Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации






 

Четыре свободы (англ. Four freedoms) — термин, используемый в рамках европейской экономической интеграции. Истоки этого термина уходят к Римскому договору 1957 года. Об учреждении Европейского экономического сообщества. Возникшее на более поздней ступени понятие Единого экономического пространства, развивая положения Римского договора, подразумевает движение в сторону создания условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами — участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70% ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

В учредительных документах ЕС провозглашаются ряд базовых экономических свобод — свобода передвижения товаров, работников, услуг, капиталов и свобода учреждения. Современные глобализационные и интеграционные процессы в мире ставят перед предпринимателями задачи по введению новых форм ведения бизнеса. В связи с требованиями современного рынка принимаются меры для повышения мобильности конкурентных фирм и компаний. Одним из средств достижения поставленной цели стало закрепление в учредительных документах ЕС права на свободу учреждения, т. е. компании, созданные в одном государстве-участнике, обладают точно таким же правом обосновываться в другом государстве-участнике, как и граждане государств ЕС.

Свобода учреждения, согласно ст. 49 Договора о функционировании ЕС, включает в себя, во-первых, доступ к деятельности, не являющейся наемным трудом, и осуществление этой деятельности, а также, во-вторых, создание предприятий (обществ, компаний) и управление ими на условиях, определенных законодательством страны учреждения для своих собственных граждан.

Таким образом, реализовывать свободу учреждений могут как физические лица, так и общества, под которыми понимаются общества согласно гражданскому или торговому праву (включая кооперативы) и другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением тех, которые не ставят целью получение прибыли.

Для компаний свобода учреждения обладает рядом особенностей.

Для того, чтобы лицо могло пользоваться свободой учреждения, необходимо, чтобы оно находилось в определенной правовой связи с ЕС. Для компаний используется эквивалент категории гражданства, состоящий из двух условий, которые должны выполняться одновременно:

1) компания должна быть создана в соответствии с правовыми предписаниями одного из государств-участников;

2) уставное место нахождения, штаб-квартира или главное отделение компании должны находиться на территории Сообщества [1, ст. 54].

Учреждение юридического лица в государстве-члене ином, нежели то, где оно было создано, возможно в формах первичного и вторичного учреждения. Компания, созданная в одном государстве-участнике, может перенести в другое государство-участник свое уставное место нахождения или свое фактическое место нахождения, штаб-квартиру. В этом случае речь идет об осуществлении первичной свободы учреждения. Секундарная (вторичная) свобода учреждения означает свободу компаний создавать в другом государстве-участнике агентства, филиалы или дочерние компании. Как агентства, так и филиалы не обладают, в отличие от дочерних компаний, юридической самостоятельностью

В заключении хотелось бы сказать, что Европейский союз является важнейшим торговым партнером Республики Беларусь. Торгово-экономические отношения между Республикой Беларусь и странами Европейского союза характеризуются высокой динамичностью. Однако Беларусь также уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе.

Целесообразно было бы учесть опыт ЕС при развитии интеграционных экономических отношений в ЕврАзЭС и создать единые наднациональные юридические лица в евразийском пространстве, которые в полной мере могли бы пользоваться всеми преимуществами свободного рынка и права на свободное учреждение. Таким образом, учреждение наднациональных организационно-правовых форм ведения бизнеса позволило бы достичь основных целей организации — укрепить потенциалы экономик, интегрироваться в мировую экономику, обеспечить устойчивое социальное развитие государств.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.