Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалог в рисунке.






 

 

Александр выбирает сиреневый цвет, Влад – голубой. Александр начинает рисовать в центре листа парусник, задавая тему. Владик перехватывает инициативу (начиная рисовать, когда папа рисует свой рисунок), изображая море и небо. Мальчику нравится работа с цветом, он посвящает много времени его растушевке. Отец и сын рисуют, как последовательно, так и параллельно. Владик периодически жестами, без слов просит папу что-то нарисовать (но не рисует сам), папа в 80% случаев понимает его и откликается на просьбу. Если папа не понимает, то Владик все равно доносит свою мысль. Так, например, на рисунке появляется лодка. Рисунку дает название Александр («Погоня»), название пишет Влад. Александр сначала хочет написать название сам, но потом уступает сыну. Когда Владик пишет название с ошибкой, Александр произносит критикующую реплику.

Во время обсуждения взаимодействия и рисунка, отец и сын говорят о том, что довольны совместной работой. Особенно им понравилось то, что удалось воплотить единый замысел и понять друг друга без слов. Александру оказалось важным понимать сына. Оба члена семьи активно участвовали в обсуждении, Александр слушал Влада, а тот не боялся высказывать свое мнение. Тем не менее, обращает на себя внимание то, что помимо маленькой схематичной фигуры человека с краю листа, Влад не рисовал фигур, сосредоточившись на фоне. Все фигуры он просил рисовать отца. Александр с удовольствием брал инициативу на себя, не передавая ее сыну и критикуя его за допущенные ошибки.

Проведение данного упражнения позволило отцу и сыну узнавать друг друга, находить общий язык. Но в то же время, выявило существующие трудности взаимодействия.

Таким образом, арт-терапевтические техники в работе с данной семьей позволили отцу и сыну лучше узнать друг друга, найти общий контекст взаимодействия. В трех сессиях можно проследить существенную динамику. Изначально отец и сын демонстрировали незаинтересованность друг в друге – сын проявлял негативизм, в то время как отец занимал по отношению к нему критическую позицию. В ходе выполнения упражнений взаимодействие отца и сына начало налаживаться. Первым проявил инициативу Влад, на что, в последствии откликнулся Александр. Тем не менее, во всех работах прослеживается сильная неуверенность ребенка в себе, подкрепляемая критическим отношением отца. Работа с данной семьей будет продолжена. Опыт психотерапевтической работы с этой семьей показывает, что структура семьи крайне ригдна и с большим трудом поддается изменениям. В связи с этим достигнутые за 3 сессии результаты можно охарактеризовать как весьма значительные.

 

Заключение

Итак, арт-терапевтические техники имеют большой потенциал в работе с семьей. Они позволяют членам семьи узнать друг друга на новом уровне, найти общий контекст взаимодействия и отрегулировать характер взаимодействия в более конструктивную сторону. Помимо этого, рисуночные методы обладают диагностическим потенциалом. При этом диагностические возможности заключаются не в интерпретации со стороны психолога, а в рефлексии самими членами семьи выполненного рисунка и характера взаимодействия. Проведенная рефлексия позволяет клиентам занять активную, субъектную позицию относительно собственных переживаний и общения с другими членами семьи.

Список литературы

1. Копытин А.И. Хрестоматия по арт-терапии. / А.И, Копытин. - СПб: Питер, 2001.

2. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. / Л.Д. Лебедева. - СПб., 2003.

3. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М., 1999

4. Минухин С., Ч.Фишман «Техники семейной терапии». - М., 1998

5. Московский Психотерапевтический Журнал. Специальный выпуск: Психотерапия искусствами / отв.ред. В.В. Сидорова, Е.А. Морозова. – 2005. - №4.

6. Роджерс Н. «Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств» / Вопросы психологии. – 1995. - №1.

7. Роджерс Н. «Творчество как усиление себя» / Вопросы психологии. – 1990. - №1.

8. Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи. – М., 2002

9. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – СПб., 1996.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.