Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные методологические подходы к воспитанию






1. Основные подходы к воспитанию в педагогике

2. Характеристика современных методологических подходов к воспитанию

В качестве одного из позитивных явлений современной модернизации обра-зования следует отметить переориентацию образовательной системы на человека, ребенка, воспитанника, на развитие всех его сущностных сил, на сохранение его неповторимости,, уникальности, на стимулирование в нем стремления к самовос-питанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Поставленная перед педаго-гами гуманистическая задача вызвала необходимость пересмотреть идеи и спосо-бы педагогической деятельности, взгляды на воспитание, в частности подходы к нему. Изучение, анализ, научное обоснование подходов к воспитанию стало за-метным событием (яркой страницей) педагогической теории и практики. Термин «подход» имеет несколько значений, но в педагогике он означает прежде всего направленность, сориентированность педагога на использование в своей деятель-ности совокупности способов и технологий, нацеленных на повышение эффек-тивности работы (см. книгу Е.Н. Степановой и Л.М. Лузиной, с. 83). Следует иметь в виду, что термин «подход к воспитанию» использовался и раньше, до процесса модернизации, однако речь шла в основном о возрастном, индивидуаль-ном и дифференцированном подходах. Современная научно-педагогическая лите-ратура предлагает более полный, научно обоснованный набор подходов к воспи-танию, неотъемлемыми компонентами которых являются:

− основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобра-зования воспитательной практики;

− принципы как исходные положения и главные правила осуществления воспи-тательной деятельности;

− приемы и методы построения процесса воспитания (там же, с. 84).

 

 

Проблема подходов к воспитанию, их классификации и систематизации стала предметом исследования и профессионального интереса многих ученых. Внесли свой вклад к ее осмысление и преломление в практической деятельности и профессора кафедры общей педагогики НГПУ В.В. Николина, Л.В. Загрекова, Ф.В. Повшедная.

В современной педагогической науке объективно существуют различные методологические подходы, на основе которых определяются способы изучения и преобразования педагогической теории и практики. Основными из них являются: системный, гуманистический, личностно-ориентированный (личностно-деятельный); креативный, антропологический, культурологический, социологиче-ский, технологический, информационный, целостный. Кроме того сегодня выде-ляются еще цивилизационный (Г.Б. Корнетов), инновационный (Л.С. Подымова), аксиологический (Е.В. Бондаревская), полисубъектный (диалогический), этнопе-дагогический (Г.Н. Волков), акмеологический (В.Н. Максимова), синергетический (Ю. Шаронов). Кратко рассмотрим их сущность.

Системный подход позволяет рассматривать педагогическую деятельность как открытую социально-педагогическую систему.

Гуманистический и личностно-ориентированный подходы достаточно рас-пространены в современной педагогике. В рамках этих подходов ценность лично-сти, ее осмысление привносится в педагогику из психологии.

В центре внимания креативного подхода – творчество и личность. Все ос-новано на интуитивных личностно ориентированных представлениях, которые не учитывают логические и технологические аспекты интеграции творчества и лич-ности.

В антропологическом подходе главным объектом выступает человек, лич-ность, культура.

Полисубъектный (диалогический) подход основан на вере в неограничен-ные творческие возможности постоянного развития и совершенствования челове-ка.

 

 

Культурологический подход – культура в нем выступает как ценность, но зачастую представления о культуре сводятся к поведению человека в обществе.

Социологический подход – рассматривает педагогические явления с пози-ции общественных потребностей состояния социума.

Этнопедагогический подход – в нем проявляется единство интернациональ-ного (общечеловеческого), национального и индивидуального.

В технологическом подходе системообразующим элементом служит техно-логия, посредством которой осуществляется взаимодействие педагога и учащих-ся.

Инновационный подход предполагает переход к принципиально новой стратегии развития образования с учетом преемственности гуманистических тра-диций и открытости другим направлениям.

В информационном подходе содержание рассматривается как базовый оп-ределяющий компонент в технологической и педагогической системе.

Цивилизационный подход – его предметом становится «совокупность всех форм человеческой жизнедеятельности в их историческом развитии и преемст-венности».

Целостный подход – наиболее интегрированный современный подход, рас-сматривающий систему как комплекс материальных компонентов и структур.

Названные методологические подходы носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформируются, поэтому провести чет-кую границу между ними достаточно сложно. Следует учесть, что у них есть об-щие характерные черты, и это способствует развитию современной теории и практики воспитания.

Рассмотрим подробнее некоторые из современных методологических под-ходов.

1. Системный подход является одним из ведущих подходов в педагогике, он обусловлен признанием того, что воспитание, как и весь педагогический процесс, функционирует в пространстве многочисленных систем, взаимосвязанных эле-

 

 

ментов. Корни системного подхода следует искать в философских воззрениях Аристотеля, Платона, и других известных философов. Научное обоснование он получил в середине XX века; в России его актуализация связана с исследованиями Л.И. Божович, В.И. Сластенина, Л.К. Новиковой и др. В отечественной педагоги-ке стал применяться в 70е годы прошлого столетия.

Следует отметить, что жизнеспособность этого подхода подтвердили педа-гоги-практики. Так, воспитательная система, созданная А.С. Макаренко, бесспор-но, опирается на системный подход и отражает его сущность: объект воспитания рассматривается как сложная, многофункциональная система, в свою очередь ис-пытывающая комплекс воздействий. Поэтому процесс воспитания должен нести в себе все компоненты, свойственные системе как философскому и педагогическо-му феномену.

2. Личностно-ориентированный подход в конце XX века начале XXI века стал одним из наиболее популярных, воспринятых практически как руководство к действию и реализации подходов. На протяжении нескольких десятков лет являл-ся методологической ориентацией в педагогической деятельности. Основы этого подхода заложены в работах зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе и др.) и отечественных (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.) психологов. В современ-ной отечественной педагогике личностно-ориентированный подход стал предме-том исследования Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой И.С. Якиманской и других. В течение 5 лет он был одним из направлений научной деятельности кафедры общей педагогики НГПУ и разрабатывался под руководством профессоров В.В. Николиной, Л.В. Загрековой, Ф.В. Повшедной. Сущность этого подхода состоит в том, что воспитание ориентировано на личность ребенка, на создание необходи-мых условий для самопознания, самовоспитания и самореализации человека, раз-вития его неповторимой индивидуальности, субъективных качеств.

Главное в личностно-ориентированном подходе, как утверждает И.С. Яки-манская, «не формировать заранее заданные свойства, а помочь личности познать

 

 

себя, самоопределиться и самореализоваться», поддержать «человека в человеке» и развить в нем механизмы самовоспитания, адаптации, саморегуляции.

В связи с тем, что системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность, он предполагает, как было сказано выше, ориентацию в воспитательном процессе на личность как субъект, объект и результат самобытного личностного самообразования.

3. Личностно-ориентированный подход тесно связан с деятельностный под-ходом, основой которого является признание того, что становление и развитие че-ловека происходит в деятельности и предполагает его активную деятельностную позицию: человек должен рассматривать свою жизнедеятельность как предмет и средство своего преобразования. У истоков научного обоснования сущности дея-тельностного подхода в воспитании стояли российские психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Значительный вклад в изучение личности внесли педагоги Л.И. Божович, В.А. Караковский и др., акцентирующие внимание на том, что ребенок является субъектом деятельности, а воспитание – путь, восхождение к субъектно-сти. Деятельному подходу в профессиональном становлении будущих педагогов посвятили свои исследования профессора НГПУ В.А. Глуздов, В.В. Николина, Л.В. Загрекова, Ф.В. Повшедная. Так, В.А. Глуздов подчеркивает, что деятельно-стный подход помогает учащимся и студентам найти точку опоры для проявления своей индивидуальности непосредственно в учебно-воспитательном процессе; 3 группы специфических особенностей обучения и воспитания выделяет Л.В. За-грекова; В.В. Николина и Ф.В. Повшедная отмечают, что в современных услови-ях развития образования с позиции деятельностного подхода значительно возрас-тает роль самообразования, построенная на деятельностных основаниях, потенци-ально позволяет решить главную проблему современного образования – форми-рование личности как активного и творческого субъекта собственного развития и развития окружающей действительности. Кроме того деятельностный подход су-щественно изменяет понимание качества и результата воспитания: они определя-ются не только знаниями, умениями, навыками, которые изучили и усвоили вос-

 

 

питуемые, а тем, прежде всего, насколько будет развита их потребность и способ-ность к самосовершенствованию.

4. Аксиологический (ценностный) подход.

В последние годы в отечественной педагогике возрастает интерес к аксио-логии – науки о ценностях, которая рассматривается как основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Разработка аксиологическо-го подхода в воспитании связана с именами ведущих отечественных педагогов А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина, В.Н. Максимовой, В.В. Ни-колиной и других.

Следует отметить, что обращение к ценностям – главная отличительная черта нашего времени, важнейшее направление в государственной политики в об-ласти образования. В Законе РФ «Об образовании» и в «Национальной доктрине развития образования в России» подчеркивается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, которое во многом за-висит от ее ценностей. Согласно аксиологическому подходу человек рассматрива-ется как высшая цель и ценность общества и как самоцель социального, личност-ного и профессионального развития. Профессор НГПУ В.В. Николина подчерки-вает, что аксиологический подход требует особое внимание на изучение не абст-рактного, а конкретного человека в определенных историко-социокультурных ус-ловиях жизни, в каждодневных формах его существования, включать в воспита-тельное поле такие аксиологические феномены, как ценности, мотивы, пережи-вания, веру, созидание, и идеал.

Таким образом, главной особенностью аксиологического подхода в педаго-гике является гуманистическая ценностная ориентация человека, формирование у подрастающего поколения способности выбрать и принять те общечеловеческие (гуманистические) ценности, которые помогут его личностной и профессиональ-ной самореализации.

5. Культурологический подход был впервые реализован в России С.Т. Шац-ким. Принципиально важным в исследованиях С.Т. Шацкого является то, что

 

 

культуру он рассматривал как средство развития и воспитания личности, как главное условие гармонизации отношений человека с окружающим миром, при-родой и самим собой.

Современные исследователи проблемы считают, что культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры. ориентирует систему об-разования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская). По мнению В.А. Сластенина, Ф.В. Повшедной самоопределение в культуре, выработка на этой основе жизнен-ной позиции, своего жизненного кредо – центральная линия в формировании лич-ности.

Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рас-сматривается в качестве социально-антропологического и собственно педагогиче-ского явления. Это позволяет изучать педагогическую деятельность на общекуль-турном фоне, исследовать ее факты и явления в русле педагогики и культуры.

Современная наука рассматривает культуру «как процесс и результат пре-образовательной деятельности, совокупность материальных и духовных ценно-стей. которые являются основой развития всех сущностных сил личности».

Культурологический подход обеспечивает сохранение, передачу, воспроиз-водство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры. Важ-нейшим условием этого является интеграция образования в культуру, и, наоборот, культуры – в образование, тем самым, по нашему мнению, культурологический подход тесно связан с акмеологическим подходом.

6. Акмеологический подход. Корни акмеологического подхода уходят в пе-дагогическую деятельность К.Д. Ушинского, который считал необходимым включить в теоретическое обоснование педагогики воздействие всех наук, изу-чающих человека и учитывать их при осуществлении педагогического процесса. Основными методологическими категориями акмеологического подхода являют-ся развитие и человек как продукт социального и биологического развития.

 

 

Теоретической основой акмеологического подхода к развитию личности в системе образования является акмеология (от греч. акме – вершина, пик, расцвет) – «это интегрированная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма. В ней интегрируются знания фило-софии образования, психологии, педагогики, генетики, валеологии, физиологии, целостного учения о человеке». И особенно важно, что новая интегрированная наука рассматривает закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни.

Акмеологический подход ориентирован на целостное и устойчивое разви-тие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях этих систем. При таком подходе методологическая категория «акме», вершина развитии человека – это зрелая личность, способная к проектированию и осуще-ствлению высших достижений в своем личностном саморазвитии на основе цело-стной жизненной позиции и новой стратегии жизни.

7. Синергетический подход (от греческого «синергейя» - сотрудничество, совместное действие). Это научное направление сравнительно молодо. Его разра-боткой занимаются отечественные педагоги Н.А. Рыбников, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др. Синергетический подход основан на признании – необходимости ис-пользования в воспитании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию, самостроительству и самореализации личности. Данный подход ставит вопрос о соединении педагогики с реальной жизнью в России, с социаль-ной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.

Выше уже было сказано, что названные методологические подходы имеют общие черты и взаимосвязаны друг с другом. И это не случайно. Ибо все они от-ражают стратегические направления модернизации образования, требующей из-менения педагогического мышления, перехода от авторитарной к демократиче-ской педагогике. Поэтому все подходы предполагают

• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;

 

• гуманное общение людей, основанное на взаимном уважении и доверии;

• деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• создание условий для самовыражения, самоутверждения и са-модеятельности человека

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.