Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъективная ориентация и ее компоненты






Тот, кто бодрствует и находится «в себе», тот ориентируется в наличной перцептивной ситуации, а это в первую очередь значит, что все поступающие к нему чувственно воспринимаемые данные укладываются в некоторую последовательность — в координатную систему, исходным пунктом (Origo) которой является то, что обозначается указательными словами «здесь», «сейчас», «я». Все эти три слова надо установить в фиксированной точке той координатной системы, которую мы собираемся описывать. Факт ориентированности бодрствующего рассматривается в различных разделах психологии переживаний, и информацию, необходимую для любой серьезной теории языка, приходится буквально вытягивать из обширного богатства научных данных. Здесь требуется не слишком много книжных знаний; всякий, кто обучен феноменологии, может выявить в повседневной жизни самое трудное — с непредвзятостью, которая то и дело встречается в науке. Например, ему станет ясна разница между состоянием «в себе» наяву и хорошо известной нам всем формой отключенного состояния во сне. Есть и другие формы «отключения» (экстаз), на которых нам не стоит здесь останавливаться.

Мы хотели бы бегло коснуться только одной из них, так как ее рассмотрение позволяет сделать некоторые методически важные выводы; это повреждения состояния «в себе» больных и раненых. Если кто-то, скажем врач, попробует у постели больного выяснить, в себе ли тот, то потребуется известная доля природной ловкости или опытности в этих делах, для того чтобы задать ему первые диагностические вопросы. Каковы бы ни были детали этого, следует в первую очередь установить, можно ли вообще войти в речевой контакт с испытуемым, а при более тонком рассмотрении — отвечает ли и реагирует ли он на доязыковое и языковое указание привычным нам всем образом. При этом выяснится, регистрирует ли испытуемый перцептивные данные, на которые мы направляем его внимание или которые мы создаем для него, в системе «здесь — сейчас — я» (как это делает человек, находящийся «в себе») или нет. Из его языковых и других реакций должно вытекать, воспринимает ли он белый цвет вокруг себя как постель и стены палаты, а себя — находящимся в определенном месте этого пространства. Должно выясниться, включает ли он в систему «сейчас» недавнее прошлое и будущее. Должно стать ясным, может ли он не только сказать, но и подумать «я» и сколько данных, содержащихся у него в памяти, он жестко связывает с этим сиюминутным «я». И еще одно замечание: при таком испытании можно сократить требования в соответствии с ситуацией. Чисто бихевиористическими средствами проверки текста можно выяснить, обладают ли младенцы и животные такой ориентацией в перцептивной ситуации, которая бы соответствовала ступени их развития. Практической ориентацией обладают, естественно, и младенцы и животные — на своей ступени и для своей системы действий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.