Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка в педагогике проблемы цели воспитания.






1. Проблема целей воспитания в педагогической науки

2. Современные цели и задачи воспитания

Как уже говорилось выше, определение целей воспитания является одной из главных задач и актуальных проблем педагогической науки. И это не случайно. Бессмысленно заниматься воспитанием человека, не зная, какой результат мы хо-тим получить, какую личность и с какими характерологическими качествами мы должны формировать. Прав был К.Д. Ушинский, который так образно обозначил суть этого вопроса: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая но-вое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм ли…, просто ли дом, в котором жилось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие, раззолочен-ную ли гостиницу для обирания нерасчетливых проезжающих, кухню ли для пе-реварки съестных припасов, музеум для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому не нужного хлама? То же самое вы должны ска-зать о воспитателе, который не сумеет ясно определить вам цели своей воспита-тельной деятельности.» (К.Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания»).

Цель воспитания – это заранее определенные, обоснованные и спрогнозиро-ванные результаты воспитательной деятельности (по С.И. Ожегову, - это то, к че-му стремятся, что нужно осуществить). Достижению цели (или целей) воспитания подчинены все компоненты педагогического воспитательного процесса.

В.П. Симонов подтверждает эту мысль следующей схемой.

 

 

И действительно, от постановки цели до ее реализации процесс воспитания проходит длительный путь, требующий слаженного взаимодействия всех струк-турных компонентов воспитательной системы.

Проблема целей воспитания всегда была в центре внимания тех, кто так или иначе был связан с педагогикой и образованием, и имеет свою историю. Изучение динамики целевых установок в историческом контексте позволяет сделать важ-ный вывод: цели воспитания, его содержание и характер не выдумываются фило-софами, учеными или педагогами-практиками; они определяются конкретными социально-экономическими условиями и отражают потребности общества в кон-кретной модели человека.

Следует, однако, отметить, что изначально (на первых стадиях существова-ния человеческого общества интуитивно, а затем вполне осознанно) формирова-ние личности и воспитание человека было направлено на подготовку его к жизни и осуществлялось в нескольких важнейших направлениях, стремилось к опреде-ленной гармонии. Так, уже в первобытном обществе можно было обнаружить элементы трудового, умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания (конечно, лишь в самой примитивной и элементарной форме). Даль-нейшее развитие цивилизации подтверждало необходимость гармонии в воспита-нии человека, но варьировало акценты в целевых воспитательных установках.

 

 

Средства воспитания

 

Содержание процесса вос-питания

 

бъект и субъектеник

 

Субъект дея-тельности (учи-тель)

 

Результаты воспитания

 

Цель воспитания О (уч) 59

 

 

Развитие цивилизации подтверждало необходимость гармонии в воспита-нии человека, но варьировало акценты в целевых воспитательных установках.

В античной Греции следует искать истоки идеи гармоничного развития личности, которая реализовывалась практически в Афинской системе воспитания. Средневековье предало забвению эту идею. С новой силой и блеском она заявила о себе в эпоху Возрождения (XV – XVI века): ее сторонниками выступили Фран-суа Рабле, Томас Мор, Томмазо Кампанелла и другие известные представители этого времени. В XVII – XVIII веках идею всестороннего и гармоничного разви-тия личности поддержали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж Руссо и другие просветители, формулирую и утверждая ее как цель воспитания. Теоретическую завершенность идее гармоничного и всестороннего развития личности как цели воспитания придали в XIX К. Маркс и Ф. Энгельс, которые, во-первых, сформулировали само понятие и, во-вторых, назвали те ус-ловия, при которых становится возможной ее (идеи) реализация. В «Инструкции делегатам Временного центрального совета по отдельным вопросам» К. Маркс писал: «Под воспитанием мы понимаем 3 вещи: во-первых, умственное воспита-ние, во-вторых, физическое воспитание, в-третьих, техническое обучение, кото-рое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновре-менно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». В других работах К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на важ-нейшую роль в формировании личности нравственного и эстетического воспита-ния, таким образом формулируя основные структурные компоненты всесторонне-го развития личности: умственное, трудовое, нравственное, физическое и эстети-ческое воспитание. Отрицая идеологический контекст философии Маркса и Эн-гельса, их современники и педагоги – представители следующих этапов развития педагогической мысли в целом были вынуждены признать правомерность такого подхода к трактовке целей воспитания, но, как уже было сказано выше, в соответ-ствии со своими концепциями смещали акценты целевых воспитательных устано-вок. Идею гармоничного и всестороннего развития личности как целевого ориен-

 

 

тира поддержали и прогрессивные российские педагоги: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптеров и другие.

С первых же дней становления советской системы образования идея фор-мирования всесторонне и гармонично развитой личности как цели воспитания была воспринята отечественной педагогической наукой и практикой. Необходи-мость решения этой задачи отражала суть стратегического курса. принятого но-вым, советским обществом, - курса на гуманизацию образования, обучения и вос-питания. Стране нужны были интеллектуальные, наделенные высокими нравст-венными качествами, физически здоровые люди, активные созидатели и творцы новой жизни, и это придавало реализации принятой идеи социальную значимость. И следует отметить, что в созданных лучшими советскими педагогами воспита-тельных системах (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, С.М. Ривес и др.) 20х-30х годов XX века успешно решалась эта задача.

Однако считать проблему постановки и приятия обществом четко содержа-тельно определенной цели воспитания решенной до конца нельзя. Об этом свиде-тельствует отсутствие прямых формулировок целей воспитания в важнейших нормативных документах. Так, в Законе РФ «Об образовании» в статье 14 гово-рится, что содержание образования ориентировано на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации, должно обеспечить формирование у молодого поколения интеграцию в мировую и национальную культуру, формиро-вание человека и гражданина.

В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (2000-2005 гг.) подчеркивается, что система образования служит интересам «формирования гармоничного развитой, социально активной, творче-ской личности … формированию гражданственности, трудолюбия, нравственно-сти, уважения к свободам и правам человека, любви к Родине, семье, окружаю-щей природе».

В педагогической литературе система целей воспитания обосновывается на текущий период и перспективу. И это не случайно: достижение целей воспитания

 

 

требует долговременных усилий, осуществляется поэтапно, до и содержательный аспект целевых установок может потребовать корректировок в связи с текущими изменениями в жизни общества. Безусловно, прав был А.С. Макаренко, учиты-вающий необходимость перспективного видения воспитательного процесса и сформулировавший закон перспективных линей.

Современные ученые в определении целей воспитания опираются на аксио-логический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обще-стве ценностях (В.А. Сластенин, Н.Д Никандров, В.В. Николина и др.). На наш взгляд, наиболее полную и развернутую цель воспитания определил Н.Д. Никанд-ров. О книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». М., 2000. Он пишет: «Цель социализации и воспитания – патриотом России, ориенти-рованный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур, стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный пра-вильно выбирать жизненные цели; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий, что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация человека есть ориентация на непрерывное по-ступательное общественное и относительно-дифференцированного распределе-ния количеством, качеством и квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимающий демократию как реальное народовластие, но пони-мающий и ограниченность ее современных форм в России; быстро адаптирую-щийся к изменяющимся условиям для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушный и одновременно готовый легальными методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности».

Н.Д. Никандров представил модель личности, востребованной современным обществом, и подтвердил мысль А.С. Макаренко, который утверждал, что воспи-татель должен уметь проектировать личность воспитанника, а для этого детально

 

 

представлять, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать (Макаренко А.С. Цель воспитания // соч.: в 7 т. Т.V. М., 1958).

Сказанное выше имеет прямой выход на проблему целей воспитания и воо-ружает педагогов-практиков правильным пониманием сложности и одновременно значимости решения этой проблемы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.