному и противятся подчи-нению их большинству. Следует признать, что такие случаи имеют место в школьной практике, однако причину конфликта правильнее было бы объяснить не враждебностью коллектива (о различных уровнях и стадиях развития коллектива

 

 

речь пойдет ниже). Крушение идеологии коммунизма, основанной на парадигме воспитания в коллективе и через коллектив, усилило оппозиционные нападки, по-этому так важно разобраться в том, что такое коллектив как педагогический фе-номен, какова его воспитательная сила и может ли человек состояться как лич-ность и жить вне коллектива.

Задумывались ли вы над тем, с чего начинается для ребенка школа? Конеч-но же, с новизны ощущений и впечатлений: со школьной формы, которая воспри-нимается первоклассником как атрибут взросления, с первой учительницы, с 30-35 сверстников, объединившихся в понятие «мой класс». Однако «класс» и «классный коллектив» - понятия не синонимичные. К сожалению, довольно часто класс так и не становится коллективом, и это затрудняет решение, прежде всего воспитательных, развивающих задач.

Что же такое воспитательный коллектив и каковы его сущностные черты? Любой, даже самый далекий от педагогики человек скажет, что это группа людей, и таким образом подчеркнет, что коллектив – явление социальное. И это действи-тельно так, ибо объединения людей, собравшимся вместе в устойчивые группы по различным мотивам и идейным соображениям, есть неотъемлемая составляющая социума.

Однако объединиться в группы недостаточно для того, чтобы именовать се-бя коллективом и обладать всей его воспитывающей силой. Для этого нужно не-что большее, и это нечто большее педагогика называет сущностными признаками коллектива. Напомним, что слово «коллектив» происходит от латинского «сollec-tivus» - «собирательный», и это изначально указывает на то, что коллектив – группа людей. Кстати, количество людей в этих группах может быть разным и колебаться от минимума (3-4 человека – семейный коллектив) до 1000 и более (коллектив производственный).

Но вернемся к признакам коллектива. Назовем главные из них.

1. Коллектив – это группа людей, объединенная общественно значимой це-лью.

 

 

Именно общественная, социальная значимость цели отличает настоящей коллектив от преступного, асоциального сообщества. В своей книге «Тимур и его команда» А. Гайдар противопоставил команду (так он называл коллектив ребят) Тимура и шайку Квакина прежде всего по тем целевым установкам, которыми ру-ководствовались в своих действиях герои и антигерои повести.

2. Наличие совместной деятельности, организованной для достижения обще-ственно-значимой цели. Эта деятельность может быть краткосрочной по времени (сборная команда для участия в соревнованиях) и достаточно длительной (именно последняя и оказывает влияние на доведение коллектива до высшей стадии зрело-сти).

3. Организованная для достижения общественно-значимой цели совместная деятельность обладает необходимым воспитательным потенциалом тогда, когда она основана на взаимоподдержке, взаимопомощи, сотрудничестве, когда цель и деятельность приняты всеми ее участниками, когда каждый член коллектива от-ветственен за решение общей задачи.

4. Как правило, деятельность является результатом инициативы самих ребят, и инициатива это невозможна без организационно оформленной самостоятельности наиболее творчески мыслящих, обладающих организаторскими способностями членов коллектива, поэтому еще одним признаком воспитательного коллектива является наличие органов самоуправления.

Следует отметить также, что коллектив представляет собой достаточно ус-тойчивую группу, хотя ротация в ней неизбежна; с выработанным в этой группе правильным общественным мнением.

Таким образом, воспитательный коллектив – это устойчивая группа людей, объединенных общественно значимыми целями, для достижения которых органи-зуется совместная деятельность, формирующая отношения ответственной зави-симости, товарищества, взаимоподдержки. Коллектив имеет органы самоуправле-ния, избираемые всеми его членами. Это лишь одно из определений понятия

 

 

«воспитательный коллектив». Авторы не настаивают на признании его приори-тетности.

Известно, что идея воспитания детей в коллективе не нова: история педаго-гической науки и практики свидетельствует об интереснейшем опыте, накоплен-ном человечеством за долгие годы своего существования. Опыт коллективного воспитания знаком спартанцам, средневековым педагогам, школам эпохи Про-свещения. В коллективе формировали детские души Я.А. Коменский (он созда-тель классно-урочной системы), И. Песталоцци (приют для детей), Р. Оуэн («ин-ститут формирования характера»). В истории отечественной педагогики коллек-тивное воспитание блестяще осуществляли Л.Н. Толстой (Яснополянская школа), С.Т. Шацкий (опытно-показательная станция «Бодрая жизнь»), А.С. Макаренко (колония им. Горького и коммуна им. Ф. Дзержинского), В.А. Сухомлинский (Павлышская «Школа радости») и др. Все они руководствовались пониманием социальной сущности человека и тезисом, который во второй половине XIX века был озвучен марксистами: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Воспитание в коллективе и через коллектив провозглашалось стратеги-ческой линией образовательной политики нового советского государства. В «Дек-ларации о единой трудовой школе», принятой в 1918 году, сказано: «В воспита-нии самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива». Именно с этого времени начинается интенсивная разработка научно-методических основ теории воспитания детского коллектива. И сегодня педагогической классикой ос-таются для нас труды Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и их едино-мышленников. Конечно, изменения, происходящие в обществе, вносят свои кор-рективы в теоретическое осмысление воспитательных возможностей коллектива, и над этой проблемой сегодня успешно работают Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, В.А. Караковский и др., на в коей мере не умаляя роли коллектива в воспитании подрастающего поколения, не фетишизируя ее, но осмысливая инновационные аспект применения классических постулатов теории коллектива в практике со-временной школы. Так, В.А. Сухомлинский «Сердцах отдаю детям, Мудрая

 

 

власть коллектива», «Рождение гражданина») акцентировал внимание на само-чувствии ребенка в коллективе, на идее ценности каждой личности в коллектив-ной среде и таким образом убеждал, что воспитание в коллективе согласуется с личностно-ориентированным подходом к воспитанию. Это же подтверждается разработанной И.П. Ивановым коммунарской методикой коллективных творче-ских дел, успешно применяемой в современной школьной практике. Анализ опы-та этих и других отечественных педагогов позволил нашим ученым внести в тео-рию коллектива новые идеи. А.В. Мудрик, Л.И Новикова, Н.Е. Щуркова рассмат-ривают коллектив как социально-педагогическую систему, которая включает дифференцированное единство различных (разнотипных) коллективов детей: класс, кружок, спортивная секция, учебно-производственная бригада, обществен-ная организация, неформальные объединения (если они реализуют общественно значимые цели). И, что очень важно, проблема воспитания в коллективе исследу-ется сегодня в контексте модернизации системы российского образования и при-нятой в отечественной педагогике концепции личностно-ориентированного вос-питания.

Всем нам хорошо знакомы слова из известной детской песенки: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много». Вот это ощущение общности, комфорта, за-щищенности, силы, ответственности за себя и того, кто рядом, и является, строго говоря, тем социальным и личностным ориентиром, который формируется в кол-лективе.

Н.К. Крупская определяла коллектив как «группу, сплоченную общими пе-реживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (Пед. соч.: в 10 т. М. 1958. т.2 с. 198-199). А.С. Макаренко писал: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет орга-ны, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозави-симость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (Соч.: в 7 т. М., 1958. т. 5. с. 229).

 

 

Конечно, создать настоящей коллектив, который бы стал средством форми-рования полноценной личности, сложно; часто педагогу приходится начинать с нуля. Поэтому важно знать, какие ступени, стадии проходит «живой организм» коллектива в своем развитии и какова роль педагога (для него коллектив прежде всего объект воспитания) в этом процессе. Следует отметить, что деление на эта-пы условно, так же как условны и границы этих этапов; различное количество стадий называют А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.Н. Лутошкин и др. Но обра-тимся к А.С. Макаренко, который выделил 3 стадии развития детского коллекти-ва:

I стадия.

Группа детей представляет собой аморфную, разрозненную массу, внутри которой возможны стихийно возникающие, быстро распадающиеся малые груп-пы. Нет общей цели, нет совместной деятельности, нет взаимопонимания и взаи-моответственности. Однако наблюдается стремление к лидерству, самопожертво-ванию.

На этой стадии главенствующей функций педагога является организацион-ная функция. Он должен:

1. найти стержневую идею, которая поможет объединить учащихся (сформу-лировать цель на ближнюю и дальнюю перспективу, организовать совместную деятельность, учитывая заинтересованность в ней большинства)

2. наблюдать за ребятами, определяя наиболее инициативных, авторитетных учащихся, которые способны составить ядро будущего коллектива, его актив (ак-тив – первая ступенька ученического самоуправления).

Первая стадия развития коллектива характеризуется тем, что качество спла-чивающего средства выступает требование педагога к учащимся, причем требо-вание, которое высказано в форме, не допускающей возражений, т.е. категорично, жестко, с некоторой долей авторитарности. Формула воздействия такова: педагог-учащиеся.

 

 

II стадия.

Группа становится более управляемой: ребята прислушиваются как к мне-нию педагога, так и к мнению наиболее авторитетных членов группы. Создан ак-тив, который становится проводником требований педагога. Имеется формула воздействия: педагог-актив-учащиеся.

На этой стадии главной функцией педагога является функция коммуникативная. Его действия направлены на

1. дальнейшее сплочение учащихся;

2. формирование общественного мнения, расширение актива;

3. активизацию учащихся в решении общих задач;

4. создание традиций, стиля, тона внутриколлективных отношений, выработку стратегических направлений деятельности с максимальным вовлечением в кол-лективные творческие дела членов группы.

III стадия.

На этой стадии роль организатора ученической жизнедеятельности выпол-няют органы самоуправления (высшая ступень актива), возглавляемые наиболее инициативными и авторитетными лидерами. Требования к каждому ученику предъявляет сам коллектив, уже достаточно зрелый и сформированный. Формула воздействия выглядит так: коллектив-коллектив.

Функция педагога меняется: он осуществляет корректирующую деятель-ность, ибо коллектив сам становится инструментом воздействия на личность и выступает уже как субъект воспитания.

Выше уже говорилось о возможности выделения иных стадий, в частности увеличения их количества. Нам представляется это естественным и допустимым явлением: ведь главное – понять алгоритм становления и развития коллектива и подобрать нужные, наиболее четко решающие задачи в постепенной динамики рождения и совершенствование детского воспитательного коллектива. Нельзя не упомянуть об исследованиях А.Н. Лутошкина, который в своей работе «Как вести за собой» говорить о 5 стадиях, названных им очень образно:

 

1. Песчаная россыпь.

2. Мягкая глина.

3. Мерцающей маяк.

4. Алый парус.

5. Горящий факел.

Анализируя педагогический феномен коллектива как объекта и субъекта воспитания, нельзя не учитывать, что в школе (речь идет об основном типе учеб-но-воспитательных учреждений), как правило, существует целая цепочка коллек-тивов: первичные (классные) и вторичные (общешкольные). Кроме того в любой школе могут быть коллективы временные, отличающие частой смены состава: кружки, секции, ученические бригады, другие объединения. Сложность воспита-тельной работы связана с тем, что эти коллективы часто разобщены, функциони-руют сами по себе. Поэтому важнейшим направлением школьной воспитательной работы следует считать создание общешкольного воспитательного коллектива, воспитательной системы школы. Опыт многих школ свидетельствует о достиже-нии этой цели, в частности, с помощью коллективных творческих дел (КТД), в которых участвуют все ученики с I по IX классы, все учителя, все подразделения школы (библиотека, мастерские), родители и представители общественности. При этом концентрация воспитательной работы вокруг стержневых системообразую-щих дел для многих педагогических коллективов стала традицией. Приведем примеры.

В московской школе В.А. Караковского таких дел восемь:

1. Трудовая вахта – сентябрь

2. Музыкально-театральный праздник – октябрь

3. Месяц Москвы ноябрь

4. Праздник знаний Январь

5. Форум «Юность мира в борьбе за свободу и мир» - февраль

6. Лагерные сборы март

7. Вахта учебы, труда апрель

 

8. Праздник чести школы май

В выборе КТД учтены все аспекты воспитания, необходимые для формиро-вания базовой культуры личности.

Вот перечень (название) КТД одной из школ г. Дзержинска Нижегородской области.

1. «Шире круг друзей» - сентябрь

2. Мир сегодня – октябрь

3. Зимняя сказка – декабрь

4. Мир знаний и знаний и знания в мире январь

5. Ввысоке имя – солдат февраль

6. Со страною вместе рос и мужал мой город – март

7. Турслет – май.

В данной лекции мы осветили в основном классическую теорию коллекти-ва, разработанную в отечественной педагогике, теорию коллектива как объекта и субъекта воспитания, предоставляя возможность каждому решить, способствует ли воспитание в коллективе и через коллектив в реальных современных условиях формированию сегодняшних детей и подростков. Авторы верят в воспитательную силу коллектива, хотя понимают, что в педагогике нет универсальных средств и методов, и предлагают использовать в воспитательной работе весь методический и технологический арсенал.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.