Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 36. Палестина в конце II - сер. I тыс. до н.э. Израильско-Иудейское царство.






Ключевые слова: ибри, Израиль, Яхве, левиты, Саул, Иуда, Давид, Иерусалим, Соломон, Шешонк, Самария, пророческое движение, Иосия, Второзаконие.

 

В конце II тысячелетия до н.э. большую часть Палестины заняли скотоводческие племена, которые пришли из степей расположенных к востоку от реки Иордан. Данные племена прибыли из южной Месопотамии, называли они себя «ибри», от чего впоследствии произошло название «евреи». По происхождению они были западносемитскими народами. С местным населением складывались разные взаимоотношения, зачастую принимавшую форму войн. Некоторое время племена кочевали по региону, но ок. XIII в. до н.э. они объединились в союз, получивший название Израиль или «Бог сражается». Общее количество племен или «колен» в союзе было равно 12. Главная цель союза – завоевание земель Палестины у царьков-ханаанеев. Последние были ослаблены войнами с Египтом и часть их государств было быстро подчинено.

Израильские племена управлялись старейшинами, которые иногда прислушивались к изречениям «пророков», бывшие первоначально чем-то вроде шаманов. Во время воины союз племен подчинялся выборному вождю или «судье». Скрепляло союз вера в общего бога Яхве, культ которого поддерживал межплеменная организация жрецов левитов. В XII в. до н.э. в жизни союза происходят коренные изменения – переход к земледелию и оседлости. Это было вызвано распространением железных орудий труда, а также появления практики использования цистерн для сбора дождевой воды, нужной для искусственного орошения. Большое влияние оказали перенятые евреями местные традиции земледелия. Возникновение имущественного расслоения, увеличение прибавочного продукта вело к необходимости появления государства.

В итоге знатные представители еврейских племен в кон. XI в. до н.э. избрали первым царем Саула. Это стало началом Древнеизраильского царства. Главным врагом евреев становятся государства филистимлян. При Сауле израильское царство одержало несколько побед над ними. Затем при дворе начинаются междоусобицы. Противником царя становится Давид, представитель племени Иуда, который при поддержке сторонников, начал настоящую войну против Саула.

В очередной битве с филистимлянами погибает Саул с сыновьями. В этой обстановке племена избирают Давида своим царем. Важным событием в упрочении его власти было завоевание евреями в нач. X в. до н. э. самого большого и сильно укрепленного ханаанейского города Иерусалима.

Иерусалим, расположенный на высокой горе, представлял собой естественную крепость, которую в Библии называют " город Давида". Но царь не доверял народу и окружил себя гвардией из филистимлян, извечных врагов израильтян.

Давид создал государственный аппарат, в целях упорядочения налогообложения была проведена перепись населения, подчинены последние независимые города. Успешно захватывая земли заиорданских племен, он приводил в страну много рабов.

Давид подчинил и арамейские города Сирии, в том числе Дамаск, который господствовал над караванными путями, заключил союз с царем Тира, что способствовало развитию торговли. Библейские легенды безмерно идеализировали образ этого царя, который в действительности был жестоким и безжалостным деспотом.

Наивысшего расцвета Древнеизраильское царство достигает в правление сына Давида, Соломона – сер. X в. до н.э.. Первым его внешнеполитическим успехом было получение возможности выхода к берегам Красного моря.

Соломон сохранил дружественные связи с филистимлянами, установленные при Давиде, заключил дружественный союз с Египтом, скрепив его браком. У берегов Красного моря были основаны медеплавильные производства.

Библейская легенда считает Соломона самым мудрым человеком из живших на земле. Создателями этого образа царя были жрецы, благодарные Соломону за возведение Иерусалимского храма. Кроме этого, Соломон воздвиг себе великолепный дворец, построил роскошные царские конюшни в Иерусалиме, отстроил важнейшие города царства.

Соломон провел важные реформы. Он усовершенствовал государственный аппарат и провел административную реформу, разделив территорию царства на 12 провинций. Каждая из них обязана была один раз в году нести повинность по обеспечению нужд царского дворца и государственного аппарата. Соломон ужесточил систему налогов и повинностей. Была создана регулярная армия, основной ударной силой которой были боевые колесницы.

Молодое государство требовало значительных расходов, хотя население еще не привыкло к практике больших налоговых поборов и повинностей. Верховная власть и столица находились в ведении двух южных племен. Десять израильских племен оказались в ущемленном состоянии. В их среде вспыхнуло мощное восстание против власти Соломона. Последний подавил мятеж, но его инициаторы успели убежать в Египет.

После смерти Соломона, царский трон занял его сын. Но проегипетская оппозиция стремилась к его свержению. Десять колен объединились против него. С их помощью фараон Шешонк взял Иерусалим и захватил сокровища Иерусалимского храма. Около 925 г. до н. э., государство разделилось на два царства – десяти колен противостоящих сыну Соломона или Израильское царство и остальных два колена образовавшие Иудейское царство.

В царстве Израиль была построена столица Самария, у Иудейского царства столицей оставался Иерусалим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.