Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сентября 2007 года






Вот и наступил заключительный этап нашего изучения субъекта Хубба, Любви. Мы рассмотрели Десять Ступеней Любви, какими их определил наш Шейх из Дели, и мы остановились на Седьмой, после чего дали обзор Трёх Сверхсостояний, необходимых Любящему.

Теперь же давайте пройдём по оставшимся трём из Десяти Ступеней. Коснёмся Восьмой Ступени, которая и есть Хубб сам по себе – Любовь. Отсюда выкорчёвывается Древо Жизни. Иман не может быть порознь с любовью. Посмотрим в Суру аль-Бакара (2: 164):

«A тe, кoтopыe имеют Иман, cильнee любят Aллaxa»

Эти строки подтверждают то, о чём я только что сказал. Я лишь могу повторить вам, что каждый шаг, предпринимаемый нами на пути изучения этой Суфийской науки Любви, должен быть соотнесён, сверен, истолкован и поддержан напрямую из Корана. Мы сказали, что Иман не может существовать порознь с любовью, и мы обнаружим в Суре аль-Бакара такие сентенции:

«A тe, кoтopыe имеют Иман, cильнee любят Aллaxa»

Это происходит на наших глазах с вновь прирощенным знанием. Оно обнаруживается не в поступках Любящего, но в дарах Возлюбленного. Мы опять обращаемся к Суре аль-Бакара (2: 245), к последним двум строкам:

«Пoиcтинe, Aллax дapyeт Cвoю влacть, кoмy пoжeлaeт. Aллax – Объeмлющ, Знaющ»

Хубб состоит из пяти фаз. Первая – Фукдан-и Кальб, Утеря Сердца. Оно должно остраниться от удовлетворённости Дунией. Это сущностно важное событие, фактически расщепление, через которое становится возможным нисхождение света от Любви. Сердце абстрагировано от удовлетворённости Дунией: но не от враждебности Дунии и не от вожделения Дунии, а именно от удовлетворения Дунией. Последнее значит, что, чем бы она не наделяла нас, – это всё не то, этого не достаточно, и человек не может обрести покой, пусть даже другим людям Дуния раскрывается успешно и полно. На этой ступени Любящий не может жить без Винной Таверны.

Вторая фаза ХуббаТа’ассуф – Скорбь. Её состояние определено в Суре Йусуф (12: 84). Это одна из жизненно важных фаз Хубба, пребывание в скорби, выраженной в следующем Аяте:

«И oтвepнyлcя oн oт ниx и cкaзaл: «O, гope мнe пo Йycyфу!». И пoбeлeли eгo oчи oт пeчaли, и oн cдepживaл cкopбь»

Третья фаза – Ваджд – Экстаз. Весь космос сжимается и уменьшается, а Любящий вылетает за его пределы. Обратим внимание на «Великую Касыду» Шейха Мухаммада ибн аль-Хабиба, рахимахуллах:

Всё, что имел, легко отдаст человек

– если б тайну он сердца познал.

Если б тайны своей мог усладу вкусить,

Что ни вдох ронял бы он слёзы.

Клетью тело бы стало его. Из неё он упорхнёт

На крылах созерцанья к Лотосу крайнего предела.

Он свободно бродил бы вкруг Престола и Трона

Что звёзды небес сжимают в колечко.

Вы должны уяснить, что это специфическое, точное описание человеческого опыта в Хальве. Это РОВНО ТО, что он будет испытывать.

Четвёртая фаза – Би Сабри – Нестерпимость. Это предпоследняя стадия неугомонности. Любовь и терпение – антонимы. Один из Суфиев сказал: «Промеж любви и терпения тысячи миль».

Пятая фаза – Сианат – Обезопашенность. Только на этой ступени поминание Возлюбленного даёт передышку. Откроем Вторую Касыду из «Дивана» Шейха аль-Файтури, рахимахуллах:

Пламя страсти воспылало, призвав сердце:

Загорись же!

Ничего в нём не оставит,

Станет вервью корня моего

Близкий Друг мой проявился

В месте своего Таджалли.

Космос освещён Его сияньем

Его блеск рождает солнце –

Сколь же дивное Таджалли!

Он – секрет существования.

И Свидетель Он, и Созерцаемый.

Заповедь к Нему вернётся. Он – кормчий всех.

Мы переходим от Восьмой к Девятой Ступени Любви – к Таим – Порабощению. На этой стадии Любящий скован оковами униженности, его шея окольцована ошейником, а ноги – связаны кандалами рабства. Здесь выделяется пять фаз.

Первая фаза – Тафарруд – Изоляция. Это стадия изоляции прежде, чем случится встреча Возлюбленного и его Тайны. Отныне любовь, Возлюбленный и Возлюбивший становятся одним целым. Конец двойственности – конец самоотстранения. Единение с Возлюбленным – исчезновение для Любящего. И тут кафиры обрушиваются на Суфиев с обвинениями в «состыковке» и присоединении, однако Доктрина Фана’ фи Ллях полностью основывается на ‘Ашаритских позициях. «Диван» Шейха Мухаммада ибн аль-Хабиба даёт пояснение в Касыде «Дары Исм аль-‘Азам»:

Власть лишь тому дана, кто с Ним уединился,

Кому, усердному в мольбах, благоволит Он.

И он будет всё выше идти сквозь пустыни Его Бытия,

Пока Фана’ его не войдёт в Фана’. Не обретёт он ничего, кроме потери.

Это же мы обнаруживаем в Коране, в Суре ар-Рахман (55: 24-25):

«Bcякий, ктo нa нeй, иcчeзнeт, и ocтaeтcя Лик твoeгo Гocпoдa co Слaвoй и Дocтoинcтвoм»

И вы видите, что это свопадает со сказанным Шейхом в его «Диване». Когда Любящий вступает в Фана’, он – исходя из процитированного Аята исчезает – зато остаётся Лик Аллаха, субханаху уа та’аля.

Вторая фаза Порабощения именуется Иститар, Потаённость. На этой ступени Аллах вознаграждает Возлюбившего Его таинствами, сообразно с его Вилаятом. Её высочайший аспект был продемонстрирован между Аллахом и Его Посланником, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, в Ми’радже. Давайте обратимся к Суре ан-Наджм (53: 10), которая касается Расуля, салляллаху ‘аляйхи уа саллям:

«И Он oткpыл Cвoeмy paбy тo, чтo oткpыл»

Здесь использован термин «Вахи», и его крайне важно понять, ибо Вахи переводится как «показывание». Вахи – слово, используемое для выражения Откровения, однако Откровение ещё должно себя показать. Аллах показывает тайны Расулю, салляллаху ‘аляйхи уа саллям.

«И Он oткpыл Cвoeмy paбy тo, чтo oткpыл». Некоторые скажут, что тут подразумеваются изолированные буквы Корана: Алиф, Лям, Мим и Каф, Ха, Йа, ‘Айн, Сад и иже с ними. Но Аллаху ‘Алим, мы не собираемся давать никакого толкования смыслу этих букв.

Третья фаза – Базл-и Рух – Остановление Жизни. С этим аспектом Хубба приходит осознание, что больше ничего уже не может произойти. Ничто в делах целого мира. Это эссенция Любви, и, как только она появилась у вас с Аллахом, всё остально теряет значение. Вот и всё! Любящий – свободен.

Отсюда происходят две следующие фазы – Хауф и Раджа’ – Страх и Надежда. Обе они характеризуют диалектику Любви. Иман находится посередине между ними. Вы обнаружите, что этому эффекту посвящены даже Хадисы. Шейх Мухаммад ибн аль-Хабиб наставляет в своём «Диване» в Касыде «Очищение»:

Надень пару сандалий Хауфа и Раджа’,

Возьми посох Йакына и запас Таквы.

В этом заклчается фундаментальное знание, которым Факир вооружился с самого начала своего путешествия, ибо он предупреждён советом из этой Песни, который понадобится, чтобы достичь высот Ма’арифата.

Мы подходим к Десятой и заключительной Ступени Любви, имя которой Валах – Замешательство. Издалека это мучительное терзание, а вблизи – озадаченность. Суфий выкрикивает:

Если я вижу Тебя, нет больше мне жизни!

Если не вижу, почто же мне жить?

Я заложник странной дилеммы!

Должен ли с жизнью проститься

Иль свиданья с Тобой избегать?

Таков Валах. Он включает пять фаз. Первая фаза – Ибтихаль – Мольба. Любящий молит только о Возлюбленном. И сейчас мы заглянем в «Диван» Шейха Мухаммада ибн аль-Хабиба, в касыду «Исход в Восприятие Сущности»:

Уж явлен Любимого лик,

Высвечен в ранней заре.

Моё сердце пронзил Его свет,

В трепете падаю ниц.

Он глаголал: «Воспрянь! Меня призови!

Чего б ни желал, – всё возымеешь».

Я отвечал: «Тебя. Тебя достаточно мне!

Жизни мне нет в разлуке с Тобою!»

Теперь мы перемещаемся к следующей фазе, которая называется Шурб, Испитие Вина Любви. Шейх аль-Файтури рассказыват в своём «Диване», во «Второй Песне»:

Я смотрел за завесью на то, что глазам не подвластно,

Я ушёл в море огней –

Часть меня стала всем мною.

Розданы кубки Пути:

«Приблизтесь ко Мне, Мои други!

Мы позволим Вам пить древние вина –

Вы вкусите радость всея и всех!»

Также в своей «Первой Песне» он говорит:

Я опрокинул чарку винной фляги радости

И вдруг формы дрожью пошли от восторга перед Аллахом.

Ещё в «Первой Песне» Шейха аль-Файтури мы находим:

Приблизьтесь к кувшину вин радости.

Сей напиток дозволен!

Клянусь, вас радость проймёт –

Лик Аллаха узрите!

Ну а сейчас давайте опять заглянем в «Диван» Шейха Мухаммада ибн аль-Хабиба и его касыду «Одежды Близости» («Кад Касана»):

Возлюбленный дал нам образ чистой любви, чтобы пить.

И он вынудил всё изчезнуть. Остался Возлюбленный только.

Мы видели весь тварный мир как парящую в воздухе пыль:

Мы видели, что огни засияли, открыто и ясно.

Третья фаза – Сукр – Интоксикация. Шейх аль-Файтури декламирует в «Третьей Песне» своего «Дивана»:

Смерть моя есть моё бытие,

Моя отстранённость – моё наблюденье,

Посему благородство – моё. Я смущён и моё дыхание спёрто.

Интоксикация заставляет его говорить о том, что его смерть является его существованием, его уход – его свидетельствованием, а благородство – его благородством. Он смущённо заикается, потому что не может придать смысл всему происходящему, настолько сильно его опьянение.

Четвёртая фаза этого ВалахаИдтираб уа Бихуди – Потеря внимания и Самоотверженность. Один Суфий рыдал в одиночестве, выкрикивая: «Огонь! Огонь!» К нему примчались люди, но не увидили никакого огня. «Что горит?», – спросили они. Любящий стал бить себя в грудь, читая этот Аят Корана из Суры аль-Хумаза (104: 6-7):

«Oгoнь Aллaxa вocплaмeнённый, кoтopый вздымaeтcя нaд cepдцaми!»

Пятая и конечная фаза – Таляф – Разрушение. Шейх Мухаммад ибн аль-Хабиб объясняет в своём «Диване», в «Дарах Исм аль-‘Азам»:

Так он вздымает, пересекая пустыни Его Сущности,

Пока его Фана’ не войдёт в Фана’, –

Тот, у которого ничего нет, кроме потери.

Если он возвратится к следам бытия,

То принесёт Одеяния Чести,

Которые явят его Вилаят, его славу.

В данный момент происходит уничтожение присутствия заполучившего опыт Любовника, стирается даже его знание о деле любви и о том, что он уничтожен. Но, исходя из науки Суфизма, из законов тайной передачи, известно, что исчезнувший Любовник может вернуться. Наш Шейх разъяснил в «Одеждах Близости»:

Будучи вычеркнут Фана’

В светозарном вине мы вернулись к творенью.

Чистым даром Аллаха нам стала Бака’,

И терпя, мы скрыли Того, Кого любим.

На этой ступени мы действительно достигли конца описания Любви Шейхом Нуруддином Чираги из Дели. И теперь мы обнаруживаем помимо неё целую инореальность, имя которой Бака’ би Ллях. Бака’, собственно говоря, в терминах Рухани обозначает начало Дина и его передачу. Наш Наставник является Наставником Ми’раджа, Ночного Перенесения. Что же такое результат Ночи Перенесения, если не руководство, если не Фуркан?

Когда я вернулся из Хальвата в руки Шейха аль-Файтури, радийяллаху ‘анху, один из его Фукара спросил меня: «Ну а теперь куда ты пойдёшь?» Моей репликой было: «После Мекки куда могу я идти, кроме Медины?» Отсюда пришла работа по возвышению Мединской Школы, а затем – восстановление падшего Столпа Закята.

Теперь давайте заново обратимся к Суре ан-Наджм (53: 30-61), которая содержит все секреты данного предмета. Сура ан-Наджм, мы можем так сказать, начинается с темы Ми’раджа, а заканчивается – так можете сказать вы – определением Фана’. И вот, в языке Суфиев Бака’ получает определение в тридцатом Аяте. Это подводит черту под нашим исследованием:

«Aллaxy пpинaдлeжит тo, чтo нa нeбecax и чтo нa зeмлe, дaбы Oн вoздaл тeм, кoтopыe cдeлaли дypнo, зa иx пocтyпки и вoздaл тeм, кoтopыe coвepшили дoбpo, Блaгoм, – тeм, кoтopыe cтopoнятcя вeликиx пpeгpeшeний и мepзocтeй, кpoмe мeлкиx пpocтyпкoв: вeдь Гocпoдь твoй oбъeмлющ пpoщeниeм!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.