Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное и муниципальное управление в Китае






Советская модель

Государственное и муниципальное управление в Китае

Муниципальное управление и самоуправление в Китае

Государственное и муниципальное управление в Китае

Система государственного управления КНР в центре и на местах строится в соответствии с принципами, одно время характерными для большинства стран, входивших в " мировую социалистическую систему". Костяком государственного аппарата провозглашены массовые представительные организации типа Советов - собрания народных представителей, которые формируют органы государственного управления общей компетенции. В КНР высшим представительным органом является Всекитайское собрание (съезд) народных представителей, которое образует Центральное народное правительство - Государственный совет.

Со времени образования Китайской Народной Республики (1октября 1949 г.) было разработано и принято 4 конституции. Первая Конституция этой страны провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян, закрепила руководящую роль Коммунистической партии Китая и ее руководство общественными организациями. После вступления в силу Конституции была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, а также законов, направленных на проведение в жизнь новой конституции. Во время «культурной революции», начавшейся в 1966г., конституционная политическая система была подвергнута слому и конституцию фактически отменили. По окончании «культурной революции» Конституция была пересмотрена и в 1978г. Была принята новая. Последняя конституция 1982года внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих моментах:

1. восстановление института Председателя КНР,

2. создание Центрального военного совета КНР,

3. восстановление волостного звена органов власти и управления,

4. установление сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах,

5. установление принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей,

6. учреждение в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.

В конституции были восстановлены основные автономные права национальных районов, впервые установлено правило занятия руководящих должностей в органах местного самоуправления.

Высшим законодательным органом государственной власти КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), возглавляющее всю систему собраний народных представителей, которые составляют политическую основу государства. В его состав входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил. Всего ВСНП насчитывает около 3000 депутатов. Среди них – представители Компартии Китая, демократических партий и общественных организаций, всех классов и слоев, а также представители 55 национальных меньшинств.

Срок полномочий каждого созыва ВСНП – 5 лет, его сессии созываются раз в год. В промежутках между сессиями функции ВСНП осуществляет Постоянный комитет ВСНП. Постоянный комитет насчитывает 9 человек, избирается Председатель Постоянного комитета, его заместитель, а также государственный секретарь.

ВСНП выполняет следующие основные функции: вносит изменения в Конституцию, осуществляет контроль за ее исполнением, принимает законы и вносит в них изменения, избирает Председателя и заместителя Председателя КНР, утверждает кандидатуры премьера и заместителей премьера Государственного Совета, его членов, министров, председателей госкомитетов, начальника секретариата, председателя Центрального военного совета и других членов ЦВС, избирает председателя Верховного народного суда и Генерального прокурора, рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития КНР и отчеты об их исполнении, рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении, утверждает образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, решает вопросы войны и мира.

Функции главы государства возложены на Председателя ВСНП, который именуется Председатель КНР. Председатель КНР – это компонентная часть государственной структуры КНР. Председатель КНР и его заместитель избираются ВСНП. Каждый гражданин КНР, достигший 45 лет и имеющий право избирать и быть избранным, может быть выбран Председателем. Для этого необходимо простое большинство голосов всех депутатов ВСНП. Срок полномочий Председателя КНР и его заместителя – 5лет, и они не могут занимать эти должности более двух сроков подряд. Председатель КНР принимает иностранных дипломатических представителей, выступая в качестве главы государства, публикует законы на основе решений ВСНП, назначает и смещает премьера, заместителей и членов Госсовета, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, объявляет состояние войны, издает указы о мобилизации, введении чрезвычайного положения, назначает полномочных представителей в иностранных государствах, ратифицирует договоры и важнейшие соглашения с зарубежными странами.

Согласно Конституции Госсовет КНР является исполнительным органом высших органов государственной власти, высшим государственным административным органом. Из этой формулировки следует, что Госсовет, с одной стороны, является высшим органом государственного управления общей компетенции, которому подчинены все отрасли и все органы государственного управления, с другой - представляет собой исполнительно-распорядительный орган и в силу этого проводит в жизнь политику, выраженную в актах высших органов государственной власти.

Госсовет проводит заседания в полном составе (пленарные заседания) или в составе Постоянного бюро (комитета), в которое кроме премьера и его заместителей входят члены Госсовета и начальник секретариата, т. е. в таком случае в заседаниях не участвуют министры и председатели комитетов, не являющиеся членами Госсовета.

Госсовет осуществляет руководство деятельностью центральных отраслевых административных органов, которыми являются министерства, госкомитеты и ведомства. Кроме того, он руководит административной работой, имеющей общегосударственный характер, но не входящей в компетенцию отраслевых органов. Госсовет не только осуществляет централизованное руководство деятельностью всех государственных административных органов на местах, но и устанавливает конкретное разграничение полномочий между центральными государственными административными органами и соответствующими органами провинций, автономных областей и городов центрального подчинения. Он правомочен изменять или отменять ненадлежащие распоряжения, инструкции и положения, принимаемые министерствами и госкомитетами, а также ненадлежащие постановления и распоряжения местных государственных административных органов различных ступеней.

С вступлением страны в эпоху всесторонних реформ в конце 70-х годов (точка отсчета - III пленум ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г.) центральный административный аппарат КНР неоднократно подвергался различным перестройкам. Наиболее радикальная была начата в 1993 г. после принятия 1-й сессией ВСНП 8-го созыва своего рода программы перестройки Госсовета. Существующая в КНР модель административного управления сложилась на базе плановой экономики и выглядит рудиментом сегодня, когда благодаря начатой реформе во всех областях социально-экономической жизни страны произошли значительные изменения, когда старая плановая модель экономики уходит в прошлое в связи с поставленной XIV съездом КПК (октябрь 1992 г.) целью построения " социалистической рыночной экономики". В ведении правительства остаются главным образом общее планирование (на макроуровне), обеспечение проведения в жизнь единых политических установок, координация, осуществление надзора и контроля. Ставится задача урегулировать отношения между центром и местами, рационально разграничить сферы компетенции центрального и местных правительств с тем, чтобы сполна выявить и развить активность как центра, так и мест. Предстоит также отладить отношения между различными подразделениями Госсовета, рационально разграничив сферы полномочий, провести упорядочение структуры подразделений, сокращение их количества и численности персонала.

В соответствии с руководящей идеей реформы для каждой категории подразделений Госсовета были разработаны свои модели перестройки: а) для комплексных экономических подразделений (типа Госплана, Госкомитета по делам экономики и торговли, Минфина) центр тяжести работы был перенесен на макроэкономическое управление, разработку стратегии и программ народно-хозяйственного развития; б) для специализированных хозяйственных подразделений -их преобразование в хозяйственные организации без правительственных функций (так, на базе бывшего Министерства авиационной и космической промышленности созданы две генеральные компании) или институты (палаты) общегосударственного значения, которые сохранили функции управления отраслью, но уже в качестве ведомств при Госсовете. Именно так было реорганизовано Министерство текстильной промышленности, замененное Всекитайской палатой текстильной промышленности. Некоторые министерства и комитеты сохранили прежние названия, но их работа переориентирована главным образом на разработку планов, координацию, оказание услуг (например, информационных и консультационных) и контроль. Одновременно произведена перестройка ряда учреждений при Госсовете, одни из которых были слиты с министерствами или госкомитетами, став их структурными частями, другие были сохранены, но с меньшим аппаратом и измененными функциями.

Таким образом, в составе Госсовета сохранены (либо вновь образованы) подразделения, осуществляющие регулирование и контроль на макроуровне; подразделения, осуществляющие управление общественными службами; подразделения, отвечающие за жизненно важные для всего народного хозяйства базовые отрасли и новые технологии. Как в отношении сохраненных, так и в отношении вновь созданных министерств (комитетов) предусмотрены перестройка функций, сокращение сферы администрирования и передача полномочий подведомственным предприятиям в соответствии с требованиями рыночной экономики, стимулирование выхода предприятий на рынок. Кроме того, проведено сокращение числа внутриведомственных структур и персонала.

Особенностью КНР является включение в ее государственную структуру такого органа, как Центральный военный совет (ЦВС) – высшего военного учреждения, руководящего всеми вооруженными силами страны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.