Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Строение человеческого тела, представление о здоровье и болезняхСтр 1 из 2Следующая ⇒
Философские основы традиционной китайской медицины
В основу традиционной китайской медицины легли представления древних китайских философов об окружающем мире и природе человека. Традиционная китайская философия изложена в трактате “Си цы чжуань”: единая изначальная материя тайцзи порождает 2 противостоящие субстанции - женское начало - инь и мужское начало – ян, которые едины и неделимы. Инь воспринималось как негативное, темное, холодное и женское, а ян – как позитивное, светлое, теплое и мужское. В трактате «Нэй цзин» («Трактат Желтого Императора Хуанди о внутреннем») по этому поводу говорится: «Чистая субстанция ян претворяется в небе, мутная субстанция инь претворяется в земле. Небо – это субстанция ян, а земля – это субстанция инь. Солнце – это субстанция ян, а Луна – это субстанция инь. Субстанция ян – это подвижность, а субстанция инь – это покой. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает». СЛАЙД (рис.43) Взаимодействие и борьба этих 2-х начал порождает 5 стихий - у шин: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие мира - “десять тысяч вещей” - вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду). Человек рассматривался как часть природы, часть великой триады Небо-Человек-Земля, и развивался в гармонии с окружающим миром.
Строение человеческого тела, представление о здоровье и болезнях в Древнем Китае
Анатомические представления в Китае начали формироваться в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (II век до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено. Согласно учению Конфуция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти – его надлежало вернуть родителям в целости и сохранности. Строение человеческого тела в Древнем Китае основывалось на традиционной китайской философии. Каждый орган тела относится к субстанциям ян или инь. Субстанции ян соответствуют 6 органов – фу – желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь и 3 обогревателя (система поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделения). Эти 6 органов постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют. Субстанции инь соответствуют 5 органов – цзан – печень, сердце, селезенка, почки и легкие. Эти органы выполняют функцию сохранения и не отдают хранящееся в себе вещество. Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь - как нарушение их равновесия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на 2 группы: синдромы избытка - ян-синдром и синдромы недостатка - инь-синдром.
|