Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы организаций по взаимодействию с внешней средой






От того, как организована система, зависит ее способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а, следовательно, развиваться. Понять эту систему можно, определив характер взаи­модействия отдельных ее частей внутри, и системы в целом с окру­жающим миром по схеме: «организация - внешняя среда»; «подраз­деление - подразделение»; «индивид - организация».

Способы взаимодействия сторон на этих уровнях характеризу­ют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она служит своей главной цели — ор­ганизации взаимодействия индивида и внешней среды. Важное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

На проектирование организации и выбор организационной структуры влияет ряд факторов:

• сложность и динамизм внешней среды;

• технология работ в организации;

• поведение работника;

• стратегический выбор руководства.

Воздействие каждого из указанных факторов предопределя­ет конструкцию, которая наилучшим образом будет обслуживать интересы организации.

Ключевыми решениями в отношении проектирования ор­ганизации являются:

• степень разделения труда;

• тип департаментизации;

• способ координации;

• масштаб управляемости;

• количество уровней управления;

• способ распределения прав и ответственности;

• соотношение централизации и децентрализации в приня­тии решений.

Эти решения отражают сложное взаимодействие между тем, что определяет организацию и тем, как управляют организаци­ей. Динамизм такого взаимодействия не позволяет менеджерам останавливаться раз и навсегда на каком-то одном типе органи­зации или ее структуры, равно как не существует единственно лучшей организационной структуры: «Все зависит от...». В соот­ветствии с ситуационным подходом, чем больше организацион­ная структура соответствует воздействующим на нее факторам, тем больше она подходит для организации.

Взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или орга­нического подходов и соответственно организация может полу­чить одну из этих характеристик. Так для механистического типа организации характерны:

• экстенсивное использование формальных правил и процедур;

• централизованное принятие решений;

• узко определенная ответственность в работе;

• жесткая иерархия власти в организации.

С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная техноло­гия (низкая неопределенность в том, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Многие специалисты считают механистический подход си­нонимом веберовской бюрократической организации со сле­дующими характеристиками:

• организация действует в соответствии с правилами и процедурами, специально установленными высшим руково­дством для контроля поведения работников;

• руководители при принятии решений следуют формаль­ным правилам и процедурам, а не личностным предпочтениям;

• работник подчиняется управленческой должности, а не личности ее занимающей;

• каждый работник узко специализируется в работе, имеет четко очерченные обязанности, необходимые права и власть для принуждения;

• организация построена по строго иерархическому прин­ципу, где каждый нижестоящий уровень находится под контро­лем и управлением вышестоящего;

• кадры подбираются исходя из профессиональных качеств в рамках системы свободного набора. На должность назначают, а не выбирают;

• продвижение кадров осуществляется по служебной лест­нице по принципу старшинства или достижений. Решение о продвижении принимается вышестоящим руководством;

• в организации исключается совмещение в одном лице руководителя и собственника. Руководитель подчиняется тем же правилам дисциплины и контроля, что и все остальные.

Необходимо четко различать то, как должна работать бюро­кратическая организация и то, как она работает в ряде больших организаций.

Такие свои преимущества как универсальность, предска­зуемость и производительность бюрократическая система может реализовать если:

• в организации известны общие цели и задачи;

• работа в организации может делиться на отдельные операции;

• общая цель организации достаточно проста, чтобы позво­лить выполнить ее на основе централизованного планирования;

• выполнение работы индивидом может достоверно изме­ряться;

• денежное вознаграждение мотивирует работника;

• власть руководителя признается как законная. Для органического типа организации свойственны:

• слабое или умеренное использование формальных пра­вил и процедур;

• децентрализация и участие в принятии решений;

• широко определяемая ответственность в работе;

• гибкая структура власти;

• небольшое количество уровней иерархии. Такой тип организации эффективен в условиях, когда ис­пользуется не рутинная технология (высокая неопределенность в том, когда, где и как выполнить работу) и сложного динамично­го внешнего окружения.

Органические организации лучше взаимодействуют с новой ситуацией, быстрее адаптируются к изменениям и, в целом бо­лее гибки. Суть органической организации — ее прямая проти­воположность «идеальной» бюрократии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.