Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные причины и факторы, определяющие необходимость идеологии белорусского государства.






1. Становление, развитие и укрепление независимой, суверенной белорусской государственности, возрождение белорусского государства.

2. Сплочение белорусского общества, его консолидация вокруг базисных ценностей.

3. Осуществление модернизации страны, системных преобразований белорусского общества, обеспечение поддержки народа курс реформ, осуществляемых политическим руководством Беларуси.

4.Необходимость использования в целях преобразования страны такого неисчерпаемого источника как человеческий фактор, т.е. духовного мира, убеждений, сознания людей, их вер в свой народ и в свою страну.

5.Необходимость дать ответ на вызовы современного глобализирующего мира, обеспечить своей стране достойное место в ХХІ веке, обеспечить ее будущее.

6.Необходимость обеспечить контроль над информационным пространством, дать отпор враждебным идеологическим течениям, обеспечить национальную безопасность государства.

Как возникла и сформировалась идеология белорусского государства, каковы этапы этого длительного процесса?

У истоков идеологии белорусского государства находится белорусская национальная идея.

Общенациональную идею нередко отожествляют с идеологией, да еще и государственной. Но это разные явления.

Национальная (общенациональная) идея обычно понимается как ключевой лозунг, символ или комплекс. Можно сказать и так: национальная идея – представляет собой некий контурно выраженный взгляд на общие фундаментальные ценности, распространенная в обществе ценностная ориентация; образ жизни, которому желает следовать большинство, ориентация на социальный и нравственный идеал, на место и роль страны в мире; национальная самоидентификация.

Элементы общенациональной идеи являются своеобразными кирпичиками, из которых складывается фундамент идеологии белорусской государственности.

Общенациональная идея не может быть чьим-то изобретением. Это одно из условий существования, развития, самосохранения народа. Это –категория объективная и неизменная. Меняются лишь представления о ней, а они носят субъективный характер. Отсюда попытки удержать прежние представления о национальной идее, игнорирование изменившихся объективных обстоятельств.

Общенациональная идея начинается как система простых и понятных людям установок и воплощается через переориентацию основ духовной жизни белорусского общества.

В различных странах в свое время были сформированы различные формулы, выражающие суть национальной идеи. «Свобода. Равенство. Братство» во Франции эпохи Великой Французской буржуазной революции.

«Православие. Самодержавие. Народность» - в России в ХІХ веке, эту формулу вряд ли можно считать удачной.

Конечно, формула идеологии белорусской государственности не должна сводиться к некой триаде. Общественная идея должна иметь возможность обогащаться, обновляться.

В тоже время единой, монолитной, абсолютной идеи, идеи, так сказать, на все случаи жизни, быть не должно. Поэтому, дальнейшая деятельность переходит в плоскость идеологии.

Стержневые идеи идеологии белорусской государственности можно сформулировать следующим образом:

1. человек как созидатель и творец процветающего государства – высшая общественная ценность;

2. самобытность Беларуси в развивающемся мире, ее суверенитет;

3. определяющая роль жизненных интересов и традиций граждан Беларуси во внутренней и во внешней политике;

4. последовательное продвижение к верховенству закона, благополучию людей и процветанию государства;

5. законность и порядок, справедливость и патриотизм.

Следующий уровень развития белорусской национальной идеи – глобальные национальные интересы, выраженные в концепциях – системах важнейших взглядов на эффективные пути решения тех или иных проблем.

Во-первых, это концепция устойчивого развития РБ. Она определяет основные национальные ценности, жизненные интересы и стратегические ориентиры и таким образом задает вектор развития страны на перспективу.

Во-вторых, это концепция национальной безопасности.

Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в основных сферах их жизнедеятельности: политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной.

Угрозы безопасности Беларуси лежат как вне страны, так и во внутриполитической, экономической, социальной, духовной, информационной и других сферах. Они носят не только военный, но и невоенный характер.

Развитая государственность чувствует опасность для своих национальных интересов своевременно, предвидит ее заранее.

В-третьих, это концепция гражданского общества, где каждый человек будет принимать активное участие в управлении государством, где происходит переход важных функций от государства к общественным организациям.

В четвертых, это концепция национального развития, обеспечивающая создание условий для развития национальной культуры, решения гуманитарных проблем.

В-пятых, это проблема экологических прав человека, прав на благоприятную для жизни, труда и отдых среду.

Должна ли Беларусь изобретать особую, и претендующую на глобальный универсализм систему идеологии? В этом нет необходимости. Подход руководства нашей страны к вопросу разработки идеологии белорусского государства предельно реален, прагматичен.

Эта идеология должна обеспечить реализацию главной миссии суверенного белорусского государства на первую четверть ХХІ века – обеспечить устойчивое социально-культурное развитие страны в условиях суверенитета. Эта цель предполагает реализацию следующих задач:

1) становление и развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

2) обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу;

3) повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов;

4) создание эффективного правового государства;

Мы не можем пойти по пути искусственного конструирования общественного сознания, это невозможно. Но мы можем взять все ценное, что доказало свою жизнеспособность, прошло проверку временем.

Поэтому в основании идеологии белорусского государства мы можем выделить следующие основы:

1. Правовую основу идеологии белорусского государства составляет конституция Республики Беларусь.

1. Политическую основу идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений относительно институтов своей государственности, понимания сущности политической системы страны, характера ее социально-политического строя.

2. Экономическую основу идеологии белорусского государства составляют комплекс идей относительно формирования национальной экономики.

3. Культурно-историческую основу идеологии белорусского государства составляет белорусская национальная идея.

 

 

Тема 2.

ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ.

План

1. Политическая культура и идеологические процессы в трансформирующемся белорусском обществе.

2. СМИ и информационная политика в Беларуси.

3. Общественные организации в идеологических процессах.

1. Политическая культура и идеологические процессы в трансформирующемся белорусском обществе.

Политическая культура составляет органическую часть общей культуры общества с ее характерными особенностями, ценностями, нормами поведения. В процессе обучения и накопления собственного опыта у людей складывается более или менее устойчивые, типичные для определенного общества образцы организации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя.

Политическая культура выполняет важнейшую роль в формировании идеологии государства.

Понятие политической культуры фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения.

Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления.

Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций.

Политическая культура определяется как система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса. Более сжатое определение: политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

В структуру политической культуры включаются, прежде всего, такие компоненты, как субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

Объектом может выступать сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.

 

· Структура политической культуры.

Если структурировать политическую культуры индивида, то здесь следует выделить, прежде всего, 1)политические знания и убеждения.

Некоторые исследователи в структуру политической культуры включает 2)политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений.

Важнейшим элементом политической культуры общества является

3)культура взаимоотношений политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей.

Выделяется и такой элемент политической культуры 4)как национальные государственные символы.

Отмечается и такой элемент политической культуры, как 5)политические традиции, представляющие собой нормы политической жизни, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в политической жизни общества в течение длительного времени.

Польский политолог Ежи Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценка политических явлений; 3) эмоциональная сторона политической позиции; 4) «образцы» политического поведения.

 

· Функции политической культуры.

Политическая культура выполняет следующие функции:

1) познавательную (обеспечивает накопление знаний о политике и политической системе и передачу политических знаний и опыта в обществе);

2) аксиологическую (формирует определенную систему политических ценностей, идеалов и норм, способствующих наряду с соответствующими знаниями становлению убеждений и рациональных действий субъектов политической деятельности);

3) воспитательную (способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в политической жизни общества личности);

4) нормативно – регулирующую (обеспечивает упорядочение и регенерацию политических отношений на основе соответствующих предписаний и норм);

5) коммуникативную (служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой - в–национальную, национальной – в общечеловеческую).

 

· Типы политической культуры.

Выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический. Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества; недопущении открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп; вытеснении из политической жизни возможности выбора.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм деятельности; высоком статусе демократии в иерархической структуре ценностей.

 

· Типология политической культуры.

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три чистых вида политической культурыпатриархальную, подданническую, активистскую и три смешанных типа – патриархально - подданническую, подданническо – активистскую и патриархально-активистскую, которые получаются из смешения чистых типов.

1.Патриархальная политическая культура – это политическая культура общества, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных.

2.Подданническая политическая культура («культура подчинения») характеризуется «высокой частотностью ориентаций» в отношении дифференцированной политической системы. Однако члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

3. В активистской политической культуре («культуре участия») все ориентации достигают «высокой частотности». Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности.

В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три названных типа смешанных культур.

Первый из них патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти.

Второй типподданнически – активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления.

Третий типпатриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью.

Усвоение политической культуры личностью происходит в ходе политической социологии.

 

· Политическая социализация.

 

Политическая социализация – это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Это также и совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под политической социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация – это и вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру.

 

В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация; семья; школа и другие учебные заведения; формальные и неформальные социальные группы (коллеги, клубы, классы и т.п.); партии и политические организации; средства массовой информации и др.

 

· Политическое участие.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительской). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления.

При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти.

Оценка демократии

Представление о состоянии политического сознания белорусов дают результаты двух национальных опросов, проведенных в 2000 г. в рамках европейского исследования ценностей, и в 2002 г. в рамках международного исследования политической культуры.

 

· Оценка демократии.

Ни в одной из постсоветских стран демократии не дают таких высоких оценок, как в Беларуси – 88% опрошенных называют ее лучшей из форм правления. Даже вариант направления сильного лидера набирает всего 40%, в России – 50%, на Украине – 60%.

Вместе с тем, только четверть опрошенных удовлетворены тем, как развивается демократия в Беларуси, более 50% не удовлетворены частично или полностью.

Не удовлетворены люди и нынешней системой управления в стране. Но участники опроса не считают, что сами граждане должны активно участвовать в управлении на разных уровнях, чтобы сделать его демократическим.

Ученых ставят в тупик парадоксальный факт: при высоких оценках, данных демократии, почти 60% граждан положительно оценивают прежнюю советскую политическую систему. Можно предположить, что и советскую систему они оценивают как демократическую.

Это дает основание предположить, что западная трактовка либеральной демократии далеко не единственная, которая имеет место в нынешнем массовом сознании белорусов.

· Политическая активность.

В отличие от бурных времен перестройки сегодняшние граждане в значительной мере деполитизированы и пассивны. Менее 1% опрошенных являются членами политических партий, только 8% весьма интересуются политикой, а еще 38% «скорее интересуются».

Большинство граждан не используют своих политических прав на участие в политической жизни, не обладают достаточной политической культурой. Оказалось, что политическая активность – наименее выраженное качество в структуре политической культуры белорусов. Средний показатель составляет всего 3, 5 балла из 10 возможных, тогда как демократические верования и убеждения набирают 5, 7 балла из 10.

Отношение молодежи и, в частности, студенчество, мало чем отличается от отношения населения.

Чувствуют личную ответственность за то, что происходит в стране 10, 3%, нет 40%, затрудняются ответить ≈ 50% опрошенных студентов ГГУ.

Считают, что могут лично как-то повлиять на то, что происходит в стране 5, 6%, скорее да 11, 8%, скорее нет – 45, 1%, нет – 24, 1%, затрудняются ответить – 13, 3%.

Можно сделать вывод, что на вербальном уровне демократические ценности широко одобряются, тогда, как на поведенческом уровне зачастую игнорируются.

Таким образом, противоречивое общественное сознание транзитивного белорусского общества отражает крайне противоречивую ситуацию, сложившуюся в реальном процессе социальных преобразований.

Общественное сознание является эклектичным, сочетает в себе и некоторые научно обоснованные идеи и суждения здравого житейского смысла, скомбинированные с устаревшими догмами, ложными выводами, заблуждениями.

Значительное место занимают в массовом политическом сознании эмоции, иллюзии, беспочвенные фантазии, через которые выражается отчаяние и злость по поводу нынешней ситуации и невозможности ее изменить.

Вместе с тем в общественном сознании переходного периода белорусского общества еще не отрефлексирована идея о том, что только активная включенность каждого человека в происходящие общественные процессы может способствовать изменениям в политическом сознании, а, в результате, и во всем обществе в целом.

 

2. СМИ и информационная политика в Беларуси.

Фундаментом демократизации общества, ядром демократии является участие общественности в принятии важнейших решений на основе полной и достоверной информации, к которой она имеет доступ, обеспечение доступа масс к выборам, их прозрачность и открытость, а также обеспечение права протестовать против власти, которая не удовлетворяет. СМИ как раз и реализует необходимость обеспечения открытости и прозрачности политического процесса для включения в него общественности, политическое просвещение масс, создавая механизмы, позволяющие демократической власти поддерживать систематические отношения с избирателями на основе взаимопонимания и обмена информацией, что делает демократию реальной, технологически возможной. При отсудствии активного и хорошо информированного общества избранные депутаты и назначенные чиновники могут утратить связь со своими избирателями и забыть об их интересах и потребностях, а общественность не сможет реализовать свое право на участие в принятии политических решений. СМИ, таким образом, создают возможности для обеспечения открытости власти для общественности и открытости общественности для власти. Деятельность СМИ создает механизмы взаимного обмена информацией, взаимной открытости субъектов политического процесса благодаря адкватному обмену информацией, что обеспечивает жизненность демократии.

С другой стороны, только владея необходимой и достоверной информацией, общественность может давать объективную оценку деятельности власти и ее институтов, результативности идеологических процессов и программ. Таким образом, СМИ реализуют задачи по обеспечению общественности полной и достоверной информацией, политическому просвещению масс, по осуществлению контроля над действиями власти, ибо лишь одобрение деятельности власти и ее институтов, которое основано на осведомленности граждан, является непременным условием демократического общества.

Средства массовой информации и журналистика возникли как ответ на тот идеологический заказ, который поступил со стороны государства. СМИ является важным средством идеологической ориентации человека, они являются важнейшим элементом политических коммуникаций современного общества.

Политические коммуникации – это специфический вид политических отношений которые регулируют производство и распространение идеологических парадигм.

СМИ всегда распространяли и распростаняют политические идеи, взгляды, иллюзии. Можно сказать, что политика –главная религия нашей эпохи.

В результате политический процесс становится тождественным идеологическому процессу. Идеологические процессы делятся на:

1. прогрессивные и регрессивные;

2. гуманистические и человеконенавстнические;

3. действительные и мнимые.

Государство всегда будет защищать и отстаивать свою идеологию, именно поэтому всегда были и будут противоречия между идеологией государства и идеями и ценностями отдельных граждан.

Политическая идеология – это важный элемент структуры общественного сознания. Она обладает относительной самостоятельностью.

Политическая идеология – это неотъемлемый компонент любого общества и государства, она возникает там, где появляется политические процессы и его субъекты.

Идеология является одним из уровней общественного сознания.Основной механизм соединения политической идеологии и политического процесса является политическая коммуникация. Существует три формы политической коммуникации:

1. Межличностная политическая коммуникация.

2. Устная и письменная агитация и пропаганда.

3. СМИ.

Средства массовой информации (СМИ)это социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе. Массовая информация предназначена для численно большой аудитории и отличается быстротой и регулярностью распространения, практически одновременностью потребления, опосредованным, в известной степени стереотипным характером. Распространение массовой информации является неотъемлемой частью массового духовного общения людей, которое возникло на определенной стадии развития человечества в дополнение к личностному общению.

Адресатом массовой информации является большая аудитория (от лат. аudiforium – место для слушания) – устоявшаяся совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. Завоевание все более широкой аудитории для источников информации представляет один из важнейших практических результатов информационно-пропагандистской и идеологической деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.

Анализируя функции СМИ в информационной политике и политической жизни, следует выделить, прежде всего, учредительную функцию, связанную с тем, что СМИ не только отражает происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев.

Регулятивная функция СМИ при этом связана с их возможностями воздействовать на принятые в обществе стандарты и нормы поведения, хотя сами СМИ и не имеют в политической иерархии юридически закрепленной позиции, в силу чего она постоянно колеблется, являясь производной от оценки, задаваемой общественным мнением, и динамикой отношений между центрами политического влияния. СМИ, как показывает опыт, спсобны интегрироваться в экономические, политические, социальные структуры, выступая не автономным образованием, используемым различными силами в политической игре, а составной частью структуры власти, одним из ее компонентов.

Идеологическая функция СМИ заключается в целенаправленном распростанении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлимых рамках.

Нормативо-ценностная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соотведствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

Растущая роль средств массовой информации в социальной жизни, действенность СМИ в идеологических процессах объясняется нетолько тем, что основными источниками, из которых респонденты получают общественно-политическую информацию, являются, по результатам социологических опросов, телевидение(93, 9%), радио (69, 3%), пресса (65, 8%), но и выполнением СМИ фундаментального предназначения по оправданию социального порядка и обеспечению воспроизводства существующих социальных отношений.

Информационная политика Республики Беларусь – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальны и политический ресурс, а журналистика и СМИ как социальный и политический институт. В Республике Беларусь действует 6 социальных типов СМИ:

1. Государственные СМИ.

2. Государственно-общественные СМИ, т.е. у них смешаны и учредители и источники.

3. СМИ организаций и структур гражданского общества: политические партии и др.

4. Альтернативные СМИ – финансируются не госструктурами, деятельность направлена на формирование идей, ценностей, отличающихся от официально принятых.

5. Коммерческие СМИ.

6. СМИ не политических структур, имеющих специфическую аудиторию.

Современный этап развития белорусского общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Информационное поле Беларуси, интегрированное в мировые информационные потоки, подвергается активному внешнему воздействию, зачастую деструктивного характера.

В целом информационное пространство Республики Беларусь представлено 1374 печатными периодическими изданиями, 9 информационными агенствами, 130 программами радиовещания, из которых 105 являются государственными, а 25 – негосударственными.

Телевидение представлено 54 программами из которых только 17 является государственными. Лицензии Министерства связи на деятельность в области кабельного телевидения имеют 93 организации.

Из числа всех печатных изданий 2/3 являются негосударственнными. Государственные издания имеют большой тираж и доминируют в информационном пространстве республики. Что касается местных печатных СМИ, то их в Беларуси зарегистрировано 136. Из них 10 областных, 8 городских, 118 районных газет.

В Беларуси 119 студий городского и районного радиовещания. В Гомельской области вещают 22 радиопрограммы. В последние годы появилось радиовещание в FM диапазоне.

В стране 9 программ местного радиовещания негосударственной формы собственности и 30 негосударственных местных телеканалов.

Наиболее эффективным средством передачи информации является телевидение, а самым популярным телеканалом в Беларуси стал ОНТ. Его смотрят регулярно 72, 8%. Это – самый успешный медиа-проект в стране за последние годы.

На 2 месте РТР – 52, 3%, на 3-м месте впервые оказался НТВ, его смотрят 50%, но в Минске – 68, 5%. На четвертом месте БТ – 49, 4%, в Минске – 36, 3%, в Гомельской области – 60, 1%, среди студентов и учащихся – 16, 9%.

Среди радиопрограмм лидирует 1-я Белорусская программа (40, 2%), но в Минске только 33%. На втором месте впервые оказалось радио “Столица”. Ее слушает треть населения.

Растет рейтинг у радио “Би-Эй”, радио “Рокс”, падает у 2-й Белорусской программы.

Печатные издания читает более 4-х миллионов жителей страны. Наиболее популярной является “Советская Белоруссия”. Ее читает почти 40% населения, на втором месте “Республика” (около 20%), на третьем “Семь дней” (12, 3%). Все остальные издания имеют рейтинг менее 10%, в т.ч. “Народная газета” (9, 3%), оппозиционные “Народная воля” (8, 9%), “Белорусская газета”(3, 1%).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.