Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежный опыт антикризисного управления фирмой






 

Разработка теории и практики антикризисной политики получила широкое распространение в большинстве промышленно развитых капиталистических стран в середине 80-х годов в связи с обострением кризиса, который по своим тенденциям напоминал ситуацию накануне мирового экономического кризиса 1929-1933гг. Накопленный западными странами опыт антикризисного управления, несомненно имеет большое значение для решения задач, стоящих перед РБ. Но необходимо помнить, что это опыт управления в принципиально иных условиях.

Прежде всего, это антикризисное управление в условиях вполне сложившейся рыночной экономики с действующими законами конкуренции и относительно стабильной социально-политической ситуацией, где банкротство принято рассматривать как положительное явление, способствующее очищению рынка от слабых конкурентов.

В качестве методов антикризисного управления, получивших распространение в развитых капиталистических странах, можно выделить:

Проведение приватизации с целью поиска новых, более совершенных структур для предприятий, решения бюджетных проблем, динамизации национальных финансов, что будет, в конечном счете, способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности предприятия. Предприятия государственного сектора в значительной степени распространены в странах Западной Европы, особенно в отраслях инфраструктуры (транспорте, энергетике, связи).

Хотя приватизация в каждой из стран имеет свои особенности, в целом ее рассматривают как долговременную и устойчивую экономическую тенденцию. Характерным для нее является создание смешанных предприятий, основанных на соединении частного и государственного капитала.

Государственные предприятия рассматриваются, как правило, как инструмент экономической и социальной политики, а не коммерческие. Они не подвергаются риску банкротства, имеют доступ к средствам госбюджета, что «деморализует» такие предприятия, снижает у их администрации чувство ответственности. Государственные предприятия функционируют достаточно эффективно только при благоприятных экономических условиях и особенно сильно страдают, когда экономика переживает трудности.

Однако опыта тотальной приватизации государственных предприятий не существует. Приватизируются отдельные отрасли, предприятия в зависимости от их значимости в структуре народного хозяйства. Основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счет частных инвестиций, в т.ч. и иностранного капитала.

В развитых странах рыночной экономики приватизация принимает следующие формы:

* продажа государственных предприятий частным инвесторам (физическим и юридическим лицам),

* создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала,

* продажа части акций государственных предприятий.

Процедура приватизации, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации, затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается. Наиболее медленно идет приватизация в Великобритании, а быстро — во Франции.

2. Осуществление структурных сдвигов в экономике. Они осуществляются, в основном, в двух формах. Во-первых, образование финансовой системы из государственных и полугосударственных банков, страховых и холдинговых компаний (особенно во Франции, Англии, Японии) с тем, чтобы обеспечить капитальные вложения в промышленность, рост ее основных фондов и повышение технического уровня производства. В то же время, частные страховые компании, пенсионные фонды вкладывают средства, как правило, в землю, недвижимость, предоставление займов под сравнительно высокие проценты на короткие сроки, производят заграничные инвестиции. Во-вторых, всемерная защита внутреннего рынка при интернационализации производства, основные признаки которой — рост доли международного обмена в валовом национальном продукте и расширение масштабов деятельности транснациональных компаний и необходимые в этих условиях разработка законодательных требований к продукции, предназначенной для внутреннего рынка с учетом программ местных предприятий, но трудно выполнимых для иностранцев. По существу — это новая форма протекционизма.

3. Государственная финансовая поддержка нововведений. Необходимость государственной поддержки НИОКР в целях повышения технологического уровня предприятия и страны, их технологической конкурентоспособности определяется несовершенством рыночного механизма. В странах западной Европы, США, Японии значительное место уделяется проблемам поддержания высокой инновационной активности, решение которых достигается как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития НТП. Модели поддержки нововведений делятся на:

* агрессивную — при наличии высокого научно-технического потенциала, заключается в осуществлении рисковых и высокорентабельных проектов, крупных вложений в НИОКР,

* защитную — при признании технологического лидерства страны спорным или при его утрате, заключается в поддержании конкурентных позиций в передовых отраслях науки и техники, освоении новейших способов производства,

* абсорбирующую — сильное технологическое отставание, низкорентабельное производство, заключается в расширении международного научно-технического сотрудничества при предпочтении передовых технологий и создании необходимой технологической инфраструктуры.

4. Совершенствование государственного управления, которое выражается в изменении организации управления кризисными предприятиями и предприятиями в целом, создании и совершенствовании соответствующего законодательства. Государственное регулирование особенно усиливается в периоды экстремального развития от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения в период войн). Например, в Японии в послевоенные годы, когда число убыточных предприятий составляло в ряде отраслей 30-58%, экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов. Усилия государственной экономической политики должны быть направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.