Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составитель: Т.В. Биндель







МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

 

Автор-составитель: А.Г. ВАРАВВА

 

 

«ЗЯМЛЯ НАВАГРУДСКАЯ,

КРАЮ МОЙ РОДНЫ…»

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

 

 

Кореличи Щорсы

НовогрудокВалевка оз. Свитязь —

Малюшичи — Кореличи

 

 

Рецензент:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории Беларуси

и музееведения БГУКиИ

О.А.ТРУСОВ

 

Минск

ВСТУПЛЕНИЕ

 

С такими словами: «Зямля Навагрудская, краю мой родны…» — обращался к своему родному краю его великий уроженец Адам Мицкевич. Он будет главным героем нашего повествования на этом кольцевом стокилометровом маршруте, который, начинаясь в Кореличах, там же и завершится и при этом вберет в себя места, хорошо известные поэту и его друзьям-землякам.

Имя Адама Мицкевич навсегда вписано в историю мировой культуры, в историю европейской литературы. Но прежде всего поэтический гений Мицкевича озарил своим лучезарным сиянием литературу польского народа. Его слава была сначала всепольской, а потом уже всеевропейской, мировой.

Великим поэтом он стал, родившись, однако, не в Польше, а на былых землях Великого княжества Литовского (ВКЛ), точнее — близ древнего Новогрудка, первой столицы ВКЛ. И то, что Адам Мицкевич родился не в коренной Польше, а там, где польская стихия стала господствовать начиная с ХVІІ – ХVІІІ веков, наложило особый отпечаток на его жизнь и творческую судьбу.

Его житейские пути-дороги, начавшись на Новогрудчине, пролегли затем через Вильню, Ковну, Петербург, Крым, Москву, Берлин, Дрезден, Рим, Лозанну, Париж, Лондон, Стамбул... Они, эти дороги судьбы, вывели Мицкевича на общеевропейскую орбиту признания и известности. И не только широкая европейская география тех мест, где он жил, бывал, творил, делала его поэтом европейского масштаба, но и то, с кем он встречался, был в дружбе, единении или конфронтации, имело свое неоспоримое влияние на рост его поэтической славы, укрупняло его фигуру как властителя дум, как общественного деятеля, как гения своей земли, своей страны, своего народа.

В России, в Москве и Петербурге, он стал побратимом Александра Пушкина. В кругу Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера, Жуковского, Вяземского, Боратынского, Дельвига и многих других представителей интеллектуальной и аристократической элиты России Адам Мицкевич находил дружескую поддержку и понимание. В Веймаре он гостил у гениального Гете. В Лондоне ему навстречу выходил великий эмигрант царской России, будивший ее своим «Колоколом», Александр Герцен. А Рим и по сей день помнит его аудиенцию у Папы Римского Пия IX[1]...

Не по своей воле покинет Адам край детства и юности и уже никогда не вернется сюда, став в 26 лет вынужденным путешественником-пилигримом. Делом всей его жизни — а судьба отпустит ему неполных 57 лет — станет освобождение Родины от ярма поработителей, борьба против ее врагов. Эта борьба сделает поэта личностью драматической, исполненной подлинного трагизма и — одновременно — героической, светлой, наделенной чертами античного титана.

Его облик — монументальный и избраннический — будет окружен таинственным ореолом легенд и мифов, сопровождавших его от рождения и первой романтической любви до мистицизма зрелых лет и загадочной смерти в Стамбуле, куда приведет его неудержимое сердце поэта-романтика и борца за свободу всех угнетенных.

Легенды будут множится и после его кончины. Эти легенды и мифы, прижизненные и посмертные, так переплелись в ХІХ веке, что и всему ХХ веку не хватило сил их распутать. Быть может, с этим справится ХХІ столетие...

Что же касается творчества Адама Мицкевича, то, начав писать в канонических рамках польского классицизма, он вскоре их преодолел, дав мощный толчок романтическому направлению в польской литературе. Он обновил оду, элегию, басню, эпиграмму, дал широкий простор развитию жанров баллады и романса, утвердил в польской литературе модель романтической поэмы, создав эпохальную эпопею — поэму «Пан Тадеуш». А еще Мицкевич был выдающимся публицистом, лектором, лириком, породившим непревзойденные образцы религиозно-философской и философско-дидактической поэзии.

Называя себя литвином и многократно подчеркивая это свое родовое имя, он ощущал себя духовным наследником исторической славы Великого княжества Литовского. Но только его Литвой была Беларусь и перво-наперво — Новогрудчина. Это к ней обращался он, начиная поэму «Пан Тадеуш» словами: «О Litwo! Ojczyzno moja...» — «Літва! Айчына мая...»

Это трепетное обращение к родной Новогрудчине, согревавшей мятущуюся душу поэта все годы его долгого изгнанничества, было обращением к краю, который мы сегодня называем Беларусью. Так сложилось исторически, так сама история спутала понятия и слова, их сокровенный смысл и значение. Так история определила и личную судьбу литвина Адама Мицкевича — поэта, пророка, певца свободы, литературного олимпийца-триумфатора, гражданина мира, изгнанника-пилигрима... Это ему история вложила в руку перо, написавшее:

Я душою ў радзiме разлiўся да скону,

Сам прыняў яе душу,

Край i я — неадлучны.

 

Неотлучны — на самом деле так! Об этой неотлучности, спаянности, слиянности великого поэта с его родным краем и поведает экскурсия, на которой мы с вами сегодня побываем.

КОРЕЛИЧИ

Городской поселок Кореличи известен по письменным источникам с 1395 года[2]. При въезде в этот районный центр Гродненщины по шоссе Р11 Несвиж — Мир — Новогрудок на кругу от шоссе ответвляется дорога, идущая к Валевке и бывшему имению Малюшичи. Сейчас это одноименная деревня, расположенная в 9 километрах отсюда, — мы там побываем, возвращаясь с озера Свитязь в Кореличи. В Малюшичах родился Ян Чечот, памятник которому открыт в центре Кореличей, у Петро-Павловской церкви[3].

 

Петро-Павловская церковь,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.