Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целевая установка

СОЦИОЛОГИЯ

 

учебно-методическое пособие

 

по выполнению контрольных работ по дисциплине «Социология»

для студентов заочной формы обучения.

 

 

Волгодонск 2010

Составители:

Канд. философ. наук, доц. кафедры ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

В.С. Чураков,

Канд. философ. наук, доц. кафедры ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

Г.В. Шелудько

Рецензенты:

Канд.социол.наук., доц., ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

А.В.Лавров

Канд.социол.наук., доц.. зав.кафедрой ‹‹Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины›› ВИС ЮРГУЭС

Н.И.Гусев

Учебно-методическое пособие разработано для студентов всех направлений (бакалавриата) для ВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для оказания методической помощи студентам заочной формы обучения при подготовке к выполнению контрольной работы по дисциплине «Социология»

© Волгодонский институт сервиса (филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ведение…………………………………………………………………….4

Темы контрольных работ……… ………………………..………………..30

Вопросы к зачету по заочной форме обучения…………………………..33

Основная литература………………………………………………………..37

Дополнительная литература…………………………………………………38

Методические разработки ВИС ГОУ ВПО ЮРГУЭС…….………………40

 

Введение

Предлагаемое учебно-методическое пособие рассчитано на изучение дисциплины «Социология» студентами факультета «Сервис» Волгодонского института Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса в течение 18 часов лекций и 18 часов практики. В связи с тем, что занятия ведутся в группах студентов, обучающихся по сервисным специальностям всех направлений бакалавриата, то в данном учебно-методическом пособии сделан акцент на социальную сущность сервисной деятельности и факторы, влияющие на социальное поведение людей, а также на связь экономических, культурных и политических характеристик социума. Сформулированные ниже цели курса – это оптимальный объем содержания социологического образования. Он соответствует реальным рамкам учебного времени, потребностям и познавательным возможностям учащихся 17-20 – летнего возраста.

Целевая установка

Преподавание дисциплины «Социология» в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования направлено на изучение студентами достижений мировой, отечественной социологической мысли и законов социального развития. Курс «Социология» призван дать целостное представление об обществе, выработать навыки соединять абстрактные теоретические разработки с конкретными прикладными задачами, направленными на актуальные исследовательские проблемы социальной жизни. Цель курса – сформировать у будущих специалистов социологическое мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей решения.

В ходе реализации цели данного курса планируется решение следующих задач:

1) подробно изучить основные понятия социологии;

2) ознакомиться с историей развития социологии;

3) дать характеристику обществу как системе;

4) ознакомиться с основными теориями социализации личности;

5) сформировать основы мировоззренческой, нравственной, правовой и экономической культуры;

6) содействовать воспитанию гражданственности и уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей;

7) ознакомиться с основными моделями социальной стратификации;

8) получить комплексное представление о важных социальных, экономических и политических проблемах;

9) понять сущность процессов организации и развития социума, роль в этом развитии человека.

10) ознакомиться с методологией социологического исследования;

11) развить умение ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и в типичных жизненных ситуациях;

12) привить студентам навыки к самостоятельному и систематическому
совершенствованию системы социологических знаний.

В результате изучения дисциплины студент должен достигнуть следующих уровней подготовленности.

2. Иметь представление:

1. об объективно-предметной области социологического знания, факторах социального развития личности и социального функционирования предприятий и организаций;

2. о функционировании и воспроизводстве общества как целого единства;

3. об основных социальных институтах, обеспечивающих функционирование социальных отношений;

4. об основных этапах культурно-исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений.

3. Знать:

1. типологию, основные источники возникновения и развития социальных движений, факторы социального развития, типы социальных организаций и уметь их анализировать;

2. механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;

3. культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации, иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

4. Уметь:

1. ориентироваться в социальных процессах;

2. применять в практической деятельности основные социальные законы;

3. анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей и этносов.

5. Быть ознакомленным:

1. с основами социологического анализа;

2. с методикой проведения социологических исследований и навыками обработки эмпирической социологической информации;

3. с основными этапами развития социологической мысли и современными направлениями социологической теории;

4. с представлением об обществе как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системе.

6. Иметь представления опроведении социологических исследований.

Темы контрольных работ по заочной форме обучения (Тема контрольной работы выбирается по номеру зачетной книжки. Оформление: титульный лист, содержание. В содержании: введение, 3-4 вопроса по раскрытию темы, заключение, список литературы. Объём: 12 страничная ученическая тетрадка (страницы заполняются с обеих сторон − итого 24стр.). Либо − при компьютерном наборе 12 стр. через один интервал 14 шрифтом).

1. Предмет социологии

2. Р.К. Мертон и теория функционализма

3. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах

4. Р. Дарендорф и теория социального конфликта

5. С.Н. Булгаков как социолог

6. Социология права Б.А. Кистяковского

7. Социально-культурные ценности России

8. Социальные побуждения к труду и производственная мотивация

9. Психоаналитическая теория 3. Фрейда о проблемах социализации
10.Понятие «аномия» в работах Р. Мертона

11.Э. Фромм о социальных причинах человеческой деструктивности

12.«Дедовщина» как вид девиации

13.Проституция как вид девиации

14.Концепция рациональной бюрократии М. Вебера

15.Формальная и неформальная организация предприятия

16.Конфликты в организациях и пути их разрешения

17. Забастовка как конфликтная ситуация

18.Система образования как социальный институт

19.Социальные проблемы современной семьи

20.Институт религии в современной России

21.Изменение социально-классовой структуры российского общества

22.Предприниматели – новый социальный слой в структуре современного российского общества

23.Социальные проблемы женщин

24.Социально-этнические проблемы в современной России

25. Социальные проблемы развития российского общества

26.Социальные конфликты в России в условиях переходного периода 27.Методология и методы социологического исследования

28.Этапы социологического исследования

29.Подготовка социологического отчета о результатах исследования 30.Социологическое прогнозирование

31.Молодежь и безработица

32.Социальные институты как социологическая проблема

33.Спорт как социальный институт

34.Эволюция института брака

35.Сравнительный социологический анализ программ новостей российских телевизионных каналов

36.Социальный аспект современного информационного пространства и Интернета

37.Групповое поведение как особая форма социального взаимодействия

38.Социология семьи как отрасль социологического знания

39.Специфика макро- и микросоцилогического анализа семьи

40. Социальные условия стабильности брака и причины развода

41.Социлогический анализ бюрократии

42.Социология бюрократической личности

43.Социологический анализ особенностей современной российской бюрократии

44.Европейский город как социокультурное явление

45.Средневековая Венеция как социокультурный феномен

46.Социальная типология личности

47.Социальный статус маргинала в современном обществе

48.Социальные нормы: роль в регуляции поведения

49.Институты социального контроля и их функции

50.Прошлое, настоящее и будущее социального контроля

51.Социологический анализ алкоголизма

52.Источники и мотивы суицидального поведения

53. Наркомания как форма ретризма

54. Девиантное поведение в современной России

55.Условия и предпосылки, необходимые для возникновения социальных движений

56.Формы социального протеста в современной России

57.Социальные мифы XX века (и начала XXI-го века)

58.Относительная депривация и социальный протест

59.Истоки и причины социальных конфликтов

60.Теоретические истоки социологической парадигмы

61.Социальные субъекты власти и система представительства интересов

62. Социальные базисы политических режимов.

63.Конкретные социальные проявления феномена глобализации.

64.Учения Платона и Аристотеля об обществе.

65.Основные направления европейской социологии XIX-го века.

66.Парадигмы современной западной социологии

67.Социологическая мысль в России: особенности становления и развития.

68.Идеи социальной справедливости в раннем христианстве

69.Воззрения на характер общественного устройства гуманистов эпохи Возрождения

70.К.Маркс и М.Вебер – общее и различное в понимании общества

71.Проблемы социокультурной динамики в социологии П.Сорокина

72.Социология социального пространства

73.Функции социального времени

74.Проблема культуры в социологической теории

75.Синергетика как основа анализа динамики социальных систем

76.Социальные сети как разновидность информационного оружия

77.Социальные сети как предмет социлогического анализа

78.Разнообразие социальных сетей как показатель информатизации общества

79.Социальные сети инструмент влияния и поиска экслюзивной информации

80. Социальные сети как социально-психологическая проблема

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Предмет социологии и ее место в системе гуманитарного знания

2. Функции социологии

3. Отрасли социологического знания

4.Социологические учения античности

5. Средневековые социологические идеи

6.Социологические взгляды Нового времени

7.Социологическая концепция О. Конта

8.Социология Э. Дюркгейма

9.Марксистская социология

10.Социологическая концепция М. Вебера

11.Социологическое понятие «гражданское общество»

12. Общество и государство, их социологическое соотношение

13.Социальный прогресс и социальный регресс в современном обществе

14. Типология обществ

15.Цивилизация и мировая система: социологический аспект

16.Сущность и функционирование социальных институтов

17.Понятие социального статуса

18.Социальные роли и ролевая идентификация

19.Характеристика социальных групп

20.Этнические общности и их краткая социологическая характеристика

21.Социологическое описание публики и толпы

22.Малая группа, ее структура и формы

23.Понятие социальной стратификации

24.Измерители социальной стратификации

25.Критерии принадлежности к социальной страте

26.Социальные классы и социальные страты

27.Социальные классы и социальные страты в современной России

28. Социальные классы и социальные страты советского общества

29.Социальное неравенство и его социологическая характеристика

30.Характеристика и классификация социальной мобильности

31.Групповая мобильность

32.Измерение социальной мобильности

33.Вертикальная мобильность и ее критерии

34.Замкнутость и миграция

35.Сущность концепции социализации

36.Агенты, этапы и институты социализации

37.Социальный контроль

38.Социальные нормы и санкции

39.Самоконтроль и его социальная роль

40.Общественное мнение (его формирование и роль в обществе)

41.Девиантное и делинквентное поведение

42.Формы массового поведения

43.Специфика и задачи социологического исследования

44.Методы социологического исследования

45.Социологический опрос и его характеристика

46.Социологический анализ документов

47.Наблюдение и эксперимент в социологии

48.Этапы и виды прикладного социологического исследования

49.Программа прикладного социологического исследования

50.Роль социологической науки для вашего понимания социальных процессов в обществе

51.Особенности социальной маргинальности

52.Стратификация современного западного общества

53.Эволюция стратификационной системы российского общества

54.Маргиналы и маргинальность в произведениях русских писателей (М.Горький, А.Платонов, М.Зощенко, М.Булгаков)

55.Понятие социального института

56.Истоки и условия институциализации

57.Виды социальных институтов, их функции, взаимодействие и развитие

58.Социальные институты и социальные роли

59.Массовая коммуникация как особая форма социального взаимодействия

60. Виды и социальные функции средств массовой информации

61.Семья как социальный институт и как малая группа

62.Структура и функции семьи

63.Модели семьи и виды брака

64.Типологии социальных организаций

65.Природа неформальной организации

66.Личность как объект социологического анализа

67.Основные теории социализации

68.Этапы и агенты социализации

69.Статусно-ролевая концепция личности

70.Социальная типология личности

71.Виды социального контроля

72.Формы отклоняющегося поведения

73.Теории отклоняющегося поведения

74.На какие ценности ориентируются " новые" социальные движения?

75.Охарактеризуйте основные теоретические подходы к идеологии

76.Религия как социальный институт

77.Социально-территориальная структура общества

78.Возникновение социологии как науки

79.Половозростная структура общества

80.Фундаментальные институты (экономика, политика, право) и их состояние в российском обществе

81.Социальное как центральное понятие в общей социологии

82.Понятие и виды социальных процессов

83.Этническая структура общества

84.Понятие и типы социальных групп

85.Сущность и причины девиации

86.Структура социальной группы и групповая динамика

87.Общество как социальная система

88.Личность в системе социальных связей

89.Микросоциология и макросоциология

90.Демографические процессы в России

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Анурин, В.Ф. Общая социология [Текст]: Учеб. пособ. для вузов/ В.Ф. Анурин — М: Академический Проект, 2003.– 496с.

2.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учебник для вузов/А.И. Кравченко.–2-е изд.– М: Академический Проект, 2003.– 508с.

3.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Учебник / А.И.Кравченко; Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова.– М.: Проспект, 2003.– 536с.

4.Кравченко, А.И. Социология [Текст]: Доп. МО РФ в кач-ве учебника для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф Анурин – СПб.: Питер, 2003.– 432с.

5.Кравченко, А. И. Социология [Текст]: Доп. Мин. образования в кач-ве учебника для студентов несоциологических специальностей естественно-научных, технических и гуманитарных вузов/А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.— СПб.: Питер, 2005.– 432с.

6.Кравченко, А.И. Социология [Текст]: Учебник для вузов /А.И.Кравченко.– М.: Академический проект, 2001.–508с.

7.Мостовая, И.В. Зачет по социологии в кармане [Текст]: /И.В. Мостовая.– М., Ростов н/Д.: АСТ, Феникс, 1999.– 320с.

8.Немировский, В.Г. Общая социология [Текст]: Учеб.пособ.: рек.УМО вузов России по классическому университетскому образованию в кач-ве учеб.пособ.для студентов вузов/В.Г.Немировский.– Ростов н/Д.: Феникс, 2004.– 320с.

9.Общая социология [Текст]: Учеб. пособие для вузов/А.Г.Эфендиев, Е.И.Кравченко, Г.В.Пушкарева и др.; Под общ. ред.А.Г.Эфендиева.– М.: ИНФРА-М, 2002.– 654с.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абельс, X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию [Текст]/ Х.Абельс. – СПб., 1999.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ В.Ф.Андреева. – М., 1988.

3. Анурин, В.Ф. Эмпирическая социология [Текст]/ В.Ф.Анурин. – М., 2003.

4. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст]/Р.Арон.– М., 1993.

5. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию [Текст]/Э.Аронсон. – М., 1999.

6. Бачанин, В. А. История западной социологии [Текст]/В.А Бачанин В. А., Ю.А. Сандулов. – СПб., 2002.

7. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]/М.Вебер. – М., 1990.

8. Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: Учебник для ВУЗов./ ЮГ.Волков, И.В. Мостовая. – М., 1998.

9.Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности [Текст]/А.Г.Здравомыслов. – М., 1986.

10.Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст]/А.Г Здравомыслов. – М., 1997.

11.Гидденс, Э. Социология: учебник 90-х годов. Реферированное издание [Текст]/Э. Гидденс. – Челябинск, 1991.

12.Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии [Текст]/А.Б.Гофман. – М., 1995.

13.Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]/И.Ф.Девятко. – М., 2002.

14.Ковтуненко, К.К. Общество как социокультурная система. Социология личности [Текст]/К.К.Ковтуненко, В.В.Ольшанский. Учебное пособие. – РВВКИУРВ, 1998.

14.Корякин, А. А. Научно-технический прогресс как объект социологии [Текст]/А.А.Корякин. – РВВКИУРВ, 1994.

15.Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов/А.И.Кравченко.– Екатеринбург, 1998.

16.Кобяк, С. Экономическая социология [Текст]/С.Кобяк. – Минск, 2002.

17.Коган, Л.Н. Социология культуры [Текст]/Л.Н.Коган – Екатеринбург, 1992.

18.Майборода, В.И. Социология быта и семьи [Текст]/В.И. Майборода. – РВВКИУРВ, 1996.

19.Мостовая, И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры [Текст]: Учебн. Пособие/И.В.Мостовая. – М., 1996.

20.Основы социологии. Курс лекций [Текст]/ Отв. ред. А.Г Эфендиев. – М., 1993.

21.Предвечный, Г.П. Общая социология [Текст]/Г.П.Предвечный. – Ростов-на-Дону, 1992.

22.Прикладная социология [Текст]: Учебное пособие /Под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону, 2001.

23.Радаев, В.В. Экономическая социология [Текст]/В.В.Радаев. – М., 1998.

24.Радаев, В.В. Социальная стратификация [Текст]/В.В.Радаев, О.И.Шкаратан. – М., 1995.

25.Радугин, А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций [Текст]/А.А. Радугин, К.А.Радугин.- 2-е издание. – М., 1998.

26.Российская социологическая энциклопедия [Текст]/ Под общей редакцией Г.В.Осипова.– М., 1998.

27.Социология [Текст]: Учебник для ВУЗов/ Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М., 1998.

28.Социология [Текст]: Учебник для ВУЗов/ Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1998.

29.Социология молодежи [Текст]/Отв. ред. Лисовский В.Н. – Санкт-Петербург, 1996.

30.Социологический энциклопедический словарь [Текст]/. – М., 1998.

31.Смелзер, Н. Социология [Текст]/Н.Смелзер.– М., 1994.

32.Смирнов, П.И. Социология личности [Текст]/П.И.Смирнов. – СПб., 2001.

33.Современная западная социология [Текст]/: Словарь. – М., 1990.

34.Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]/П.Сорокин. – М., 1992.

35.Тадевосян, Э.В. Социология [Текст]: Учебное пособие]/Э.В.Тадевосян. – М., 1998.

36.Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек [Текст]/Ж.Т.Тощенко. – М., 2001.

37.Фадеев, Ю.В. Общая социология. Структурно-логические схемы [Текст]/Ю.В.Фадеев. – Ростов-на- Дону, 1996.

38.Фролов, С.С. Социология [Текст]: учебник ВУЗов. – М., 1997.

39. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции [Текст]/З.Фрейд. – М., 1989.

40. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст]/В.А.Ядов. – М., 2000.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личностная восприимчивость к социальным движениям | Введение. 1 разработан ГУП «научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (институт общественных зданий) Госстроя России -




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.