Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория иерархии потребностей по А. Маслоу






Человек испытывает потребность, когда ощущает физиоло­гически или психологически недостаток чего-либо. Хотя кон­кретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определен­ные потребности, которые каждый человек может почувство­вать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по опре­деленным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей, однако большин­ство психологов соглашаются, что потребности можно класси­фицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиоло­гическими и, как правило, врожденными. Пример таких потребно­стей — потребности в пище, воде, дышать, спать и т.д. Вторичные потребности — потребности психологические: потребности в успе­хе, уважении, привязанности, власти; потребность в принадлежно­сти кому или чему-либо. Первичные потребности заложены гене­тически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потреб­ности людей различаются в большей степени, чем первичные.

В 1943 г. психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Выглядит иерархия следую­щим образом (см. рис. 6.2).

• Физиологические потребности - нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни.

• Потребности безопасности — нужда в безопасности, за­щите, порядке, мире.

• Потребности в любви — нужды любви и принадлежно­сти. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе; эти нужды назы­ваются социальными потребностями.

• Потребности в уважении — статус, престиж, слава, успех, внимание.

• Потребности в самовыражении - высший уровень, по А. Маслоу, — нужда в превращении потенции в действительность, достижении того, чего можно достичь. Эта потребность может осуществиться в разных вещах — написании поэмы, воспитании семьи или чем-то подобном.

Теория А. Маслоу основана на исследовании пациентов с нервными расстройствами и применяется в различных областях в настоящее время, в том числе и в менеджменте.

Потребности, которые удовлетворены, не действуют как мотиваторы. Заключенный не увеличит свои порывы к труду иначе как за обещание дополнительного куска хлеба. Высокооп­лачиваемый специалист связывает свою мотивацию в наивыс­шей исполнительности с нуждой в самовыражении. Между эти­ми двумя крайностями лежат потребности и других уровней, кото­рые будут использоваться умными менеджерами и будут игнориро­ваться авторитарными управленцами с жестким руководством.

 

 

Рис. 6.2. Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

Теория А. Маслоу оказала большое влияние на развитие со­временного менеджмента. Однако жизнь показала, что в ней есть ряд очень уязвимых моментов. Так, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, воз­раст, пол, и так далее); не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это пред­ставлено в «пирамиде» А. Маслоу; удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.