Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология. Методологические взгляды Кейнса сформировались под влиянием и в ходе дискуссии с представителями классического и неоклассического направлений экономической






Методологические взгляды Кейнса сформировались под влиянием и в ходе дискуссии с представителями классического и неоклассического направлений экономической мысли, которые им воспринимались как единая классическая экономическая теория.

Он рассматривал экономический рост как результат воздействия не только экономических, но и внеэкономических факторов. Внеэкономические факторы включают в себя:

1. психологические факторы, описываемые, например, через показатели предельной склонности к потреблению и накоплению;

2. фактор национальных особенностей разных народов, которые определяют различия подходов к предпочтению ликвидности и др.

Принятие экономических решений Кейнс рассматривал не только как результат экономических расчетов, но и как следствие воздействия иррациональных, психологических и прочих факторов, не поддающихся только экономическому анализу.

Он проводил анализ причинно-следственных связей между отдельным группами факторов, влияющих на экономический рост. Особое значение для него имели факторы, испытывающие воздействие со стороны государственных регулирующих органов, которые в свою очередь оказывают воздействие на группу «зависимых» факторов, изменяя их в нужном направлении. Например, увеличение занятости выступает в качестве зависимого фактора по отношению к процентной ставке, являющейся предметом воздействия со стороны регулирующих государственных органов. Исходя из этого, снижая процентную ставку, можно опосредованно, через увеличение спроса, добиться увеличения занятости.

Кейнс отказался от следования принципу автоматического восстановления равновесия, который был сформулирован представителями классической школы. Он доказал, что равновесие может восстанавливаться, в том числе и за счет роста безработицы. Кейнс стал заниматься поиском условий, которые позволяют обеспечить полную занятость в экономике страны.

Он отказался от традиционного подхода представителей классической школы, которые отождествляли успешное развитие фирмы с успешным развитием общества. Такой подход, по мнению Кейнса, был совершенно недопустим. Он разделил экономический анализ на макроэкономический и микроэкономический уровни и сформулировал теоретические основы для выделения макроэкономики в качестве самостоятельного раздела экономической науки.

В отличие от принципов классической школы («совершенная конкуренция», «автоматическое восстановление равновесия»), Кейнс обосновал необходимость не отказа, а, напротив, закрепления экономических функций за государством и прежде всего в области стимулирования спроса через денежные и фискальные инструменты при сохранении возможностей для развития частной инициативы и предпринимательства. Его теоретические исследования и экономические модели были направлены на решение практической задачи – формирование государственной экономической политики.

Важное значение для построения теории Кейнса имела предпосылка о неполной загрузке производственных мощностей и неполной занятости в экономике страны, в отличие от представителей классической школы, которые исходили из условий полной занятости.

Подобный подход позволил Кейнсу расширить сферу применения инструментов денежной политики, т.к. при наличии свободных мощносте1, как трудовых, так и производственных, увеличение количества денег в обращении должно привести не к инфляции, а к росту производства, удовлетворяющему дополнительный спрос.

Методологии Кейнса был свойственен статичный характер. Экономический анализ ограничивался преимущественно рамками краткосрочного периода. Такой подход объяснялся остротой экономических проблем этого периода – безработицей, спадом производства и т.д., что делало особенно акутальным и востребованным именно краткосрочный анализ.

Проблемы обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста, актуальность которых возрастала начиная со второй половины ХХ века, явились предметом исследования последователей Дж. Кейнса – представителей неокейнсианской школы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.