Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода передвижения капиталов и осуществления платежей






Свобода движения капиталов и платежей дополняет все другие свободы внутреннего рынка.

Основные принципы свободы движения капиталов и платежей закреплены в статьях 63-66 ДФЕС. Эти положения дополняют регламенты, директивы и толкования Суда ЕС.

В статье 63 ДФЕС указано:

1. В рамках положений, изложенных в этой главе, все ограничения на перемещение капитала между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами должны быть запрещены.

2. В рамках положений, изложенных в этой главе, все ограничения на платежи между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами должны быть запрещены.

В деле 286/82 Luisi 11984] Суд ЕС дал толкование понятий " движение капиталов" и " движение платежей". Движение капиталов охватывает все финансовые операции" что прежде всего связанные с инвестициями средств. Движение платежей - это движение валютных средств, которые составляют платежи во исполнение обязательств сторон по заключенным сделкам.

Директива ЕЭС 88/361 в своем Приложении 1 содержит перечень видов движения капитала. К нему отнесены: прямые инвестиции; инвестиции в недвижимость; операции по купле-продаже ценных бумаг; операции по купле-продаже акций или долей участия в коллективных инвестиционных компаниях; операции купли-продажи иностранной и национальной валюты на внутреннем валютном рынке; операции по открытию текущих и депозитных счетов в национальной и иностранных финансовых учреждениях; операции по предоставлению кредитов в операциях с участием резидентов государств-членов; предоставление денежных ссуд; поручительство, гарантии и права залога; осуществление платежей, связанных со страхованием; займы, пожертвования, получения наследства, погашение долгов; физический экспорт и импорт имущества; возмещение убытков, компенсаций; платежи, связанные с авторскими правами. В своих решениях Суд ЕС отмечал, что этот перечень не является исчерпывающим (дело С-222/97 Trummer& Mayer [1999]). В деле С-484/98 Stefan [2001] Суд ЕС включил в дополнение к видам движения капитала ипотеку в иностранной валюте. В делах С-302/97 Копіє [1999] и С-423/98 Albore [2000] Суд ЕС признал дискриминационными ограничения в форме получения административного разрешения на приобретения и пользования движимым имуществом.

Положение ст. 63 ДФЕС имеют горизонтальную и вертикальную прямое действие. В делах С-163, 165& 250/94 Sanz de Lera [1995] Суд ЕС признал, что они устанавливают четкие и безусловные запреты и не требуют принятия актов по их имплементации. Прямое действие имеют также положения Директивы 88/361.

Договор об учреждении ЕС и акты институтов Евросоюза вводят определенные исключения из свободы передвижения капитала и платежей.

Согласно ст. 65.1 (а) ДФЕС государства-члены имеют право применять положения своего налогового законодательства, определяющие различия между налогоплательщиками, находящимися в неодинаковых условиях относительно места жительства или места инвестирования капитала. Закрепление этого ограничения связано с необходимостью сохранения целостности национальных систем налогообложения, поскольку эта сфера в значительной степени продолжает оставаться в компетенции государств-членов (дело С-204/90 Bachman v. Belgium [1990]). Однако при осуществлении таких мероприятий надо подтвердить, что они направлены на защиту целостности национальных систем налогообложения, являются необходимыми для достижения цели, а также продемонстрировать, что для решения поставленной проблемы государство-член предпринимает эффективных мер в системе национального налогообложения.

Согласно ст. 65.1(6) ДФЕС государства-члены могут принимать все необходимые меры по предотвращению нарушений национальных законов и актов исполнительной власти, особенно в сфере налогообложения и тщательного контроля за деятельностью финансовых учреждений; устанавливать процедуру декларирования данных о движении капитала с целью получения информации административного или статистического характера; принимать меры, которые являются оправданными с точки зрения публичного порядка или государственной безопасности. Это положение повторяет ст. 4 Директивы 88/361. В деле 36/75 Rutili 11975] Суд ЕС указал на необходимость узкого толкования оговорок относительно публичного порядка и государственной безопасности, которые должны рассматриваться в контексте целей и принципов ЕС. То есть на них можно ссылаться, только когда существует серьезная угроза фундаментальным основам общественных отношений в государстве-члене.

Однако ограничительные меры, изложенные в статьях 65.1(a) и 65.1(6), не должны быть средством безосновательной дискриминации или завуалированного ограничения движения капиталов или платежей (ст. 65.3 ДФЕС).

С целью уточнения разрешенных мер по ограничению движения капитала институтами ЕС был принят ряд постановлений.

Директива ЕЭС 91/308 о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания " грязных" денег предписывает государствам-членам ввести нормы, которые обязывают их кредитные и финансовые учреждения проверять лица своих клиентов (когда сумма операций достигает 15 000 евро (ст. 3)); хранить информацию о таких операциях в течение пяти лет (ст. 4); выяснять источники происхождения средств в случаях, когда существует подозрение в сомнительных операциях. В делах С-163, 165& 250/94 Sanz de Lera [1995] Суд ЕС подтвердил законность ограничительных мер с целью предупреждения таких действий, как избежание налогообложения, отмывания " грязных" денег, торговля наркотиками, терроризм.

Директива ЕЭС 89 117 требует обнародования годовой бухгалтерской документации филиалами кредитно-финансовых учреждений, имеющих головной офис за пределами государства-члена Евросоюза.

Однако меры должны ограничиваться декларированием, а не приводить к введению требований по получению дополнительных разрешений, поскольку такие требования могут рассматриваться как способ безосновательной дискриминации или завуалированного ограничения движения капиталов или платежей. В своем решении по делу С-54/99Association Eglise {2000], в которой говорилось о требования французского законодательства относительно получения разрешения в Министерстве экономики для осуществления прямых иностранных инвестиций в случаях их возможной угрозы для публичного порядка и государственно! безопасности, Суд ЕС пришел к выводу, что получение дополнительных разрешений будет считаться оправданным только в исключительных ситуациях, и что на государствах-членах лежит ответственность доказать необходимость такого разрешения. Кроме того, условия для применения разрешительных мероприятий должны быть четко определены во внутреннем законодательстве.

Согласно ст. 65.2 ДФЕС на свободу передвижения капитала и платежей распространяются ограничения, предусмотренные положениями о праве на основания и экономическую деятельность. Они касаются ограничений видов деятельности, связанных с выполнением официальных властных полномочий (ст. 51 ДФЕС). Определенные ограничения могут быть установлены в виде особого режима в отношении иностранных граждан, исходя из соображений публичного порядка, государственной безопасности и охраны здоровья (ст. 52 ДФЕС).

Директива ЕЭС 89/646 требует, чтобы либерализация движения капитала осуществлялась параллельно с либерализацией банковских услуг.

Эта Директива позволяет государствам-членам устанавливать требования для финансовых учреждений, которые могут осуществлять оформление депозитов и иных средств в отношениях с населением (ст. 3). Для основания или допуска таких учреждений на национальный рынок государства-члена их минимальный капитал должен составлять 5 милл евро. Если организация зарегистрирована на территории одного из государств-членов. другие государства-члены не могут вич нее требовать дополнительной регистрации. Директива также устанавливает ограничения по максимальной стоимости доли, которая может принадлежать кредитном учреждении в уставном фонде предприятия, что не имеет права предоставлять финансовые услуги (ст. 12). Все кредитные учреждения, головные предприятия которых находятся н других странах, обязаны периодически отчитываться перед правительственными структурами государств-членов с целью получения статистической информации (ст. 21). В случае крайней нужды государства-члены могут прибегать к предупредительных мероприятий с целью защиты интересов вкладчиков, инвесторов и других лиц, которым налаються финансовые и кредитные услуги, однако должны сообщить об этом в Комиссию ЕС.

Определенные ограничения по движению капиталов предусмотрены в связи с введением экономического и валютного союза. Согласно ст. 143 ДФЕС страна-член Евросоюза, которая имеет трудности, или в случае серьезной угрозы возникновения трудностей в отношении платежного баланса, и если это угрожает функционированию общего рынка или осуществлению совместной торговой политики, может осуществлять ограничительные мероприятия с разрешения Комиссии ЕС. В соответствии с положениями ст. 144 ДФЕС в случае внезапного кризиса с платежным балансом государство-член, как предупреждение, может принять защитные меры самостоятельно. Такие меры должны вызывать как можно меньше проблем в функционировании общего рынка и не могут осуществляться более активно, чем это действительно необходимо для преодоления внезапных трудностей.

Свобода передвижения капиталов и платежей действует также в отношении третьих стран. Однако здесь существуют дополнительные ограничения. Они вытекают из правил, установленных государствами-членами или институтами ЕС на 31 декабря 1993 г. в отношении перемещения капитала в третьи страны или из них, включая прямые инвестиции в предприятия, в том числе в недвижимость, предоставление финансовых услуг или допуск ценных бумаг на рынки капитала (ст. 54.1 ДФЕС).

Кроме того, в случаях, когда при исключительных обстоятельствах перемещения капитала в третьи страны или из них вызывает или угрожает вызвать серьезные трудности в функционировании экономического и валютного союза, ЕС может вводить защитные меры в отношении третьих стран на период не более шести месяцев, при условии, что такие меры являются крайне необходимыми (ст. 66 ДФЕС).

Евросоюз и государства-члены также могут ограничивать движение капитала и платежей в отношении третьих стран с целью введения экономических санкций о третьих стран.

 

Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза

 

Конституция ЕС по сравнению с ранее заключенными договоренностями между его странами в рамках экономического и валютного союза вносит определенные изменения в область экономической и валютной политики Союза, прежде всего, в части:

- усиления его дееспособности и стран-членов, чьей валютой являет- ся евро;

- укрепление Европейского Центрального банка в качестве органа ЕС;

- существенное упрощение содержания переходных положений договоренностей об общей экономической и валютной политике, касающихся стран, которые вводят у себя евро в качестве национальной валюты.

Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании, о чем говорит соответствующий раздел Конституции ЕС и протокол к ней для стран еврозоны. Конституция ЕС распространяет также голосование квалифицированным большинством на почти все положения экономической и валютной политики Союза.

Европейский Центральный банк (ЕЦБ) становится органом ЕС, который имеет определенные цели и задачи и устав свой работы в системе центральных банков стран-членов ЕС и который независим от других его органов и государственных служб стран-членов ЕС. При этом в совет ЕЦБ не входят председатели центральных банков тех стран-членов ЕС, которые еще не перешли на евро.

 

Экономическая политика

Согласно статьям III-177 и 178 экономическая политика ЕС направлена на тесную координацию ее в странах-членах Союза, их внутреннего рынка и установление общих целей. В свою очередь страны-члены ЕС при осуществлении своей экономической политики должны содействовать достижению общих целей Союза. Речь идет при этом о согласовании их экономической политики с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

В статье III-179 рассматриваются нововведения в реализацию общей экономической политики ЕС:

- Европейская комиссия может передавать свое мнение непосредственно той стране-члену ЕС, экономическая политика которой не соответствует основным признакам общей политики ЕС или несет опасность надлежащему функционированию экономического и валютного союза (а не Евросовету, который принимает решение);

- когда Евросовет высказывает в адрес какой-либо страны-члена ЕС свое мнение по определенному вопросу, то эта страна не принимает участие в голосовании по нему.

При чрезмерном дефиците национального бюджета в Конституции ЕС предусматриваются следующие изменения (статья III-184):

- если Еврокомиссия имеет мнение, что в стране-члене ЕС существует чрезмерный дефицит ее бюджета или он мог бы появиться, то это мнение непосредственно доводится до этой страны (а не через Евросовет);

- роль Еврокомиссии усиливается также и при решении по поводу чрезмерного дефицита, а именно, Евросовет, получив предложение Еврокомиссии о преодолении этого дефицита, может его отклонить только посредством единогласного решения. Т.е. рекомендации Евросовета в этом вопросе должны базироваться, прежде всего, на мнении Еврокомиссии;

- сама та стран, о чрезмерном дефиците бюджета которой принимается советом решение, в голосовании по нему не участвует (за исключением вопроса о мерах по установлению размера дефицита);

- применяемые для этого положения о квалифицированном большинстве требуют не более 2/3 голосов стран-членов ЕС, а не простого их большинства, а также 55% голосов стран-членов еврозоны, если они, по крайней мере, представляют 65% населения этих государств.

 

Валютная политика

Конституция ЕС вносит несколько изменений в валютную политику Союза. Прежде всего, она официально определяет евро в качестве валюты Европейского Союза и называет ее в качестве одного из своих символов (статья I-8). Конституция ЕС предусматривает также очень четкое распределение полномочий Союза в области валютной политики. Согласно нее Союз имеет исключительную компетентность в этой политике стран-членов ЕС, чьей валютой является евро (статья I-13). Те же его страны, которые еще не ввели евро, сохраняют свою компетентность в валютных вопросах. Институциональные положения о задачах и целях европейской системы центральных банков в целом остаются неизменными

В статье I-30 официально характеризуется понятие «Евросистемы»: ее образуют Центральный Европейский банк и центральные банки стран-членов ЕС, чьей валютой является евро, для проведения валютной политики. Конституция ЕС создает новое правовое положение для принятия как мер, которые необходимы для введения евро, так и, прежде всего, мер для текущего ее использования. Это положение заменяет существующее в настоящее время переходное положение статьи 123 договора о Европейском сообществе.

Конвент предложил предоставить больше автономии странам-членам ЕС, чьей валютой является евро, как в части возможности решать в Евросовете вопросы, связанные с ней, так и, прежде всего, с тем обстоятельством, что они делят общую валюту. Согласно статьям III-194 –196 страны-члены ЕС, входящие в еврозону, могут принимать меры по усилению координации и контролю соблюдения бюджетной дисциплины, вырабатывать конкретные руководящие указания для своей экономической политики, защищать общую точку зрения в финансовой области в соответствующих международных учреждениях и обеспечивать единое представительство в них, а также на конференциях. Согласно этим статьям только те страны-члены ЕС, которые входят в еврозону, имеют в Евросовете право голоса по этим вопросам.

Тот факт, что страны-члены ЕС, чьей валютой является евро, получают право голоса в соответствующих вопросах общей экономической политики, означает большой шаг вперед. Дело в том, что с вхождением десяти новых стран в Европейский Союз двенадцать его стран еврозоны оказываются, по существу, в меньшинстве до тех пор, пока остальные страны не выполнят критерии, необходимые для введения в них европейской валюты. Положения же Конституции ЕС дают возможность в переходной период принимать определенные решения только с помощью касающихся их стран.

В подразделе о переходных положениях называются далее другие случаи, когда аннулируется право стран-членов ЕС, не входящих в еврозону в вопросах финансовой политики (статья III-197), а именно, в части рекомендаций о многостороннем контроле и мерах по преодолению чрезмерного дефицита бюджета. Наконец, посредством Конституции ЕС усиливается роль его государств, входящих в еврозону, при приеме в нее других стран. Прежде чем Евросовет примет решение об этом, он должен учесть мнение стран еврозоны, которые, со своей стороны, вырабатывают его квалифицированным большинством.

В статьях III-197-202 о переходных положениях также устанавливается:

- определение стран-членов ЕС, в отношении которых действует исключительное правило о применимости положений Конституции ЕС, которые к этим странам не относятся, а также об их праве голоса (статья III-197);

- процедура для введения евро в стране-члене ЕС, после того как выполнены критерии сближения (статья III-198);

- особые положения для стран-членов ЕС, в отношении которых действует особое правило (статья III-202).

Не внося основополагающих изменений, Конституция ЕС обеспечивает также существенное упрощение этих положений, что улучшает их понимание и последующее применение для граждан Союза. Конституция ЕС расширяет область применения голосования посредством квалифицированного большинства.

Только некоторые положения и впредь должны приниматься в Евросовете единогласно, а именно:

- принятие мер по замене протокола о процедуре действий при чрезмерном бюджетном дефиците, в котором определяются критерии конвергенции (сближения) для введения евро(статья III-184);

- особые задачи Европейского Центрального банка (ЕЦБ) в области надзора за кредитными институтами (статья III-185);

- установление курса при замене национальной валюты соответствующей страны-члена ЕС на евро (статья III-198).

Конституция ЕС определяет также важную роль Европарламента при распространении области применения надлежащей законодательной процедуры на:

- условия и способ контроля экономической политики(статья III-179);

- изменение некоторых положений в уставах Евросистемы центральных банков и ЕЦБ;

- требуемые при использовании евро мероприятия (статья III-191).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.