Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы организаций по взаимодействию с человеком






Организации различаются по характеру взаимодействия на уровне «индивид — организация». Основа данного различия — приоритетность той или иной взаимодействующей стороны по ря­ду важных организационных переменных, характеризующих такое взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных выступают те, которые связаны с организационной культурой, а именно, ценно­стные ориентации, нормы и т.п. Соответственно выделяются орга­низации корпоративного и индивидуалистического типов.

Корпоративная организация. Корпоративная организация или проще - корпорация рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Следует отличать ее от корпорации как субъекта права — юридического лица.

Корпоративная организация предполагает:

1. Объединение людей через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.

2. Помимо объединения ресурсов, монополию, и — главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных - ос­новной принцип в борьбе против внутренних конкурентов, а отсюда - тенденция к уравниловке.

3. Доминирование иерархических властных структур — ин­тересы «разделенных» людей согласовываются лидерами корпо­раций, что и является основным источником их власти.

4. Постоянное поддержание дефицита тех или иных ресур­сов, а если необходимо, то и его обострение. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита слу­жит для них еще одним важным источником власти.

5. В качестве субъекта интереса в корпорации — саму груп­пу, коллектив или всю организацию. Персонализация индивида осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. От­сюда — ложная солидарность, квазипатриотизм, групповщина.

6. Ответственность организации за своих работников, за челове­ка. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по от­ношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком.

7. Принятие решений по принципу большинства или стар­шинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчи­вается его уходом из организации. Завоевание руководителем большинства вынуждает его к популистским действиям. Борьба за сторонников в организации развивает у руководителя поли­тические способности, а не профессиональные и деловые навы­ки и умения.

8. Подчиненность интересов воспроизводства работника интересам производства (или любой другой деятельности) кор­поративной организации. Создаются условия, в которых работ­ники организации во все большей степени не способны обеспе­чить себя в работе необходимыми ресурсами, в особенности, информацией. Говоря другими словами, интересы работника всегда существуют в «завтра», а интересы корпорации — в «сегодня».

9. Двойную мораль в поведении - мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рамках корпоративной идеологии не имеет права на существование и, поэтому, как бы не регламентируется. На деле он часто выступает в извращенной фор­ме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного пове­дения. Отсюда, например, коррупция и взяточничество. Корпора­тивная мораль действует только в случаях, когда есть заинтересованные в ней. Многие могут брать взятки, но уж если кто-то по глу­пости попался, то на него изливается гнев всех членов организации.

10. Лояльность, приветствуется послушание ей и исполни­тельность, рождающие, в конечном счете, безответственность.

Индивидуалистическая организация — это объединение лю­дей, осуществляющих совместную деятельность; объединение свободное, открытое и добровольное. Ресурсы в такой организа­ции объединяются вокруг человека. Сама организация представ­ляет собой совокупность или сообщество полуавтономных обра­зований. Совместная собственность в таких организациях - это не собственность всех, а собственность каждого из членов коллектива.

Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и корпорации в деятельности ее чле­нов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализо­ванным структурам.

Вместо властной иерархии здесь господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов.

Дефицит или ограничение возможностей членов организа­ции в их деятельности заменяется созданием условий для свободно­го поиска возможностей и их наиболее полного использования.

Субъектом интереса в индивидуалистской организации ста­новится личность. Все в организации начинает строиться вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его спо­собности и мотивированность проектируется или создается работа.

В такой ситуации человек начинает отвечать сам за себя. Возникает суверенитет личности. Индивид становится способ­ным к организации, что стимулирует развитие творчества и ини­циативы в его работе.

Принятие решения в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. Решение не принимается, если против него выступает меньшая часть членов или хотя бы один член организации. Принцип меньшинства помогает установить популизм в действиях руководства, помога­ет выработать умение слушать и убеждать других. Политиканст­во заменяется деловитостью и профессионализмом.

В индивидуалистской организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку представляется воз­можность самообеспечения своей деятельности. Его «сегодняш­ний» интерес превращается в «завтрашний» интерес организа­ции. Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в орга­низации, так как признается и допускается всеми ее членами. Отсюда, истинное, а не поддельное уважение к себе и в отно­шениях между людьми, расчет вместо слепой веры. Преобладает лояльность своим убеждениям, что еще больше укрепляет уве­ренность индивида в правоте своих действий.

От того, какого типа организации распространены в эконо­мике — корпоративные или индивидуалистские, зависит во мно­гом степень ее развитости и возможности гибко и быстро реаги­ровать на изменения других составляющих внешней среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.