Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии.






Верования могут меняться во времени. Однако в тот мо­мент, когда человек имеет какие-то определенные верования об объекте, он обычно воспринимает и оценивает объект в соответ­ствии с этими верованиями. По поводу одного и того же объек­та может быть множество различных верований, так как обычно верования относятся к отдельным характеристикам объекта. На­пример, по поводу одного человека могут быть следующие веро­вания: 1 — надежный человек; 2 — хороший специалист; 3 - компанейский человек; 4 — человек, обладающий слабым здоровьем и т.п.

Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей от внеш­них источников. Очень часто верования носят характер обобще­ния единичного опыта. Часто они возникают у человека в ре­зультате способностей других людей убеждать в правоте своего суждения, своего верования. Поэтому, хотя человек принимает свои верования за истину, они далеко не всегда полностью со­ответствуют действительности.

Принципы. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их пове­дение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей.

Принципы формируются на основе системы ценностей, яв­ляются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощения верований в виде определенных стандартов поведения.

Люди не обязательно осознают, какие ценности и верования находят свое воплощение в отдельных принципах. Часто принципы принимаются людьми как верования, и они следуют им в своей дея­тельности, не задаваясь вопросом по поводу оправданности следо­вания этим принципам, и почему они им следуют. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими фор­мами познания окружающей действительности.

1.5 Адаптация человека и организации

1.6 Краткие выводы


Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1. Исторические предпосылки менеджмента

2.2 Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ

2.3 Процессный подход

2.4 Системный подход

2.5 Ситуационный подход

2.6 Краткие выводы

 

 

Литература

1 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент.: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Ю.А.Цыпкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 51- 110

 

2.1. Исторические предпосылки менеджмента

Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей, а основы реалистичного воззрения на управление как на процесс, возникающий из необходимости достижения общих целей в ходе совместной жизнедеятельности людей, были заложены еще в античности.

Платон, например, рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. Мудрое управление, полагал он, должно основываться на всеобщих и разумных законах. Однако законы сами по себе слишком абстрактны и догматичны для того, чтобы на их основе можно было бы отыскать правильное решение в каждой конкретной ситуации. В своем практическом осуществлении управление обществом есть род искусства и поэтому целесообразна принадлежность властных полномочий не законам как таковым, а некоему политику, владеющему искусством управления обще­ственными делами на основах разума, способного к правильной интерпретации и применению этих законов.

Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), в рамках которой указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечал Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.

Эпоха рабовладения в целом характеризовалась преобладанием методов прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, принудительный труд обнаружил органически присущую ему неэффектив-ность, и заменившая его система наемного труда зарождавшейся буржуазной эпохи основывалась на принципиально ином, опосредованном, механизме соци­ального принуждения, широко использующем материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом.

Являясь исторически закономерной предпосылкой расширения масштабов промышленности и условием повышения производительности труда, форсируемая капитализмом индустриальная организация производ-ства стала нуждаться в специфических формах управления и надзора за работниками крупных предприятий. В этих условиях управление приобрело характер производительной деятельности, вне которой сколько-нибудь упорядоченное функционирование общественного производства практически невозможно. По своей организационной природе оно является одной из функций совокупного работника, налагаемой на отдельных индивидов (будь то капиталисты или менеджеры) в качестве особого труда. Таким образом, удовлетворяется потребность в единой административной воле на предприятии, насущно необходимой для результативности производственного процесса и целостности трудового организма.

С накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала владельцы средств производства стали передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высоко-квалифицированным наемным служащим — менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры выступают исполнителями, проводниками воли капиталиста на предприятии. Однако в ходе процессов специализации и профессионализации деятельность по управлению впоследствии обособляется от капиталистической собственности в виде самостоятельной функции.

Возникновение и совершенствование рыночных отношений вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, которые лучше информиро-ваны о том, как наилучшим образом управлять организациями. В современных условиях конкурентной, изменчивой внешней среды менеджеры являются носителями системы знаний о том, как лучше использовать ресурсы.

В целом в мире бизнеса существуют два основных типа принятия решений: через рынок и через иерархию. Первый — более эффективный, но и второй достаточно распространен. По своей природе рыночный метод — крушитель бюрократии, и поэтому следует искать способы внедрения рыночной модели принятия решений в иерархию власти.

Известный историк менеджмента Д. Рен подчеркивает органическую связь капиталистического типа управления с существованием рыночной экономики: «Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информирован­ных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. Люди стали думать о личной выгоде и приспосабливаться к любой рациональной адми-нистративной системе. Возникновение современного менеджмента основано на рациональных способах принятия решений; организации больше не могли работать в соответствии с прихотями нескольких лиц».

В практике современного менеджмента способы, которыми ведущие компании управляют временем — в производстве, в разработке новой продукции, во внедрении, в объеме продаж, — служат источниками новых конкурентных преимуществ. Эффективное управление временем позволило ведущим японским компаниям, например, не только снизить производственные затраты, но также предложить более широкий выбор товаров, охватить значительно больше рынков и повысить технологическое совершенство своей продукции. В современных условиях как в экономическом, так и в экономико-организационном отношении именно выигрыш во времени превращается в главное стратегическое преимущество.

Таким образом, основными историческими предпосылками менеджмента являются становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства, переход к менеджменту на основе и с помощью времени.

В книге Клода Ст. Джорджа-младшего «История управленческой мысли» (The History of Management Thought) в главе под названием «Управленческий континуум» приводится описание развития менеджмента с 5000 г. до н.э., когда шумеры изобрели клинопись, тем самым открыв возможность регистрации событий, вплоть до 50-х годов нашего века, когда психология и наука о поведении человека заняли в управлении особое место (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Управленческий континуум

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
     
До нашей эры
  Шумеры Письменность; регистрация фактов
  Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
  Египтяне Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы — «облегчи свою душу»
  Египтяне Децентрализация и организация управления
  Египтяне Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций «штаба»
  Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
  Египтяне Централизация в организации управления
  Евреи Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения
  Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
  Навуходоносор Контроль производства и стимулирование через заработную плату
  Менцйус Китайцы; Сун-Цзы Признание необходимости систем и стандартов Признание принципа специализации Признание необходимости планирования, руководства и организации
  Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
  Ксенофонп Кир Признание менеджмента как особого вида искусства. Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов
  Греки Платон Использование научных методов. Изучение методов труда и рабочего ритма Формулировка принципа специализации
  Александр Великий Создание штаба
  Като Использование описаний работ
  Варрон Использование рабочих спецификаций
Наша эра
  Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения.
  Диоклетиан Делегирование полномочий
  Альфараби Требования к руководителю
  Газали Требования к менеджеру
  Л. Пачоли (Генуэзец) Двойная бухгалтерия
  Франсиско Ди Марко Учет издержек производства
  Братья Сорансо Использование журнала доходов и гроссбухов
  Барбариго Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов
  Арсенал Венеции (Венецианцы) Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости
  Сэр Томас Мор Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента и руководства
  Никколо Макиавелли Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя
  Сэр Джеймс Стюарт Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации
  Адам Смит Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда
  Томас Джефферсон Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей
  Эли Уитни Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента
  Джеймс Уатт Маттеус Бултон Сохо, Англия Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности
  Роберт Оуэн Нью-Ланарк, Шотландия Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих
  Джеймс Милл Анализ и обобщение человеческой мотивации
  Чарльз Баббедж Упор на научный подход; признание особой важности специализации; раз-деление труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости
  Маршалл, Логлин и др. Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента
  Милл и др. Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специа-лизация — разделение труда; стимулирование через заработную плату
  Генри Пур Принципы организации, связи и информации в применении к железным дорогам
  Дайиэль К. Мак-Каллум Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте
  В.С. Джевонс Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости
  Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
  Генри К. Меткалф Генри Р.Таун Искусство менеджмента; наука управления   Наука менеджмента
  Фредерик Халси План премиальных выплат заработной платы
  Фредерик У. Тейлор Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация; принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию
  Френк Б. Гилбрет Наука мотивационных исследований
  Генри Л. Ганнт Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих
  Хьюго Мюнстерберг Харрингтон Эмерсон Использование психологии в менеджменте и работе   Эффективный инжиниринг; принципы эффективности
  Харлоу С. Персон Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента
  Дж. К. Дункан Первый учебник менеджмента для колледжей
  X. Б. Друри Р.Ф.Хокси Ф. В. Харрис Томас Эдисон Критика научного менеджмента — утверждение первоначальных идей Критика научного менеджмента — утверждение первоначальных идей Модель экономичной партии товара Разработка плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок
  Генри Файоль Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях
  Александр Г. Черч А. К. Эрланг Функциональная концепция менеджменга; первый американец, рассмотрев-ший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое Предвосхитил теорию очередностей
  У.ГЛеффингвел Применил научный менеджмент в ведомствах
  К. К. Парсонс Ордвей Туд Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах Применение психологии в промышленности
  Моррис Л. Кук Различные области использования научного менеджмента
  Вальтер Д. Скотт Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами
  Оливер Шелдон Развил философию менеджмента; принципы менеджмента
  Г. Ф. Додж, Г. Г. Ромиг, У.А Шухарт Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств
  Рональд А. Фишер Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов
  Элтон Мэйо Социологическая концепция групповых устремлений
  Т.К.Фрай   Статистические основы теории обслуживания
  Мэри П. Фоллетт Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента
  Джеймс Д. Муни Признание универсальности принципов организации
  Честер Барнард Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации
  Линдэлл Урвик Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента
  Макс Вебер Ренсис Ликерт Крис Аргирис Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации
  Норберт Винер Клод Шеннон Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте
  Френк Абрамс Бенджамин M. Селекман aSeleckman)   Ввели искусство управления в мышление менеджеров
  Герберт Саймон; Гарольд Дж. Левит Роберт Шляйфер Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента
  Дуглас Мак-Грегор Доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» — принцип распределения ответственности
  Игорь Ансофф Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге «Стратегический менеджмент»
  Фред Фидпер Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации, соответственно, на задания и отношения
  Джемес Томпсон Джей Гэлбрайт П. Лоренс Дж-Лорше Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшее исследование ситуационных аспектов организационного строительства
  Карл Вейк Исследовал организации как интерпретируемые системы
  Вильям Оучи Развитие теории фирмы. Несовершенство рынка — причина существования фирм
  Генри Минцберг Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до «адхок»-кратии
1975 1980 Геральд Саланчик Джеффри Пфеффер Мишель Круазье Теории властных структур внутри и между организациями
  Розмари Стюарт Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач
  Майкл Портер Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость
  Джон Коттер Джон Габарро Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени
  Теренс Дил Алан Кеннеди Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение» и корпоративное развитие
  Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а персоналу организации — как к важному ресурсу развития бизнеса

 

 

Эволюция менеджмента - процесс его изменения, исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно, понимание того, что организацией можно управлять научно, чтобы более эффективно достигать поставленных целей, не возникло в один момент. Эта концепция развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIXв. до 20-х г. XX в. Первоначально интерес к управлению подстегнула начавшаяся в Англии промышленная революция. Но идея того, что управление само| может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это и техника, и люди. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

По мере того, как мир становился ареной быстрых перемен, все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения, правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил и приступить к разработке новых подходов.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления (см. рис. 2.1)

Подход с позиций выделения различных школ в управлении позволяет рассматривать управление с пяти различных точек зрения — с позиций школы научного менеджмента, администра­тивного управления, человеческих отношений, науки о поведе­нии, а также науки управления и количественных методов. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В системном подходе организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов — люди, структура, задачи и технология, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует великое множество факторов, воздействующих на организацию как внутри нее, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять ею. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.

 

 

ВРЕМЕННОЙ ПЕРИОД             Настояшее время
1.Школы в управлении ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх  
1.1 Школа научного менеджмента ххххххххххх          
1.2 Административная школа   ххххххххххххххххххххх    
1.3 Школа человеческих отношений     хххххххххххх-----------------
1.4 Школа науки о поведении       ----------------хххххххххххххххххх
1.5 Школа количественных методов         хххххххххххххххххх
2. Процессный подход     -------------------------хххххххххххххххххх
3. Системный подход           ххххххххххххххххх
4. Ситуационный подход             ххххххххх

Рис. 2.1. Эволюция управления как науки

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.