Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 менеджмент, человек, организация






 

1.1 Сущность менеджмента

1.2 Менеджер

1.3 Взаимодействие человека и организации

1.4 Ролевой и личностный аспект взаимодействия человека и организации

1.5 Адаптация человека и организации

1.6 Краткие выводы

 

Литература:

1 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Ю.А.Цыпкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с. 10-17

 

1.1 Сущность менеджмента

Рассмотрение термина «менеджмент» следует начать с семантики этого слова (семантика (гр. semantikos – обозначающий) – смысловая слов, частей слова или словосочетаний).

Перед нами возникает закономерный вопрос: почему мы заимствуем данный термин, а не довольствуем­ся, скажем, его русскоязычным аналогом — словом «управление»?

Управление - свойство систем различной природы сохра­нять свою целостность, структурное единство и добиваться дос­тижения поставленных целей.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаи­мозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Систем* управления состоит из субъекта и объекта.

*(Система (гр. systema — составленное из частей; соединение) — 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство;

2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый, устано­вившийся распорядок чего-либо; 3) форма, способ организации чего-либо; 4) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим зада­чам и организационно объединенных в единое целое.)

Субъ­ект — тот, кто управляет, объект — тот, кем управляют.

В нашем случае в качестве объекта управления мы рассмат­риваем организацию, которая является основой мира менедже­ров, причиной, обусловливающей существование менеджмента.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Приведенное выше определение организации в 30 — 40-х годах прошлого века сформулировал Честер Барнард, один из классиков менеджмента, который называл любую формальную организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек».

Употребляя термин «менеджмент», мы следуем давно уста­новившейся традиции в международных изданиях по теории управления. При этом мы не вступаем в противоречие с прак­тикой, сложившейся в отечественной литературе по управле­нию, где уже более 20 лет он использовался как синоним ка­питалистического управления. Кроме того, термин «управле­ние» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления. При этом, однако, следует отме­тить, что в английском языке семантика термина «менеджмент» весьма сложна. Английский исследователь менеджмента Линдэлл Урвик отмечал, что слово «менеджмент» в англоязычных странах употребляется весьма вольно и в различных значениях. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как: 1) способ, манера обраще­ния с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого ро­да умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.

Американский авторитет в области теории менеджмента Питер Друкер считает, что: «Термин «менеджмент» исключи­тельно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британ­ских островов. Он обозначает функцию, а также людей, ее вы­полняющих; он указывает на социальное или должностное по­ложение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для орга­низаций, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах». Тем не менее большин­ство современных исследователей менеджмента считают, что государственные и общественные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они хотят максимально достичь своих целей при минимуме затрат.

В настоящее время менеджмент существует как междисци­плинарная отрасль научного знания с четко выраженным при­оритетом прагматических установок. Ценность менеджмента как способа решения социально-экономических задач состоит не в том, что он предполагает совершенную теорию подобных решений, а в том, что он создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющие принимать оптимальные решения.

Исследователь менеджмента Л. Урвик так описал перево­рот, который произвел менеджмент при своем возникновении:

«Эта новая отрасль знания, ныне обычно именуемая «менедж­мент», основана на предположении, что методы мышления, раз­витые естественными науками, давшие человечеству столь бес­прецедентную степень контроля над миром материальных ве­щей, могут и должны быть применены к самому человеку, к ор­ганизации его сообществ, больших и малых, а также к тем политическим, экономическим и социальным проблемам, которые возникают в этих сообществах. Уже сейчас эта новая отрасль знания глубоко изменила человеческие представления об управ­лении деловыми предприятиями почти в любой стране мира. Там, где она применена полностью и со знанием дела как к ин­дивидуальным, так и к коммерческим начинаниям, она дала существенное приращение в производительности и обеспечила громадную экономию человеческих усилий».

В плане структуры профессионального труда по управле­нию эксперты в США полагают, что неправомерно смешивать деятельность по руководству предприятием (администрацию) с собственно менеджментом. Менеджмент чаще понимается лишь как одна из функций руководства. Принятые в настоящее время различия между администрацией и менеджментом, возможно, восходят к управленческой триаде Оливера Шелдона, проанали­зированной им в книге «Философия управления», 1 где указано:

«Как обширное подразделение промышленности, управление от­личается, с одной стороны, от капитала, с другой стороны, от труда. Оно распадается на три составные части:

1. администрацию, занятую выработкой корпоративной по­литики; координацией финансов; производством, распределени­ем и установлением границ организации и верховного контроля администратора;

2. менеджмент в собственном смысле слова, связанный с выполнением политики в пределах, определенных администра­тором, а также с использованием организации для решения за­дач, поставленных перед нею;

3. организацию, т.е. процесс, таким образом комбинирую­щий труд, выполняемый индивидами или группами людей, на­деленных качествами, необходимыми для его выполнения, что обязанности, сформулированные подобным образом, обеспечи­вают наилучшие каналы эффективного, систематического, пози­тивного и скоординированного приложения знаний».

Организация формирует аппарат, менеджмент — управляю­щего, а администрация — высшее руководство. Администрация определяет организацию, менеджмент использует ее; первая ста­вит задачи и ориентирована на цели, второй борется за их вы­полнение, применяя различные средства. Сфера компетенции администрации очерчена выработкой политики компании, об­щими проблемами поведения в экономическом, политическом и социальном окружении, инвестиционным подходом, составлением ежегодного бюджета и тому подобным. Менеджмент — вид оперативного искусства с его повседневными решениями, отно­сящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь. Таким образом, администрация связана со стратегией корпорации, тогда как менеджмент обязан заботить­ся о тактике. «Под администрацией мы понимаем аспекты, свя­занные главным образом с формулированием цели, ценностны­ми проблемами и человеческим компонентом организаций. Под менеджментом мы понимаем решение более рутинных вопро­сов, определяемых и программируемых с помощью количест­венных методов... Чистый администратор - это философ, чис­тый менеджер — технолог», — писал в своей книге «К филосо­фии администрации» К. Ходжкинсон.

X. Пирсон проводил следующее различие между упомяну­тыми терминами2: администрацию он трактовал как совокуп­ность моральных, социальных и политических аспектов управ­ления предприятием, в то время как менеджмент увязывал глав­ным образом с технической стороной управления. Из этого раз­личия он выводил «научность последнего», поскольку в админи­страцию науку внедрить значительно труднее.

Администратору, как правило, принадлежит высший орга­низационный статус в управленческой иерархии, в то время как менеджер обычно занимает средний или даже низший уровень в системе надзора и ответственности за текущими делами корпо­рации. В повседневном употреблении термин «администрация» чаще используется для характеристики руководства в правитель­ственных институтах, а также в общественных объединениях, ассоциациях и разного рода благотворительных организациях, в то время как «менеджмент» большей частью употребляется при­менительно к предпринимательским компаниям.

Функция руководства расценивается в структуре организа­ции большинством социологов чрезвычайно высоко. К. Дэвис писал: «Без руководства любая организация есть не что иное, как скопище людей и механизмов. Руководство — это способ­ность убеждать других с энтузиазмом искать решения постав­ленных задач. Это некий человеческий фактор, связующий группу воедино и мотивирующий ее к достижению целей. Раз­личные виды управленческой деятельности, как, например, пла­нирование, организация, принятие решений, остаются нераскрывшимися коконами до тех пор, пока лидер не приводит в действие рычаги мотивации в людях и не направляет их к по­ставленным целям. Акт мотивации лидера в своем эффекте по­добен скрытой химикалии, действие которой превращает ку­колку насекомого в бабочку, вся красота которой являлась по­тенциалом куколки. Руководство превращает возможность в действительность. Это завершающий акт, несущий успех всему могучему потенциалу, заключенному в организации и ее людях.

Для изучения менеджмента как междисциплинарной отрас­ли научного знания с четко выраженным приоритетом прагма­тических установок необходимо знать его принципы.

Принцип [лат. principium — основа, начало] — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее;

руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутрен­нее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведе­ния; основа устройства, действия какого-либо механизма, при­бора, установки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.