Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Случай 2. Психотерапевтическая работа проводилась с четырьмя членами семьи на протяжении длительного периода времени – полутора лет






 

Психотерапевтическая работа проводилась с четырьмя членами семьи на протяжении длительного периода времени – полутора лет, потом был сделан перерыв на год, к моменту описываемых ниже событий работа была возобновлена и продолжалась 1 месяц. Состав семьи. Александр (50 лет), в анамнезе инсульт, занимает активную жизненную позицию, финансово обеспечивает семью. Татьяна (35 лет) – периодически работает в компании Александра, но большую часть времени и сил посвящает детям. Лера (14 лет) – диагноз ДЦП, умственная отсталость. Лера практически не говорит, демонстрирует сильную агрессию в адрес брата, при этом может быть ласкова, много привлекает к себе внимания родителей. Влад (8 лет) учится во втором классе, активный, смышленый мальчик, проявляет агрессию в отношении Леры. Запрос семьи после перерыва – регуляция отношений детей, коррекция отношений мамы и сына.

В общем виде ситуацию можно описать следующим образом. В семье присутствует сильный, часто скрываемый супружеский конфликт. Татьяна крайне эмоциональна, чувствует себя привязанной к детям и зависимой от обстоятельств (болезнь дочери, необходимость постоянно с ней заниматься). Александр обстоятелен, рассудителен, несколько отстранен от семьи. Основная претензия Татьяны – невключенность мужа, отсутствие помощи с его стороны. В супружеских конфликтах Татьяна пытается «достучаться» до Александра, в то время как он, опасаясь сильных эмоций, отстраняется еще больше. Иногда конфликты заканчиваются суицидальными угрозами со стороны женщины. Дети регулируют отношения супругов. Александр состоит в коалиции с Лерой (оправдывая ее действия и ругая Влада), Татьяна – с Владом (идя у него на поводу и оправдывая непослушание). В результате конфликт детей можно интерпретировать как отражение конфликта родителей. На момент описываемой ниже работы Татьяна с Лерой уехали в длительный отпуск в санаторий, в работе остались Влад и Александр. Это стало хорошей возможностью организовать и наладить их взаимодействие, помочь отцу и сыну узнать друг друга вне существующих стереотипов.

На трех сессиях семье было предложено три арт-терапевтических техники.

 

1 сессия. Александру и Владу было предложена попробовать несколько иную форму работу, на что оба дали свое согласие.

Разогрев. «Изобразить жестами имя». Членам семьи предлагалось изобразить свое имя жестами и повторить жесты других. Во время выполнения упражнения оба заметно смущаются.

«Рисунок имени». Членам предлагалось нарисовать свое имя. После чего рисунки совместно обсуждались.

 

 

Рисунок Александра. «Саша».

 

Александр рисует очень сосредоточенно, вдумчиво. Он явно увлечен процессом. Рисунок располагается в центре листа. По словам Александра, он использовал преимущественно теплые тона, от рисунка, по его мнению, исходит ощущение самодостаточности, наличия ядра (твердого, но в тоже время гибкого). Круг мягко движется вперед, рассекая голубое пространство. В обсуждении стало ясным, что Александру важно быть гибким в общении, сохраняя внутренний центр, собственную позицию. В процессе обсуждения Александр был немногословен, но работа над рисунком явно была для него важна, она запустила процесс переживания и рефлексии. Влад рисунком папы не интересовался, не участвовал в его обсуждении, вел себя демонстративно, проявляя в некоторой степени негативизм.

Анализируя известные нам факты, можно сказать, что данное описание отражает стиль поведения Александра в семье. Он избегает конфликтов, не настаивая на собственной позиции. Но в то же время, он остается при своем мнении, которое достаточно жестко и не меняется даже в процессе спокойного обсуждения. Обращает на себя внимание также динамика рисунка – в нем отражено движение из правого верхнего угла в левый нижний.

 

Рисунок Влада. «Владик.»

 

Свое имя Влад рисует в виде хаотичных красных линий, не смотря на бумагу, рисунок быстро заканчивает. Говорит, что рисует то, что приходит ему в голову. Определяет свое имя как «веселое». Рисунок не обсуждает. Александр не интересуется рисунком сына, привлекая внимание к своему рисунку. В отношении отца к рисунку сына прослеживается обесценивание.

От рисунка Влада остается противоречивое впечатление. С одной стороны, он очень энергичный, спонтанный, отражает связь с бессознательным процессом. С другой стороны, от рисунка остается впечатление, что он выполнен из позиции негативизма, желания избежать задания.

Таким образом, данное упражнение показало отсутствие контакта отца и сына. Также можно предположить, что поведение ребенка было связано с обидой на отца.

 

2 сессия. «Рисунок левой рукой». Членам семьи предлагается левой рукой нарисовать свою любимую детскую игру, предварительно о ней вспомнив и описав ее. Предполагается, что рисунок левой рукой позволяет клиенту вспомнить ощущения детства. После рисования работы обсуждаются. Данное упражнение было предложено как отцу, так и сыну с целью поиска контекста, в котором возможно сходство их переживаний, а также организация взаимодействия.

Во время разговора о любимых играх Влад рассказывает про игру в вышибалы. Александр описывает то, как в детстве он создал армию пластилиновых солдатиков, а также про игру в «Чижа». Влад демонстрирует большую заинтересованность в папином рассказе, задает ему много вопросов, на которые папа отвечает.

 

Рисунок Влада. «Вышибалы».

 

Владик рисует игру в вышибалы. Он делит лист на две части линией, на каждой части схематично рисует маленькие фигурки людей. Также символично изображает летящий мяч, попадающий в одного из игроков. Все фигуры очень маленькие, схематичные, выполнены еле заметно, с очень слабым нажимом. Про игру Влад практически не рассказывает, папа относится к рисунку ребенка со скепсисом, его почти не слушает.

Интерпретируя данный рисунок, можно предположить крайне низкую самооценку ребенка, его неуверенность в себе.

Рисунок Александра. «Чиж».

 

Александр рисует игру в «Чижа». Рисунок выполнен простым карандашом, штрихами. Фигура игрока (Саша, 9 лет) большая, но изображена со спины в положении сидя. На рисунке изображена бита и сам «чиж» в двух размерах – крупном и соответствующем размерам сидящей фигуры. Александр рисует очень сосредоточенно, явно получая от рисования большое удовольствие, много улыбается. Демонстрирует рисунок с гордостью. Подробно описывает ход игры. Владик снова расспрашивает папу, тот демонстрирует принцип игры на примере карандаша. Александр предлагает сыну сделать из дерева необходимые для игры предметы и вместе поиграть в эту игру на даче. Влад с удовольствием соглашается.

Интерпретируя рисунок Александра, можно предположить наличие повышенной тревоги, закрытость. Интересно сопоставить рисунки отца и сына. У сына очень маленькие, еле заметные фигурки, у отца – большая фигура с битой в руках. Динамика взаимодействия отца и сына несколько изменилась. Отец по-прежнему обесценивает действия сына, в то время как сын начинает проявлять к отцу искренний интерес, на который тот откликается. У отца и сына появляется возможность совместной деятельности. На следующей сессии они рассказали о том, что в игру на даче поиграли. Давая обратную связь о сессии, Александр и Влад эмоционально сказали о том, что им очень понравился. Александр определил процесс как «эмоциональную разгрузку».

 

3 сессия. «Диалог в рисунке». Мы не будем останавливаться на описании данной техники, так как оно было представлено выше.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.