Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая идеология. Основные современные идеологические концепции и доктрины.






Конспект лекций.

Тема 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.

 

План

1. Идеология как социальный как социальный феномен. Ее сущность, структура и функции в обществе.

2. Становление и развитие белорусской государственности.

3. Основные этапы развития общественной мысли и идеологии белорусской государственности.

 

Мы приступаем к изучению нового учебного курса, который называется «Основы идеологии белорусского государства». Почему этот курс носит такое название, неужели идеология так важна, что теперь студенты, обучающиеся на всех специальностях, должны вникать в тонкости философских определений, в суть академических споров о столь казалось бы далеком от научных потребностей сегодняшнего дня предмета? Конечно же, нет. Как это ни парадоксально, но дело заключается не только и даже не столько в идеологии, сколько в государстве, гражданами которого мы все являемся.

Буквально на следующий день после обретения независимости Беларусь оказалась перед лицом исключительных по сложности проблем, связанных с выбором своего государственного и общественного бытия. Назову только самые важные проблемы:

· Как назвать свое государство?

· Какой тип государственности определить?

· Какие принципы положить в основу Конституции страны, в основу взаимоотношений между личностью, обществом и государством?

· На какие базисные ценности ориентироваться в организации экономической, социальной и духовной жизни?

· Какие внешнеполитические приоритеты, соответствующие интересам белорусского народа избрать?

· Какие государственные символы, адекватно отражающие исторический путь и современные чаяния белорусов, избрать?

Каждый из этих вопросов относится к той предметной области, которую в политической науке принято обозначать идеологией государства. Поиск ответов на эти вопросы осуществлялись в ходе острейших политических и научных дискуссий последнего десятилетия прошлого века. Их результатом стала принятие на референдуме Конституции Республики Беларусь, государственных символов страны, определение основных направлений внутренней и внешней политики нашего государства. Совокупность заложенных в них идей, принципов и идеалов по праву составляет сердцевину идеологии белорусского государства.

Главная цель нашего курса – формирование жизненно важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, которые выражают позитивное отношение к белорусскому государству, как явлению, имеющему свое прошлое, настоящее и будущее в значении базовой ценности политической культуры граждан Беларуси.

 

· Понятие идеологии и ее генезис.

В нашем языке существует не так уже много понятий, которые бы пришлось на протяжении своего сравнительно недолгого существования пережить столько метаморфоз, как это случилось с термином «идеология».

Термин «идеология» древнегреческого происхождения, составлен из двух слов «идея» и «логос» и буквально означает «учение об идеях», о том, как эти идеи взаимодействуют, переходят от одних к другим, существуют как некая самостоятельная сфера. Именно в таком плане понимал идеологию Антуан Дестют де Траси (1754 – 1836) – один из представителей позднего поколения французских просветителей. В самом начале XIX века в своем труде «Этюд о способности мыслить» он впервые использовал термин «идеология» для обозначения своего учения.

По мнению де Траси идеология призвана была стать наукой о возникновении идей и о законах человеческого мышления, быть такой же точной, как и все естественные науки. Идеология должна была быть положена в основание всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Важно также и то, что, по мнению де Траси, главные принципы идеологии должны были стать основой политики.

Позитивное отношение к идеологии отстаивали и другие представители французской науки – историки, экономисты, философы, общественные деятели, получившие название школы идеологов (К.Ф. Вольней (1757-1820), Пьер Жан-Жорж Кабанис (1757-1808) и др.).

Понятно, что де Траси и его последователи не могли не столкнуться с политикой. Они имели неосторожность критически относится к Наполеону Бонапарту и его правлению. Реакция со стороны диктатора, идущего к зениту своего могущества, последовала незамедлительно. Представителей школы идеологов он считал оторванными от жизни людьми, доктринерами, у которых отсутствует чувство реальности.

Однако именно Наполеон как никто другой, несмотря на свое презрительное отношение, способствовал росту популярности идеологии в обществе того времени. Вместе с тем, тогда была положена традиция негативной оценки идеологии, как ложных, искажающих действительность представлений.

Для всей последующей истории идеологии характерным является альтернативное отношение к ней – позитивное и негативное.

Важную веху в эволюции содержания понятия идеология составило творчество К. Маркса и Ф. Энгельса. Проблеме идеологии они посвятили свое совместно написанное в 1845-1846 гг. произведение, которое называется «Немецкая идеология». Под таковой они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой идеолистической философии.

К. Маркс и Ф. Энгельс отвергли понимание идеологии как совокупности производящих мир идей и противопоставили ему понимание идей как представлений людей, порождаемых условиями их жизни. К. Маркс писал: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.7.).

Интересно отметить, что, стремясь отмежеваться от идеалистической философии, свою систему воззрений Маркс и Энгельс не квалифицировали как идеологию. Они называли ее научным социализмом, пролетарским мировоззрением, но это не означает, что марксизм не является идеологией в современном смысле этого понятия.

Вывод: Таким образом, в марксизме, как и в социальной науке, строго соблюдалось привычное для XIX века терминологическое противопоставление идеологии и научности, когда первое понятие становилось синонимом ложности, умозрительности, субъективизма, а второе отожествлялось с истинностью, объективностью.

В начале XX века в марксистской теоретической традиции противопоставление идеологии и научности было преодолено. Марксизм был определен В.И. Лениным как научная идеология (пролетарская идеология), соответствующая всем требованиям объективности. Фактически тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой (или наукой об обществе, как называли свое учение марксисты), марксизмом и пролетарской идеологией.

Позже марксистско-ленинская идеология станет официальной государственной идеологией в СССР, в ряде других стран, будет безраздельно господствовать в общественном сознании и определять основу и характер всей внутренней и внешней политики и всей жизни страны. Распад СССР социалистической системы стал завершением периода господства марксизма-ленинизма как государственной идеологии.

К проблемам идеологии в разное время обращались многие выдающиеся ученые: французский социолог Эмиль Дюркгейм, итальянский социолог и политэконом Вильфредо Парето (1848-1923), представители германской науки Макс Шелер (1874-1928) и Карл Манхейм (1893-1947) и многие другие.

При всем разнообразии своих оценок и представлений о значении и содержании идеологии большинство исследователей сходились на том, что она является действенным и незаменимым социальным институтом, посредством которого вырабатываются цели общественного развития, сплачиваются социальные общности, аккумулируется социальная энергия людей.

В 50-е годы XX века ряд западных ученых, Реймон Арон, Даниэл Белл, Збигнев Бжезинский, Джон Гэлбрейт) поспешили провозгласить «конец века идеологии» и выдвинули теорию «деидеологизации», т.е. отказа от идеологии. Согласно концепции деидеологизации в современных обществах уменьшается роль идеологий, увеличивается роль позитивного, научного знания.

Теории деидеологизации была суждена недолгая жизнь и уже в 70-е – 80-е гг. ХХ в. она была вытеснена теорией реидеологизации (восстановление идеологии). Стало ясно, что ориентация на приоритеты материального богатства и выгоды не решают все проблемы западного общества. В современном постиндустриальном обществе мощные узы, которые связывали индустриальное общество, - узы закона, общих ценностей, централизованного и стандартизированного образования, культурного производства оказались разорванными. Закономерно возник вопрос о других путях интеграции в общество.

В конце 80-х – начале 90-х гг. началась новая волна критики идеологии. Но на этот раз она была связана с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма. Противники идеологии видели в этом доказательство «конца идеологии», избавление от всякой идеологии. Однако и исследования западных аналитиков и отечественный опыт последнего десятилетия показали, что идеология является неотъемлемой, неустранимой частью социальной действительности, политической и духовной жизни общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием.

Подтвердилась закономерность, подмеченная немецким философом Фридрихом Ницше: «все, что часто отрицается, вновь, как правило, утверждается и каждый раз с новой, еще большей силой».

 

· Сущность идеологии.

Идеология является одним из самых противоречивых понятий в современных общественных науках. В самом общем виде ее можно определить как совокупность убеждений, установок, ценностей и взглядов.

Существуют десятки определений идеологии, в каждом из которых раскрывается, описываются все новые и новые стороны этого многогранного феномена.

Развернутое определение идеологии дает автор пособия Я.С. Яскевич. На ее взгляд «идеология представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты. Интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства». В этом определении 48 слов.

Гораздо более компактным и конструктивным определением можно считать то, которое дал А.Г. Лукашенко на семинаре руководящих и местных государственных органов в марте 2003 г.:

«Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а так же о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремится к целям, которые мы перед собой поставили».

Хочу обратить внимание на два элемента этого определения – верования и волю. Без твердой воли и убежденности идеология не сможет овладеть сознанием людей. С другой стороны, убежденность людей в верности идеологии должна подкрепляться реальностью провозглашаемых лозунгов и подтверждаться их реализацией на практике.

В структуру социологии входят следующие компоненты:

I. знания, идеи, взгляды, ценности, нормы.

Взгляды, представления, идеи об основах социально-политического устройства общества, об обществе в целом и его отдельных феноменах историчны и изменяются с развитием общества и государства.

II. Важную роль в идеологии играет система теоретических концепций и идей. В этом плане идеология близка к научно-теоретическому уровню общественного сознания. Но если бы эти идеи выражались в таком логически строгом, рациональном виде они были бы малодоступны широкому кругу людей. Именно поэтому огромное значение имеет эмоционально-чувственный, массово-психологический уровень функционирования и проявления идеологии, когда идеи способны взволновать массы. Именно к идеологии относятся слова К. Маркса о том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422).

III. Сами по себе знания и идеи вне системы ценностей не обеспечивают целостного характера идеологии. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В ходе развития общества формируются ценностные системы, представляющие собой иерархии ценностей.

IV. В структуру идеологии входят убеждения, являющиеся формой углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, представляющие звено перехода от знаний к практическим действиям.

V. Огромное значение играет волевой компонент, т.е. способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности.

VI. Центральное место и значение занимает в идеологии понятие интерес. Специфика идеологии и ее места в общественной жизни заключается в том. Что она ориентирована на выражение конкретных материальных интересов значимого социального объекта. Прежде всего, речь идет о политических и экономических интересах власти, ее права занимать доминирующее положение. Это также неразрывно связанные с властными интересами интересы финансово-экономические (т.е. достижение богатства, материального благополучия).

Направленность на достижение политической и экономической власти, так часто прикрытая лозунгами общенародного блага, являются существенной характеристикой любой идеологии, а также любого значимого ее носителя, т.е. политика – идеолога.

VII. Кроме перечисленных выше элементов идеология включает в себя также идеологическую деятельность, идеологические учреждения и организации, и, наконец, идеологические процессы.

Выделяют три уровня идеологии:

1. Теоретико-концептуальный, который предполагает изложение основных норм и принципов, ценностных ориентаций определенных социальных групп общества.

2. Программно-политический, который включает программные положения лозунги и требования по реализации целей и задач развития общества.

3. Актуализированный, который предполагает определенный уровень освоения гражданами целей и принципов идеологии государства.

Структура идеологии неразрывно связана с выполняемыми ею функциями.

1. Прежде всего, идеология выполняет интегративную функцию.

2. Чтобы осуществить интегративную функцию система идеологии должна содержать в себе теоретически обоснованные концепции т.е. осуществлять теоретическую функцию.

3. С теоретической тесно связана образовательно-воспитательная функция идеологии.

4. Важную роль играет мобилизирующая функция идеологии.

5. С ней органично связана мотивационная функция.

6. Важное значение имеет прогнозирующая функция идеологии.

7. Совокупность этих функций, взятая в их органическом взаимодействии позволяет идеологии выполнять еще одну важную функцию – организующую.

 

Политическая идеология. Основные современные идеологические концепции и доктрины.

Существуют различные виды идеологии. С некоторой долей условности их можно классифицировать следующим образом:

 

1. Политические идеологии. Активно используются как политиками, так и учеными в различных странах.

Основными идеологическими течениями современности являются

– либерализм и его новейшая версия неолиберализм

– консерватизм и неоконсерватизм

– социализм (прежде всего в своей социал-демократической версии).

Кроме них существуют и другие идейные течения.

2. Религиозные идеологии, основанные на религиозных постулатах (христианско-демократическая идеология, ортодоксальный иудаизм, исламский фундаментализм).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.