Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ЕС






На современном этапе развития Европейский Союз рассматривается как форма реализации идеи межгосударственного сотрудничества, которое можно охарактеризовать как интеграционное и наднациональное, начавшееся после Второй мировой войны.

Европейский Союз возник, хотя и с элементами наднациональности и федеративной направленностью, но прежде всего на основе международно-правовых форм и инструментов. Так, Сообщества, ставшие впоследствии основой Союза, были учреждены посредством заключения суверенными государствами (ограничивающими, однако, в общих интересах определенные элементы своего суверенитета) международных договоров. Как и в международных организациях, наиболее принципиально важные решения принимаются в Союзе на основе единогласия. В рамках общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере отношения строятся с использованием международно-правовых методов.

 

 

Современная правовая наука имеет три основных теории объяснения правовой природы ЕС, за которыми Союз - это особый вид международной межгосударственной организации; специфическое государственное образование, разновидность конфедерации или федерации; новый тип политико-правового образования.

Большинство ученых не считают Союз разновидностью государства, даже конфедерации, поскольку он не имеет классических признаков государства, используемые в международном публичном праве (собственной территории и населения, суверенной власти).

Некоторые ученые рассматривают ЕС как новую форму наднациональной политической организации, пришедшей на смену международной системе суверенных национальных государств. ЕС вместе с его государствами-членами определяется как «компонентная (Многоуровневая) конституционная система. Такие рассуждения основываются на том, что легитимность Союза имеет два источника: свободу государств-членов и граждан ЕС. Значение последнего источника постоянно вследствие усиления осознания европейской идентичности гражданами ЕС и формирования европейского политического пространства. Эта точка зрения имеет не только политическое, но и правовую основу. В Договоре о ЕС однозначно определено, что он должен стать «как никогда тесным союзом между народами Европы» (ст. 1). Задача же Союза состоит в том, чтобы «организовать способом, демонстрирует последовательность и солидарность, отношения между государствами-членами и между их народами»(ч. 3 ст. 1). Впрочем по сути эти положения декларативные, поскольку в Договоре идея не получила дальнейшего развития: народы не фигурируют как субъекты политических и правовых отношений.

На сегодня преобладает мнение, что с точки зрения международного права ЕС является международной межгосударственным организацией, хотя и довольно специфической. Это объединение международно-правовое, поскольку созданное путем заключения государствами международных договоров, регулируемых международным публичным правом; эти договоры составляют основу, на которой основывается институциональная структура и внутреннее право Союза. Его государства-члены остаются суверенными, несмотря на передачу некоторых своих суверенных полномочий, осуществленной добровольно и без нарушения международного права. Следует подчеркнуть, что, хотя по происхождению Союз является явлением международно-правовым, время многочисленные правовые институты ЕС не всегда можно объяснить категориями и понятиями международного права.

Специфика Союза как международной организации проявляется в следующем: целью деятельности является интеграция государств-членов институциональная структура обеспечивает представительство не только государств-членов (через Европейский Совет и Совет Союза), но и различных общественных сил и интересов (через Европейскую Комиссию - общего интереса, Европейский Парламент - интереса граждан, Суд Европейских сообществ - правовых ценностей); имеющиеся развитое внутреннее право, аналогичное по объему и системой внутреннем, верховенство и прямое действие права ЕС в правопорядках государств-членов, передача Союза компетенции по вопросам, традиционно охватываются суверенными полномочиями государств.

Итак, на сегодня Союз является региональной международной организацией интеграционного и наднационального типа с сильным федеральным потенциалом, членами которой являются суверенные государства.

Стремление к оптимальному экономическому развитию Сообщества с неизбежностью требовало от государств-членов все большего согласования в общих интересах своих действий, в том числе в областях, ранее находившихся в сфере исключительного суверенитета отдельных государств. Происходило все более явное обособление правовой системы Сообществ и Союза от международного права.
Право Европейских сообществ и Союза активно регулирует отношения граждан и юридических лиц, чем оно стало более походить на право национальных государств. Основной формой правового регулирования в Сообществах, как и в государствах, стал нормативный акт и судебный прецедент.

В начале 1990-х гг. Суд изменил характеристику правовой сущности Сообществ, подчеркнув, что учредительные " договоры создали новый правопорядок, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права в как никогда ранее широких сферах. В свою очередь, " Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая выступает составной частью правовых систем государств-членов..

Таким образом, по своим источникам, формам и методам правотворчества и правоприменения, механизмам защиты юридических норм в Европейском Союзе возникла особая самостоятельная правовая система, обосабливающаяся от международного (публичного) права, но, при эволюции в направлении национального права, не превратившаяся в его полный аналог. Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и далее.

Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой связанных типа правовых систем. По мере необходимости международного экономического развития, урегулирования вооруженных конфликтов и становления международного гуманитарного права международное право стало оказывать все большее влияние на систему внутригосударственного права в соответствующих областях. В настоящее время международное и внутригосударственное право как два различных типа правовых систем продолжают сосуществовать при нарастающем взаимопроникновении друг в друга. Право Европейского Союза возникло и развивается на стыке международного права и национального права государств-членов Союза. Истоками права Европейского Союза явилось международное право с чертами наднациональности и федеративной направленностью.

Право Европейского Союза постепенно превратилось в самостоятельную наднациональную систему права, находящуюся в состоянии активного саморазвития и самосовершенствования. Это наднациональное право посредством унификации и гармонизации оказывает большое влияние на национальное право государств - членов Союза. В последнее время одновременно с процессом конституционализации права Европейского Союза оно испытывает все возрастающее влияние внутригосударственного права, которое превращается в ведущую тенденцию его развития.

Объединяя в себе черты как международного, так и национального права государств-членов, уникальная надгосударственная система права Европейского Союза все более приобретает собственные специфические черты, не характерные для международного права и не приемлемые для внутригосударственного права стран-членов, которые обеспечивают формирование собственного уникального " правового поля" Европейского Союза.

Все это происходит на фоне устойчивого роста правового массива, обеспечивающего деятельность Европейского Союза, и неуклонного повышения значения права Европейского Союза. Это касается как международно-правового регулирования (особенно в Европе), так и правового регулирования все более широких сфер общественной жизни внутри отдельных государств. Приемы и методы, вырабатываемые в недрах права Европейского Союза, все активнее применяются в системах международного и национального права.

Ст. 47 Договора о ЕС (в редакции Лиссабонского договора) гласит, что Европейский союз становится правосубъектным». Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях:

Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС.

Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах.

Если того требует юридически обязательный документ ЕС.

Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Ст. 188L Римского договора).

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.

Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.