Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Озеро СВИТЯЗЬ






Мiж дрэў, бы ў вяночку, адкрыецца воку

Там возера Свiтязь, як дзiва.

Бы хтосьцi чысцюткую шыбу звысоку

Сюды апусцiў беражлiва.

А здарыцца быць тут начною парою,

Застынеш, аддаўшыся чарам:

Рой зор над табою, рой зор пад табою

І месяцы два перад тварам!

 

Поведать о колдовских красках, звуках, запахах Свитязи, не прибегая к волшебству мицкевичских строф, — непосильная задача. А начни цитировать его баллады — и ты в плену — желанном, сладком, неодолимом, ты в гармоническом кругу поэтических ассоциаций и метафор, выйти из которого на прозаическую дорогу пересказа — увы! — уже невозможно без потерь. И потерь существенных, невосполнимых...

Родились эти поэтические чары под пером двадцатидвухлетнего Адама и были внушены ему той неуловимой и неотразимой красотой свитязянских пейзажей, которая способна заполонить сердце путника с первого взгляда и — навсегда. Как и 180 лет тому назад, «гладь воды ясна, как лед, недвижна и блестяща». Сколько раз любовался этими картинами природы молодой поэт, часами просиживая на берегах Свитязи, слушая шепот ее волн! Волны по-прежнему ласкают белый песок, и он переливается жемчугом рифм мицкевичских баллад – «Свитязь», «Свитязянка», «Рыбка». В них все напоминает о возлюбленной Адама — Марыле Верещака, которую он делает родственницей русалок и наследницей легендарного князя Тугана.

Здесь он впервые услышал рассказ старого рыбака о возникновении озера в те далекие времена, «когда вода еще была молодой». Местные жители, щедрые на выдумку, и сейчас могут поведать множество легенд об озере, о затопленном на его дне городе Свитязь, о русалках, живущих в хрустальных озерных водах. Наслушавшись этих рассказов как-то раз во время прогулки по берегу озера, Марыля воскликнула, обращаясь к своему спутнику: «Вот это поэзия! Напиши что-либо подобное».

Вчерашний виленский студент, который первые пробы пера в поэзии делал в классических канонах эпохи Просвещения, наказ возлюбленной воспринял сердцем, подобно тому как порывисто взял в руку сломанную ею хвойную ветку. Сердце, чувство станут теперь водить его пером, из-под которого и вышел в 1822 году в Вильне его первый поэтический сборник «Баллады и романсы» — провозвестник польского романтизма ХІХ века.

Предания, легенды, сказки о Свитязи, сложенные белорусским народом, Мицкевич отлил в безупречные стихотворные формы своих баллад, сделав опоэтизированный фольклор достоянием огромного числа читателей — от простых людей до интеллектуальных снобов. «В душную атмосферу условных, будуарных сантиментов, – писал польский критик профессор Юзеф Колленбах, — упали «Баллады», будто букет обрызганных росою весенних цветов с деревенских полей. От этих майских цветов, от этих весенних пролесок с берегов Свитязи, от аромата черемухи с курганка Марыли повеяло свежестью по всей Польше».

Ныне очаровательное озеро переживает свои далеко не самые лучшие времена, ибо летом эти берега безжалостно атакует многочисленная армия отдыхающих, похожих скорее на завоевателей, нежели на любителей природы. Еще перед Второй мировой войной окрестности Свитязи были объявлены Парком природы имени Адама Мицкевича. Более 30 лет тому назад появился Свитязянский ландшафтный заказник, но пока он мало чем себя проявил. Сберечь кристально чистую, бледно-зеленую с нежно-голубым отливом живительную воду озера в обрамлении густых лесов — наша святая обязанность. Увековеченная гением поэта Свитязь — живой отпечаток романтической души Адама Мицкевича.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На берегах Свитязи завершается наше путешествие по Новогрудчине. За эти несколько часов мы пересекли целые исторические эпохи, прикоснулись к памятникам седой древности, проехали по земле, которая озарена светом гениальной поэзии Адама Мицкевича, по земле, в которой он черпал сюжеты и образы для своего вдохновенного творчества и о которой он горестно тосковал в далеком и долгом изгнании, мечтая о своем возвращении сюда до последнего вздоха...

«Если бы я мог родиться тысячекратно, я бы тут хотел родиться. Если бы я мог умереть тысячекратно, я бы тут хотел умереть...» ¾ сказал Адам Мицкевич на склоне лет о родной Новогрудчине.

«Край детства, с нами неразрывно слитый, как первая любовь непозабытый» остался для Адама той желанной и недостижимой Землей Обетованной, в которую ему, по воле Провидения, так и не суждено было вторично вступить, как не суждено было этого сделать пророку Моисею, ведшему свой богоизбранный, от Адамова корня народ из египетской неволи...

Для своего ¾ тоже пребывавшего в неволе, но неволе царской ¾ народа Мицкевич был таким же поводырем, отмеченным Божественным избранничеством. Уходя, он оставил нам бесценное наследство ¾ свое поэтическое Евангелие патриотизма — Евангелие от Адама. Поклонимся же памяти поэта на его родной земле и на прощание вспомним проникновенные слова Константина Паустовского:

«Я не знаю, в чем очарование мест, связанных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нем соединяются гордость за силу человеческого духа, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет... И наконец, радостное сознание необыкновенного блеска и мужества мысли, оставленной нам в наследство прекрасным предшественником».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Адам Мiцкевiч i Беларусь. – Мн., 1997.

2. Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1993.

3. Гайба М. Могiлкi i пахаваннi ў Навагрудку: краязнаўчы нарыс. – Мн., 2000.

4. Гуревiч Ф.Д. Древний Новогрудок. – Л., 1981.

5. Дыханне стагоддзяў: Роля старажытнага Навагрудка... – Мн., 1996.

6. Ермаловiч М. Беларуская дзяржава Вялiкае княства Лiтоўскае. – Мн., 2000.

7. Запруднiк Я. Беларусь на гiстарычных скрыжаваннях. – Мн., 1996.

8. Іпатава В.М. Памiж Масквой i Варшавай: Некалькi гiстарычных маршрутаў Беларусi. – Мн., 1996.

9. Канфесii на Беларусi (канец ХVІІІ¾ ХХ ст). – Мн., 1998.

10. Малевская М.В. Архитектурный комплекс новогрудского детинца ХІІІ¾ ХІV вв. Древнерусское государство и славяне: материалы симпозиума, посвященного 1500-летию Киева. – Мн., 1983.

11. Мiрачыцкi Л. Светлым ценем Адама Мiцкевiча: эмiграцыя з Наваградчыны. – Мн., 1994.

12. Міцкевіч Адам. Вершы і паэмы. – Мн., 2000.

13. Міцкевіч Адам. Выбраныя творы. – Мн., 2003.

14. Падокшын С.А. Унiя. Дзяржаўнасць. Культура: фiласофска-гiстарычны аналiз. – Мн., 2000.

15. Памяць: Навагрудскi раён. Гiст.-дакум. хронiкi гарадоў i раёнаў Беларусi. – Мн., 1996.

16. Славутыя iмёны Бацькаўшчыны: Зборнiк. Вып. 1. – Мн., 2000

17. Сыракомля В. Добрыя весцi: Паэзiя, проза, крытыка. – Мн., 1993.

18. Сямёнова А. Sursum corda! Наша вера. 2000. № 2.

19. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. – Мн., 1993¾ 2002.

20. Янiцкая М. Радзiвiлы i iх карэлiцкiя габелены Голас Радзiмы. 1993. 30 верасня.

21. Янiцкая М.М. Беларускае мастацкае шкло (ХVІ¾ ХVІІІ стст). – Мн., 1977.

22. Ярашэвiч А. «...Табе пад апеку я ахвяраваны...» Наша вера. 1998. № 3.

23. Яскевiч А. Род князёў Астрожскiх i традыцыi нацыянальнай кнiжнасцi, духоўнай асветы Благоверный князь Острожский: сборник статей участников Шестых Минских Епархиальных научно-богословских Чтений. – Мн., 1998.


Сноски






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.