Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальная идея






Практически каждый в течение жизни задумывается над вопросами: почему у России такая тяжелая судьба? Почему россияне, в подавляющем большинстве, живут плохо? Почему умные, интеллигентные, духовные люди живут в нищете? Возникают исконно русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» Одни пытаются найти причины в соответствующем царском наследии. Другие – в революции и в последующем коммунистическом правлении. Третьи – в злобном окружении, в империалистической гидре, всячески подрывающей экономику, идеологию и дух народа. Четвертые – в евреях и других нерусских, разворовывающих народное добро и желающих гибели великой России...

Попытаемся и мы найти ответы на эти вопросы, пойдя несколько иным путем, взяв за основу то, что причина всего, происходящего с нами, всегда имеется в нас! А точнее – В НАШЕМ МИРОПОНИМАНИИ!

Миропонимание является стержнем общества и человека, оно воспитывает их сознание. Различают миропонимание житейское, философское и религиозное. На мой взгляд, все они сильно взаимосвязаны, причём религиозное миропонимание в России является определяющим! Даже когда в России господствовала одна марксистско-ленинская идеология, она смогла охватить только часть мировоззрения россиян, ту его часть, которая, в основном, ориентирована на социальные отношения. Несмотря на то, что для создания коммунистического миропонимание были использованы ВСЕ средства: наука, культура, средства массовой информации, даже страшные репрессии, – религиозное миропонимание, закладываемое в течении тысячи лет, не исчезло, а ушло на какое-то время в глубину души или трансформировалось в другие идеалы. И вот сейчас оно проявляется вновь.

Чтобы действительно помочь себе и своей стране, нужно взять на себя ответственность за происходящее на всей Земле. Такое понимание ситуации говорит о зрелости сознания, о духовности человека, о раскрытии в нём любви. Практика показала, что коммунизм в отдельно взятой стране не построишь, поэтому нужно решать вопросы глобально, тогда и результат будет на века.

Считается, что ежедневный доход три доллара на человека – это черта бедности. В нашей стране 44 миллиона человек имеют меньше 1 доллара в день. Успокаивает то, что в Китае таких 350 миллионов, а в Индии – около 500 миллионов. Но эти цифры на самом деле не успокаивают, а заставляют задуматься – что-то не то с человечеством, с его мировоззрением, когда 60% населения Земли, то есть 3, 5 миллиарда людей живут за чертой бедности, они получают меньше 3 долларов в день.

И главная проблема россиян и всего человечества на самом деле – духовная, а не политическая и не экономическая. Она связана с верованиями людей. С тем, что они думают друг о друге, о межчеловеческих взаимоотношениях, об отношении мужчины и женщины, о Боге, о Жизни.

Пора честно признаться, что, то миропонимание, которое сейчас имеется на планете и в каждой отдельной стране, далеко не соответствует общечеловеческим ценностям, раз такое существует на Земле. Ни одна религия мира не привела людей к счастью и процветанию. Наоборот, наиболее религиозные страны и самые бедные. Значит пора сделать разумный вывод и отказаться от религий. Они мешают человеку быть счастливым. В лучшем случае, они помогают уменьшить страдания, но не избавляют от них.

Человечеству необходимо понять: чтобы спасти страну, Землю и себя от сложных последствий, нужно кардинально изменить представление о Жизни, коренным образом изменить своё мировоззрение. Нужно отказаться от верований, которые медленно убивают нас, неуклонно ведут человечество в пропасть. Просто улучшать, реставрировать, обновлять тот культурный миф человечества, по которому мы живём, бесполезно! Ещё раз скажу: нужно радикально менять своё сознание, миропонимание в целом! Хотя бы 4% населения Земли изменят своё сознание – тогда произойдёт эффект «сотой обезьяны» и изменится сознание всего человечества.

Разговор идёт в первую очередь об изменении именно религий, потому как они касаются самых глубоких верований людей, а верования определяют поведение – они определяют всё. Из верований рождается культура. Верования превратились в доктрины, в мораль, в законы, и всё это вместе взятое ведёт в пропасть. Моральный авторитет религий оказывает огромное влияние на общество, если даже официально религия отделена от государства. А там, где неотделена, там особенно ярко видно. Взять, например, мусульманские страны, где главенствуют нормы шариата. Там вся законодательная система стоит на шариате. А это – религиозный закон в чистом виде.

Вот маленький и свежий пример. Всего несколько лет назад, не в средневековье(!), в нашей стране под давлением Православной церкви, был принят Закон о Свободе Совести! Нонсенс! Религия наложила закон на саму Свободу, да ещё и Совести! Практически разделив людей на «верных», поддерживающих «традиционные» религии, и не «верных» - тех, кто верит во что-то другое. И это произошло на рубеже третьего тысячелетия!

Этот факт говорит о невежестве не только религиозных деятелей, инициирующих и разрабатывающих этот закон, и не только о невежестве Думы, но и нашем невежестве, ведь это случилось на наших глазах. Вспомните, каждый ответственен за всё, что происходит в мире!

Если мы хотим сохранить жизнь на Земле в человеческом облике, если мы хотим оставить детям и следующим поколениям эту замечательную Землю, нам нужно сформировать новую систему верований, новую человеческую теологию, Новую Духовность. И не бросится в другую крайность – не предать анафеме религии (это мы уже проходили), а значительно расширить и оживить их, введя в них понятия о вечной жизни здесь на Земле, что мы ВСЕ есть одно, что основой жизни является мужчина и женщина, их взаимоотношения, что Бог есть сама Жизнь, а не собственность какой-то религии и что человек может дружить с Богом!

Сразу уточняю: дело даже не столь в церкви как таковой, а в миропонимании всех – как в самой церкви, так и вокруг неё, – то есть, ВО ВСЕХ НАС! Даже если человек мало прикасается к церкви, её миропонимание влияет на людей, потому что в большинстве из нас есть аналогичное звучание, сформированное многими поколениями.Практически у всех нас, даже атеистов, имеется сильная связь с христианством и, в том числе с православием.

Однозначно отождествлять религиозное мировоззрение с церковью неправильно. Церковь – это организационная структура, сообщество людей, следующих религиозному мировоззрению. Многие имеют очень глубокую религиозность и не входят в церковь. Есть и в самой церкви люди, выходящие в своём мировоззрении за её рамки. Но таким людям сложно реализовать себя, приходится приспосабливаться, «служить», а то и входить в конфликт. Ярким примером может быть жизнь и смерть протоиерея Александра Меня, наследие которого церковь не признаёт, а в духовной семинарии Екатеринбурга даже устроили публичное сожжение его книг. Но для многих религиозных людей он остаётся источником света.

Сто лет назад Василий Васильевич Розанов сказал: «Мы поклонились религии несчастья. Дивно ли, что мы так несчастны?» Действительно, среди многих религий христианство, и особенно Русское Православие, является РЕЛИГИЕЙ СКОРБИ И СТРАДАНИЙ, СМИРЕНИЯ, ПОНИМАЕМОГО, В БОЛЬШЕЙ СИЕПЕНИ, ЛИШЬ КАК ТЕРПЕНИЕ.

Рассмотрим «терпение» более подробно, так как терпение стало национальной чертой россиян и является основой нашего мировоззрения. В Библии говорится: «От скорби происходит терпение...» (Рим.5: 3, 4). Скорбь и страдания являются одним из источников христианского терпения. И этот библейский постулат глубоко проник в мировоззрение людей и породил ещё большие заблуждения, например: «Страдания являются великой школой жизни», или: «Страдание выступает как критерий и содержание подлинной духовности». Так говорят философы, а богословы терпение и страдания считают основой религиозности. Но убеждённость в необходимости страданий снижает активность человека, порождает покорность и необходимость терпения.

Другой источник терпения – страх. Религии прививают самый высокий вид страха – страха перед Богом – и максимально используют его в своих действиях. Библейскими словами «Начало мудрости – страх Господень» человек вводится в заблуждение, что именно через страх перед Богом он может стать мудрым и быть спасённым. Но страх есть страх, и воспитание страхом никогда не приведёт к любви.

В Библии о страхе перед Богом говорится более двухсот раз! Пророк Исайя говорит: «Господа Саваофа – Его чтите, и Он страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлёю и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены». (Ис.8: 13). Примечательно, что ни Христос, ни Его ученики, общавшиеся с Ним, никогда не говорили о «страхе Господнем». И только Павел, воспитанный в семье фарисеев и не познавший воочию Любви Христа, вновь принёс ветхозаветный страх в Новый Завет.

Любая форма страха, в том числе и «страх Господень», имеет в своей основе недостаточность любви и мудрости и направлена на подавление творческого импульса, вплоть до парализации деятельности человека. «Страх Господень» ограничивает духовность человека на определенном уровне и требует различных форм покорности и терпения, от физического до духовного. Терпение основано не на любви или на недостаточной любви, это волевой акт, это усилие, а иногда и насилие над собой с целью преодоления трудностей, страданий, страхов. Длительное сдерживание себя усилием воли приводит в конце концов к выбросу энергии через раздражение, вспышки насилия, алкоголь...

Религия призывает снимать напряжение, вызванное терпением страданий и страхов с помощью молитв, покаяний, различных ритуалов, но таким образом облегчается сиюминутное состояние и не устраняются, как правило, причины страданий и, соответственно, – терпения.

Много говорится о «великом терпении русского народа». По моему мнению, одной из причин огромных страданий, выпавших на долю русского народа, является именно терпение. Призыв к терпению, а не к активному поиску выхода из каждой ситуации порождает пассивность, безответственность («Бог терпел и нам велел»), вносит разлад в душу русского человека, в которой глубокие языческие корни призывают к активности, а христианские каноны требуют терпения и покорности «раба божьего». Поэтому такое раздвоение в мыслях и чувствах приводит, с одной стороны, к снижению активности, а с другой стороны, к неожиданным эмоциональным взрывам на разных уровнях – от пьяного дебоша, до бунта и революции. А это становится причиной нового витка страданий, требующих ещё большего терпения...

Это привело к тому, что для русских «близиться к смерти» и «близиться к святости» до того слилось в единый путь, отождествилось, что стало национальной чертой. Глубоко в умах и в душах укоренилось, что умереть – святее, нежели жить, что смерть угоднее Богу, нежели жизнь. Родители легко относились к смерти младенцев, говоря: «Слава Богу, он не нагрешил». Религия воспитала, что жить – это только грешить. В церковной песне поётся: «не может человек единой минуты прожить без греха». Отсюда и пессимизм, и безысходность. Поэтому многие люди, особенно религиозные, считают, что человек, страна, человечество движутся к самоуничтожению, и поэтому покорно ждут и готовятся к «концу света».

Конечно, человеческой сути такой настрой противоестественен, и пока в человеке были силы, пока жизнеутверждающее начало было выше мыслей о смерти, люди относились к церкви как к ритуалу, как к традиции. Поэтому люди молодые и занятые активным трудом всегда относились к религии больше именно так. Но вот наступает возраст 50, 60 лет, приходят болезни, семейные тягости, дети отошли... и человек чувствует себя одиноким, ненужным, лишним.

Тогда храм принимает его как друга, как родного с нежностью, заботой, прощением всего сотворенного в жизни. Здесь его никто не упрекает, что он потратил жизнь впустую, не стал счастливым, не помог стать счастливыми детям... В церкви нищета и социальное ничтожество оцениваются как положительная добродетель, как заслуга перед Богом, как неотъемлемая судьба. Здесь и спасительная фраза: «блаженны нищие духом», трактуемая так, как нужно. И пожилой человек находит в ней утешение и оправдание своей неудавшейся жизни.

Хорошо известно, что каждый народ, каждое государство ищет свой идеологический стержень в глубинных слоях культуры. Мы почему-то ограничили себя только тысячью лет, ведя отсчёт с крещения Руси. Все народы стремятся как можно глубже заглянуть в свою историю, а мы специально, в угоду церкви обрезаем свои корни.

Вот, например, Аркаим представляет одну из древнейших прародин индоевропейцев, расположенную в центре евразийского материка, в центре России! Сам Бог велел нам обратить внимание на свои корни! Потомки аркаимского населения заняли позднее огромные просторы степей и лесостепей от Украины до северо-западного Китая. Этот мощный и очень древний индоевропейский (индоиранский) пласт сыграл большое значение в формировании современных славянских, тюркских и угорских народов. Это то объединяющее начало, которое своей древностью и бесспорностью роднит почти всё население современной России.

Вот на какие корни нужно опираться, обдумывая национальную идею!

Религиозная составляющая аркаимской эпохи – зороастризм в его ранней форме, это яркое объединяющее звено для всех вероисповеданий. Зороастризм по праву признаётся основным источником современных мироваых религий: буддизма, христианства, ислама. На такое религиозное объединяющее начало и надо опираться! И это начало находится на нашей земле.

Аркаим отражает самую древнюю форму государственности на территории России. Эта форма претендует на альтернативные пути к цивилизации. Этот опыт необходимо изучать и использовать в построении мироустройства будущего. Что такое новое? Это хорошо забытое старое. В частности, экономика Аркаима носила «обустраивающий общество» характер, которая является альтернативой агрессивной экономике индивидуального обогащения.

Аркаимская культура очень экологичная культура. Они жили в гармонии с природой. Особое место во взаимоотношении с природой они отводили воде. Вот одно из правил, которому они следовали: «Прежде чем помыть грязную вещь в воде, подумай о чистоте воды…» (Авеста, Гаты).

Сейчас полной картины славянской ведической истории нет, несмотря на то, что древние славяне знали письменность, – всё постарались уничтожить после крещения Руси. (Уже одно это говорит о том, что, значит было что уничтожать, значит христианское мировоззрение боялось языческой культуры.) Сведения, почерпнутые из сторонних источников: летописцев, купцов, путешественников других народов – говорят о том, что праславяне были грамотными, энергичными, жизнерадостными... Ведичество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть материальной культуры праславян. Практически всё было проникнуто убежденностью в постоянном присутствии и участии сверхъестественных сил. Очень важно то, что праславяне, обращаясь к богам, просили только удачу! Они не отдавали им свою волю, они принимали решения сами, тонко чувствуя Природу, живя в гармонии с ней.

Ведичество терпимо относилось к богам других народов, не было обособленно от верований других народов и являлось частью индоевропейской культуры. У славян задолго до крещения уже просматривались принципы единобожия и, если бы не насильственная евангелизация, естественный ход развития скорее всего привел бы к формированию ещё более современного миропонимания. Христианство – как и поступают завоеватели на чужой территории, чтобы укрепиться, – объявило ведичество нечистой силой.

На протяжении всей тысячелетней истории христианства на Руси всегда возникали вопросы о правомерности крещения, сомнения в необходимости этого акта для Руси. Вначале это выливалось в активное сопротивление людей, не желающих отходить от верований своих предков, вплоть до вооруженного противостояния. Позже, когда власть и новая церковь повсеместно стали действовать заодно, сопротивление стало тайным. Противостояние ушло в сферу традиций. Народ пытался сохранить старые традиции, а власть и церковь прививали новые. Время от времени появлялись отдельные люди, общества, определенные течения, которые пытались обратить внимание на незаслуженно забытые глубокие корни праславян. Часто это заканчивалось репрессиями и новым забвением.

При всех стараниях ведические корни не были уничтожены до конца, а вплелись в новую культуру, напитали её своими традициями. Именно благодаря этому христианство и смогло прижиться на Руси, и не было отторгнуто как чуждый элемент. Многие христианские обряды соединились с ведическими, например: Благовещение – праздник весеннего равноденствия, Воздвижение – праздник осеннего равноденствия у праславян, Рождество Христово – зимний солнцеворот; Рождество Иоанна – Ивана Купала и т.д. Таким образом родилось Русское Православие, отличное от других христианских течений. Но зёрна безропотного принятия страданий послушной паствой, укрепляемые светской и церковной властью, сделали своё дело.

Дух оскопления, отрицания всякой плоти и радости полноценной земной жизни сдавил вольнолюбивый народ. Резко сузился диапазон проявления чувств, точнее, были созданы рамки их проявления, за которыми находился грех.

В храмовой живописи отсутствуют изображения животных. Животное начало вообще отброшено в православии. Всё это и многое подобное направлено на решение одной задачи: ослабить в религии, а через неё и в народе, человеческие черты, всё обыкновенное, житейское, земное, и оставить одно только небесное, божественное, сверхъестественное.

Отсюда и соответствующее отношение к супружеству, к семье. Церковь смотрит на всякую поэтизацию отношений двоих, тем более на половые отношения, на эротику, как на попытку утверждения язычества или сатанинства, что для церкви одно и то же. Тысячу лет темы, связанные с эротикой, находились в России под запретом. С христианством пришло на Русь забвение тем, до той поры занимающих в культуре народа значительное место.

В Ведах древних славян любовь означала семейную жизнь. Но чувства и влечение к этому вопросу нельзя уничтожить никакими запретами, и поэтому они сохранились, но под внешним давлением, под печатью «греховности», они приобрели искаженные, иногда уродливые формы. Сегодня наша «барачная эротика», как назвал её писатель Юрий Полянов, на самом деле грубее и примитивнее низкопробной зарубежной порнографии.

Христианство поставило на Руси женщину, «лебёдушку» и «ладушку» на более низкую ступень, унизило её, приписав ей «первородный грех». Последующая попытка вырвать женщину из унижения к равенству, предпринятая в советское время, привела к эмансипации, к уравниловке её с мужчиной в труде. Сегодняшнее состояние семьи и страны в большой степени связаны с нераскрытием женского начала, в котором религиозное мировоззрение, на мой взгляд, сыграло одну из главных ролей.

Христианские корни глубоко проникли в мировоззрение огромного числа людей и нашли там сильный отклик, потому что опираются на ЛЮБОВЬ! То есть на самое тонкое, сильное и самое святое в человеке. Когда звучат слова: «Бог есть любовь», – то более и не скажешь! Это истина! Этой истиной и привлекает христианство. Но откуда берутся слова «кара божья», «страх господень», «Бог наказал» и им подобные? Почему любящие Бога и любимые Им «чада божии» страдают, погибают, не видят радости и счастья в жизни?

Объяснить это греховностью людей – очень просто, но эти слова рассчитаны на невежество людей. Как же совместить греховность людей, приводящую их к гибели, со словами: «сотворён по образу и подобию Божьему»? Ведь КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПО СУТИ СВОЕЙ ДОБР! Ставя же печать изначальной греховности на человеке, религия делает упор не на добрую суть его, а на его недостатки и ведёт беспощадную борьбу с ними.

Православие учит развивать в себе “остроту зрения своих грехов” и «воспитывать в себе беспристрастного обвинителя». И когда человек «начинает видеть грехи свои в огромном количестве – яко звёзды на небе или как морской песок, тогда он прозревает духовно». Такое мировоззрение, построенное на изначальной виновности, лишает человека права на ошибку, а значит, и на творчество, ограничивает его свободу и воспитывает вечного раба.

Христианское миропонимание проповедует Божественную Любовь, то есть любовь, оторванную от жизни и устремленную вверх, к Богу, в будущую загробную жизнь, в Царство Небесное! А плоть пусть страдает – она греховна! Такое миропонимание РАЗРЫВАЕТ ЧЕЛОВЕКА, нарушает гармонию Мира и создает огромные проблемы человеку и обществу. История подтверждает это. С принятием Христианства в России не уменьшилось число войн, в том числе внутренних, братоубийственных. А сколько смертей человеческих связано с религиозными переделами, расколами...

Религиозное миропонимание уводит от реальной любви, от полноты любви во всех её проявлениях. У верующих очень часто, как писал Мережковский, отвращение к реальным людям вполне совместимо с дальней, с высоты «херувимского полёта», любовью к ним. Но – только с высоты, только «оттуда»! Любовь в Христианстве – качество «областей заочных», а на земле она скорее гостья, причем гостья требовательная, далеко не каждый дом жалующая своим посещением. Она почему-то не как Солнце, отдающее своё тепло всем. Она, оказывается, может и наказывать, и иногда очень жестоко.

Религия стала частью нашей духовной жизни, причем частью более жесткой, имеющей определенные рамки и, таким образом, ограниченной в любом случае! Религия в принципе не может охватить ВСЮ ЖИЗНЬ! Она берёт какую-то её часть, объявляет её истиной, а всё остальное относит к греховности, причём, как правило, без полутонов. Наличие рамок предполагает консервативность, догматичность. Соответствует их сути и деятельность по отношению к другим сферам жизни человека – оградить и ввести их в определенные рамки.

В России всегда церковь богатела, а народ нищал. Богатая церковь при нищем народе говорит о невежестве народа и бездуховности церкви. Церковь говорит о богатстве, как о зле, но сама очень дорожит своим богатством, богатыми прихожанами, вручает ордена внёсшим наибольший вклад на нужды церкви. На воротах храма Христа Спасителя повесили памятную доску с именами тех, кто оказал наибольшую помощь в строительстве храма. А ведь еще Христос говорил о том, что вклад бедной женщины, принесшей последнюю монету в храм, более значителен, чем богатые дары купца.

После Сергия Радонежского влияние и власть монастырей и церквей резко усилилась, и уже к XIV веку им принадлежало более половины земель на Руси! К началу двадцатого века русская православная церковь была самой богатой казной России, забыв слова Христа: «И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». В последние годы православная церковь безвозмездно получила в своё распоряжение практически все монастыри и храмы, земли под новые постройки, льготное налогообложение, беспошлинные квоты на ввоз из-за рубежа вино-водочных и табачных изделий... Снова возвращается старая картина – нищета людей и богатство церкви, причём с претензией на высшую духовную инстанцию.

Это очередной виток спирали, длиной в тысячу лет, со времен крещения Руси. Богатеет власть. Богатеет церковь. Народ в массе своей становится всё более нищим. Неужели мы снова, на волне моды и политических игр, возвращаемся к старому, не извлекая уроков из истории?

В настоящее время русская православная церковь – это часть нашей духовной культуры, только часть! Её нельзя отбросить, но не нужно и отдавать ей самую высокую духовную роль. Религиозность – это ещё не есть духовность! Религиозным людям необходимо понять, что их принципы не есть истина в последней инстанции, такого просто не может быть ни у кого! Истина – это сама жизнь! Нужно осознать, что Мир многолик, и религия – это только часть этого Мира! И тогда уйдёт нетерпимость и агрессивность.

В телепередаче, посвященной анафемствованию Л.Н. Толстого, один из служителей церкви, иеромонах Дамаскин (Орловский) на вопрос: можно ли учить школьников тому, что Толстой великий русский писатель, – ответил: «Нельзя! Это величайшая ошибка. Ибо русский писатель – это писатель православный (выд. Н.А.), а как скоро Толстой учит не православному пониманию вещей, то и русским писателем считаться не может».

И это говорит один из нас! Поэтому я повторяю снова: все проблемы, о которых мы здесь говорим, НАХОДЯТСЯ В НАС САМИХ! Станем более духовными, в истинном понимании этого слова, выйдем за рамки религиозного мировоззрения и за любые другие рамки, вот тогда мы станем счастливее, и Россия станет другой.

Ещё раз повторяю: проблема, с которой столкнулось человечество, не экономическая, не политическая и не военная. Она – духовная и связана с верованиями людей, с тем, что они думают друг о друге, о Боге и Жизни. Человеческие представления о себе идут от человеческих представлений о Боге, а эти последние – от религий. Даже сейчас религии остаются единственным поставщиком идей, чьи посылки обладают моральным авторитетом. Поэтому так много я уделяю внимание этому вопросу.

Мы вступили в третье тысячелетие. Важное событие, особенно для России: мы прожили с христианским мировоззрением тысячу лет. Чего мы достигли? Результат, как говорится, налицо. И вот сейчас закладывается мировоззренческий фундамент другого тысячелетия. И то, что мы заложим в этот фундамент, определит будущее здание.

Православная церковь стремится стать главным духовным наставником новой России. В этом видна огромная опасность – пойти по историческому кольцу и страдать ещё тысячу лет. Сейчас существует реальная угроза подмены духовного религиозным. Я вижу выход в духовном пробуждении людей, в раскрытии индивидуальности каждого человека, в обращении государства к человеку, к СЕМЬЕ! Духовность – в полноте жизни! Чем выше духовность, тем полнее и счастливее жизнь человека, тем более человечен человек.

Сейчас, как никогда, необходимо объединение всех слоёв общества вокруг нового мировоззрения, на основе национальной идеи. Настоящее объединение возможно только на основе ясной позиции каждого. Не зря существует поговорка: «Чтобы объединиться, необходимо разделиться». А иначе согласие будет построено на основе отупения, когда стараются просто не замечать острых углов противоречий. Но рано или поздно они обязательно проявятся (как в примере с республиками СССР).

Находясь в научных и религиозных кругах, я обратил внимание на то, что чем категоричнее высказывание, тем дальше оно от истины. Мы все разные, и это является основой эволюции. Учиться уважать мнение другого, увидеть в оппоненте такое же божественное начало – это и есть проявление заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», это и есть истинная духовность. Серафим Саровский любого приходящего (а к нему шли далеко не ангелы) встречал словами: «Радость моя!» И светился радостью к каждому человеку.

Каждый может иметь своё мировоззрение, и это прекрасно! А возможность свободно говорить об этом, пожалуй, самое лучшее, что мы приобрели за годы перестройки. Но, к сожалению, зачастую набор составляющих мировоззрения всё ещё беден, несёт в себе отголоски тоталитарного прошлого. Такие категории, как вера, надежда, любовь звучат не часто в этом наборе. Это общечеловеческие ценности, но у каждого народа есть ещё свои национальные приоритеты. Вот и нам сейчас, на переломе эпох, необходимо пересмотреть те ценности в соответствии с которыми мы жили. Сегодняшнее наше положение говорит о том, что здесь существуют определённые заблуждения. Обстоятельства вокруг нас – это зеркало нашего мировоззрения!

Сейчас осуществляются попытки восстановить дохристианские корни славян. Но это встречает противодействие со стороны православной церкви, назвав движение «нео-язычество». Но ведь язычество приобрело нарицательное значение уже после Христа, когда христианские церкви получили власть и начали силой нести своё учение, обозначив врага. Нельзя отрицать свою историю, свои корни – это приводит к тому, что дерево засыхает. Нельзя историю, культуру начинать с революции или с крещения Руси. Это всего лишь тысячелетний отрезок истории, а корни уходят в десятки тысяч лет. Напитавшись от всех корней, дерево приобретёт новую жизнь.

Только в России понятие «наследие прошлого» пока ещё несёт в себе негативный смысл. Во всех иных культурных традициях наследие прошлого, исторический опыт – это самое ценное, чем обладает тот или иной народ. Я предлагаю «не выдавливать из себя по капле язычество» и «не отлучать Россию от церкви», а взять лучшее в глубочайших славянских источниках, в русском православии, в марксистско-ленинской идеологии и на этом взращивать дерево России, с этим мировоззрением войти в новое тысячелетие.

Зная о том, что во всём есть истина, вспомним слова тех, кого мы недавно почитали более богов. Наиболее близок к истине тезис марксизма о том, что религия – это средство угнетения человека власть имущими. Именно это имел в виду Маркс, когда говорил о религии, как об «опиуме народа». Ленин позже писал, что религия – «...один из видов духовного гнёта...», что «... гнёт религии над человечеством есть продукт и отражение экономического гнёта внутри общества». С.Моэм сказал ещё определённее: «Христианство – религия рабов». Сегодня и коммунисты, забыв ради борьбы за власть наказы основоположников, заигрывают с церковью, видя возможность влиять через неё на людей.

Отрицая сегодня коммунистическое мировоззрение, действительно принесшее много проблем России, как бы не «выплеснуть ребёнка». Ведь именно резкая смена мировоззрения позволила России выйти на передовые научно-технические позиции. Марксизм-ленинизм попытался вырвать человека из состояния рабства не только физического, но и мировоззренческого. (Начиная с первого класса, мы повторяли в разных вариантах слова: «Рабы не мы, мы – не рабы!») Но, проявив насилие, людей загнали «из огня, да в полымя».

Оказалось, что атеизм, жесткое следование материалистической идеологии, также не может привести людей к счастью. В русском атеизме также проглядывают корни рабского мировоззрения христианства, выражающегося в раболепстве перед вождями и богами разного уровня. Именно поэтому в России просящие всегда были в б о льшем почете, чем думающие самостоятельно и умеющие добиваться сами.

Коммунистическая идеология мало чем отличается от христианской. Моральный кодекс строителя коммунизма, можно сказать, списан с Библии. Людей привлекла свобода и идеи всеобщего равенства и братства. И многие коммунисты свято верили в эти идеи. Объединение большинства людей одной общей целью позволило поднять страну. Но потом человеку потребовалось утверждать свою индивидуальность не маузером, а в рутинном труде, в тонком взаимодействии с людьми. Потребовалась грамотность, специалисты, чиновники... После бунтарского всплеска рабская психология снова появилась на поверхности. А у вставших у власти стали прогрессировать комплексы неполноценности, выразившиеся в дикие формы правления, в создание культов.

 

Э.Фромм правильно отметил, что внутренне несвободный человек отдаёт свою свободу первому попавшему тирану. Отсюда ностальгия по Сталину и желание многих видеть над собой «железную руку». Поэтому, внутренняя свобода – это неотделимая черта Человека. А раб, пусть даже божий, не имеет внутренней свободы, не имеет опоры в себе, а все надежды возлагает на гуманную личность вождя.

В коллективном сознании нашей страны существует множество программ, которые мешают успешному её развитию. В частности, программа осуждения. Удивительно, все люди знают мудрость – не суди и не судим будешь, но продолжают осуждать. И различных видов осуждений в ментальном поле России очень много. Вот простой пример. После революции активно, целенаправленно осуждали «царский режим» и разрушали памятники, храмы, усадьбы. Во время перестройки столь же активно осуждали «коммунистический режим» и так же активно разрушали памятники предыдущих разрушителей и столь же активно начали восстанавливать храмы. Но эти мысли осуждения никуда не пропадают, не исчезают, а накапливаются, собираются в облака, в эгрегоры и давят на людей, на сознание, на поступки и дела.

Приведу пример. В одной семье родился первенец со значительными отклонениями по здоровью. Смотрю – это влияние наследственных программ. Но родители здоровы, спортсмены, не жалуются на здоровье и их родители, то есть по роду не проглядывается какая-либо видимая причина. В разговоре выяснилось, что в их роду было много работников НКВД и даже начальник концлагеря. Я понял, что именно это наследие сказалось на ребёнке.

Почему именно сейчас, через столько поколений? Я думаю, что сейчас сознание готово к более глубокому пониманию причин и можно помочь ребёнку. Ещё глубже вникая в суть проблемы, я увидел, что деяния, которые совершали предки этого ребёнка, будучи «на расстрельных» должностях, не есть главная причина. Главная причина в том осуждении, которому подверглись эти людии которое ощущали они и их потомки. Чувство вины, а оно может быть очень глубоким, подсознательным, вызванное программой осуждения репрессий, сказывается по-разному, в том числе и такими проблемами.

Трудно найти страну, где народ так осуждает своё прошлое. Христианство осуждает язычество, династия Романовых осуждала Рюриковичей, коммунисты осудили почти всю предыдущую историю, демократы осудили коммунистическое время, русские осуждают евреев и кавказцев, другие национальности осуждают гегемонию русских, народ осуждает правителей, те, в свою очередь, осуждают «тупое, пьяное быдло», старшее поколение осуждает молодёжь, а молодёжь пенсионеров, а сколько осуждения между мужчинами и женщинами. На самом деле, это великая проблема – накопившиеся слои осуждений в пространстве России. Наверное, ни в одной стране мира нет такого скопления энергии осуждения. И не учитывать влияние этого на происходящие события, на людей, сегодня уже нельзя.

Многие интуитивно понимают это и призывают к покаянию. Даже ввели праздник примирения. Пробуждение религиозного самосознания помогает снять некоторые слои осуждений, но далеко не все, потому что различные религии, церкви и конфесии накопили множество осуждений друг друга. В них самих много заблуждений и их мировоззрение нельзя принимать за истину в последней инстанции. А их осуждения, опирающееся на глубочайшие верования, действуют наиболее разрушительно.

Вспомним слова из песни советского времени: «Мы старый мир разрушим до основания, а затем мы новый мир построим». Такой новый мир долго не проживёт или будет хилым и болезненным, потому что он лишён основания в старом. По этому принципу жила Советская Россия и смогла прожить только восемьдесят лет – ничтожно малый срок для государства. Это поучительный пример для общества и человека. Если человек отрицает старое, то есть, накопленный опыт прошлого, плохо относится к старшим, к родственникам, к родителям, то он сокращает себе жизнь.

Людям самим нужно жить, не проявляя никакого осуждения ни в чей адрес и ничего не отрицая! Прийти к осознанию того, что в каждый момент времени происходит самое совершенное событие! И если это совершенное событие чем-то не нравится, то нужно изменить что-либо в этом событии. И наиболее верный путь – взять на себя ответственность и изменить себя: своё состояние, своё миропонимание, своё отношение к происходящему.

Россияне росли в представлении, что жизнь – это страдание, что удовольствия греховны, что секса у нас нет... Всё это внешне выражается в том, что в других странах люди много улыбаются, а в нашем обществе взрослому человеку улыбаться неприлично. В советское время человеческие качества были отодвинуты на второй план. Всё решала классовая принадлежность. Если ты принадлежишь к беднякам, то тебе зелёная улица. Это являлось своеобразным мандатом в будущее, в прямом смысле – в жизнь. Известен анекдотичный случай, когда человек написал в анкете, для пущего веса: «Я сын крестьянки и двух рабочих». А если человек принадлежал к имущему классу, независимо от своих способностей, он был врагом, сыном врага.

Русская интеллигенция была носителем высших форм национальной культуры, духовных традиций и национального самосознания. Политика уничтожения господствующего класса превратилась в политику уничтожения интеллигенции. Взамен должна была прийти классовоориентированная, пролетарская интеллигенция и, соответственно, классовая, а не национальная культура. Так родились оторванные от корней советская культура и советская интеллигенция.

Без причины ничего не бывает, и уничтожение русской интеллигенции также имеет свои причины. Она не смогла направить страну по пути реформ, а возможности были (Столыпин и другие), и совершилась революция. Недостаточная активность, созерцательность, рабская психология привели её к гибели. Поиск Бога вне себя, преклонение перед царём и Богом привели к уничтожению дворянства, купечества, духовенства, к расказачиванию и, самое трагичное, – к уничтожению самого многочисленного среднего класса крестьянства.

Была монархия, укрепляемая церковью. «Помазанник Божий» – царь – плохо ли, хорошо ли, но объединял, подпитывал веру и в Бога, и в государство. Царь был символом государства. Это цементировало общество, но постепенно воспитало преклонение и полное подчинение низов верхам. В сознании людей, в их душах тысячу лет укреплялся жёсткий иерархический принцип отношений, который проник во все сферы жизни. Пётр Первый, как пишет Л.Н. Гумилёв: «совершил непоправимое, разорвал нацию надвое, противопоставив дворянство народу. Он же установил на Руси рабство, ввёл порку и продажу людей...»

«Домострой» также продукт этой системы. Церковь, имеющая жёсткое иерархическое построение, сама стала рабовладелицей и, естественно, способствовала укреплению этой системы. А.С. Пушкин в «Борисе Годунове» тонко отразил стенания «рабов божьих»: «О, боже мой, кто будет нами править? О, горе нам!» То есть, без царя, без правителя любого уровня, от работодателя до Бога, большинство не представляет свою жизнь. Такая государственность и национальная идея мешала проявлению инициативы, развитию личности, становилась тормозом развития общества, что, в конце концов, и привело к уничтожению этих тормозов – и монархии, и церкви.

Коммунистическая идеология дала людям новую веру, пробудила огромный энтузиазм и устремлённость людей. Внешние оковы были сняты, но суть человека, его глубинное мировоззрение менялось медленно и внутренняя потребность иметь «царя» и Бога над собой привела к построению новой иерархии, к обожествлению новых идолов. Истинна мудрость: «Когда человек ищет Бога вне себя, он, рано или поздно, придёт к дьяволу!» Выросший на подготовленной почве тоталитарный коммунистический режим, очень скоро превратил человека в раба нового времени. Колхозники долгое время не имели паспортов и не могли свободно выехать из своей деревни. Чем не крепостное право? Рабочий, опоздавший на работу, мог быть осуждён и погибнуть в лагерях. Чем не рабство? Я уже не говорю о невозможности иметь иные убеждения.

Безальтернативная идеология с детства и до старости убеждала, что такой режим – лучший в мире. Систематическое насилие приучило «не высовываться». Советский человек чётко знал: инициатива наказуема. Он знал, что любое его действие не приведёт ни к какому результату, кроме отрицательного. Это резко снижает адаптацию человека к внешним условиям. Особенно сейчас, когда необходимо проявлять инициативу каждому и везде, а люди боятся. Люди опасаются искать своё дело, боятся найти управу на начальника, который не платит зарплату, а сам строит дома, покупает квартиры и машины, ездит за границу. Терпение и пассивность рассматривается как добродетель. Опять просматривается религиозный след.

Быстрое падение такой национальной идеи произошло не только потому, что время жёстких иерархических систем уходит, но и потому, что она была построена на крови. А то, что пытаются строить на кровавом фундаменте, обязательно падёт. На крови было замешено и крещение Руси. В последнее время всё более становится известно фактов о том, что крещение происходило в большей степени насильственно. Согласитесь, довольно сложно доказать свободолюбивому народу необходимость отказаться от традиций и верований предков, существовавших многие тысячи лет. Тогда, как и в гражданскую войну, буквально резали по живому.

В истории России произошли два крупнейших временных разрыва, когда прошлое было отрезано от настоящего и таким образом перекрыло будущее. Отрыв от родовых корней целого народа всегда происходит через кровавые события. Последующий строй старается уничтожить все следы прошлого, очернить его. И то, что мы сейчас имеем, является результатом этих временных разрывов. Происходит расчёт перед входом в новую эпоху. И, чтобы этот переход прошёл легче, чтобы времена соединились, желательно, чтобы произошло покаяние не только коммунистической партии, но и церкви. Это позволит обновиться тем и другим, а людям сделать шаг прочь от рабской психологии. И примеры уже есть! Папа римский публично покаялся за многие прегрешения церкви.

Когда человек долго находится под внешним давлением государства, религии, идеологии, то есть любой иерархической структуры, он теряет не только внешнюю, но и внутреннюю свободу, наполняется страхом, привыкает к изворотливости, пренебрегает этикой, нравственностью и уходит от истины. Ложь самому себе и окружающим становится привычным образом жизни, особой «культурой» мышления. Поэтому мало провозгласить лозунг: «Да здравствует Великая Россия!» на баррикадах у Белого дома, необходим огромный труд по освобождению личности от всех наслоений.

Люди становятся фанатиками оттого, что их не слышат, когда они чувствуют, что их точку зрения не уважают. Зачастую достаточно отнестись уважительно к их точке зрения, и они перестают быть фанатами. А не уважая их точку зрения, мы уничтожаем её, а следовательно, и их. И они начинают бороться за свою жизнь. На этой почве рождается борьба не на жизнь, а на смерть.

Свобода – это сама природа человека, сама сущность Бога. По своей природе душа свободна. Поэтому свобода является основой концепции устройства всей жизни. свобода это то, что дано изначально и воспринимается как должное. Здесь, на Земле, очень сложно проявить эту свободу. На неё постоянно кто-то посягает, и чаще всего сам человек.

Особенно важно не пытаться ограничивать свободу Любви. Не должно быть никаких писаных и неписаных законов, правил, ограничений, регламентирующих кого, когда, где, как и сколько любить. Покушение на свободу любви – это покушение на Бога.

Люди придумывают законы о свободе, что парадоксально по самой сути. Я уже упоминал о принятом в России законе о свободе совести (!), в котором религии были расставлены по ранжиру. В таком случае, если уж вводятся какие-то запреты, то всё нужно называть своими именами, например, «Закон об ограничении свободы совести». И первым пунктом в этом Законе должны быть слова: «Простите дорогие сограждане, государству и Русской православной церкви нужно ограничить ваши права на свободу по таким-то причинам». Это будет честно, открыто и уважительно ко всем людям. И по таким вопросам лучше проводить референдум, потому что ограничение свободы, да ещё совести – это не рядовой закон.

Особенно важно видеть суть своих качеств тем, кто обладает властью над людьми и влияет на их судьбы. Далеко ходить не надо, посмотрите на свою семью, на близких Вам людей, и Вы наверняка найдёте там массу посягательств на свободу. Не будьте категоричными, уважительно относитесь к свободе каждого человека, в том числе и самого маленького. Всегда помните, что любое ограничение свободы – это ограничение Бога.

Неограниченная свобода предполагает и неограниченную ответственность за все свои мысли, чувства, деяния. Готовы ли Вы взять на себя полную ответственность за такую свободу? Кто-то может спросить: «Что же это за свобода, в которой много ответственности?» Ответственность – категория сознания, и чем больше сознание наполнено любовью (не в частном проявлении, а во всем её спектре), тем меньше надо думать об ответственности. Каждый человек по-настоящему свободен настолько, насколько он ответственен и сколько он проявляет любви. Свобода, любовь и ответственность взаимосвязаны друг с другом.

Есть замечательный попутчик свободы – это радость. Истинное ощущение свободы – это ощущение радости. И чем больше свободы – тем больше радости.

Сейчас через экономические, политические и социальные катаклизмы происходит интуитивный поиск национальной идеи. Правители пытаются примерять западные, восточные и даже латиноамериканские одежды. Но любая, самая лучшая модель не будет у нас столь же эффективна – мы должны вырастить своё дерево! А для этого необходимо как можно большему числу людей осознать, что жёсткие иерархические системы не имеют будущего и что главная личность в истории – КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК!

Необходимо избавиться от тысячелетней привычки жить во всевластном государстве и перейти в гражданское общество, где каждый человек – личность. Пора понять, что наша жизнь зависит не столько от правителей, сколько от нас самих, от нашего мировоззрения.

Идёт пробуждение людей, становление регионов, кризис центральной власти. Сейчас, как никогда, Россия наиболее близка к переходу в открытое общество. В таком открытом обществе никто не претендует на конечную истину, людям не только позволено – от них требуется самостоятельное мышление. Государство же скорее служит людям, а не управляет их жизнями. Сейчас же в России, по большому счёту, нет общества, которое можно было бы как-то квалифицировать: ни открытого, ни закрытого, ни капиталистического, ни социалистического...

Когда распалась советская система, люди были уверены: как только власть КПСС уйдёт в прошлое, вся наша жизнь изменится до основания. Мы не учли того, что система-то находится в каждом из нас! И её нельзя изменить ни за пятьсот дней, ни за пять лет. Внешний тоталитаризм был разрушен сравнительно быстро, но то, что внутри человека, будет давать о себе знать ещё долго. Это внутреннее проявляется в неприятии ИНОГО – по социальному положению, по национальности, по религиозным убеждениям.

Чтобы изменилось мировоззрение, нужны десятки лет. Частная собственность, рыночные отношения, демократия, духовность – все эти понятия должны вырасти из глубины человека, очиститься от ложных представлений и заблуждений. Отголоски тоталитарного сознания сказываются во всём. Раньше под гнётом идеологии (единственной и абсолютно «верной»!), все понимали одинаково – где белое, а где чёрное. А когда гнёт был снят, из людей вышло их личностное, как оказалось, самое разное. И поэтому реформы, на первый взгляд правильные, забуксовали.

Когда люди отворачиваются от политики, пусть-де сами политики занимаются своими грязными играми и считают это высшей гражданской доблестью, то очень скоро политика и политики будут насиловать этих людей и общество. Народ должен быть политически и экономически грамотным. Политические течения, кредо политических деятелей, основные тенденции политики и экономики – в этих и других вопросах необходимо разбираться и постоянно совершенствовать свои знания.

Духовность позволяет человеку не делать категоричных заявлений, не стать частью толпы на митингах, где звучит основной лозунг: «Долой!» Истинное общественное мнение духовных, грамотных людей делает политику максимально прозрачной и всё более чистой, заставляет её служить интересам людей. Такое общество максимально застраховано от катаклизмов.

Важно восстановить ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, утерянное за тысячу лет. Гордыни в людях много, а достоинства очень мало. А ведь достойный человек означает – «стоящий», достойный данного места и дела, жизни своей!

Достойный – означает ответственный за всё, что он говорит и делает, и поэтому он любое количество свободы не превратит в анархию. Достойный – это обязательно внутренне свободный человек. Истинно достойный человек не может быть ничьим рабом! Он в любой ситуации будет стремиться раскрыть себя, возьмёт на себя ответственность и найдёт выход, не ожидая милости ни от кого. Достойному человеку, если необходимо, придут на помощь все достойные его силы – земные и небесные. ДОСТОИНСТВО – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ.

Это относится и к народу. Когда народ достоин жизни, той территории, на которой он живёт, то есть, когда он находится в гармонии с окружающим Миром, и эта гармония находится в постоянном развитии, у Мира нет причин оказывать какое-либо внешнее воздействие на этот народ. Только внутренняя дисгармония и застойные явления в обществе провоцируют Мир на различные действия от природных катаклизмов до войн. То есть, степень дисгармонии народа определяет и степень нарушения его достоинства.

Подлинный прогресс цивилизации следует тогда, когда происходит изменение морали на более гуманную. Со временем моральные принципы должны замениться МЕРОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАЖДОГО! А это произойдёт тогда, когда человек осознает себя и свою роль в жизни. Образно говоря, человек может быть и пешкой в шахматной игре, а может быть и более значительной фигурой.

Я считаю, что человек сам должен быть шахматистом и не зависеть ни от чьей прихоти! Но для этого ему нужно сделать следующий шаг – перейти к высшей морали, к ЛЮБВИ!

Всякий народ и всякое государство имеет свою особую часть в общем человеческом делании и в связи с этим – свой особый путь. И народ, и государство живы лишь до тех пор, пока они идут своим путём: как только они принимают чужое мировоззрение, они или погибают под натиском извне, или вымирают физически, испытывая огромные страдания, или вырождаются нравственно, либо превращаются в другой народ, духовно не имеющий ничего общего с прежним.

Немецкий философ Шлейермахер сказал: «Народ, принимающий чужое, если даже это чужое само по себе хорошо, грешит перед Богом». Каждый народ выращивает своё дерево в саду человеческом. Мы все одно, но мы все разные.

Каждая культура не только имеют право на место под солнцем, но и необходимы и Земле, и Солнцу! От реализации возможностей, заложенных в каждом народе, зависит участь всех других. Опыт свидетельствует: любая культура полноценно развивается в том случае, когда она соприкасается, взаимодействует, взаимообогащается в партнёрстве с другими культурами. Из этого складывается общечеловеческая, мировая культура.

Заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» относится не только к взаимоотношению двух человек, но и к взаимоотношению народов и государств. Не все осознают это. Сколько проблем и страданий принесло России слово «Великая»! Сейчас Соединённые Штаты заявляют о своём превосходстве в мире, на этот же путь становится Китай. Тем самым эти народы закладывают себе серьёзные проблемы на будущее. Нельзя унижать ни себя, ни другого, ни свою Родину, ни другие народы. Эта заповедь действует везде и всегда.

Реализация на Земле свободы воли – жизненно важный аспект. Государство изначально нарушает этот закон. И чем больше нарушает, тем меньше живёт такое государство, тем больше у него проблем. Государевы люди, чиновники всех уровней, по долгу службы нарушают волю отдельного человека и множества людей. Таким образом они берут на себя личную ответственность за содеянное и формируют ответственность государства, закладывают себе и ему проблемы. Поэтому, стоящие у власти люди, являются группой риска.

Существует также закон иерархии, который немного смягчает ответственность этих людей, но это смягчение происходит только тогда, когда власть служит и помогает без лишнего вмешательства, и без насилия. Совет власть придержащим, высказанный тысячи лет назад: «Кто хочет быть великим среди Вас – пусть будет Вашим слугой».

В современной трактовке национальной идеи должна быть сохранена исконная самобытность народа и одновременно решён вопрос адаптации к современности. Усложняют ситуацию религии. На фоне тенденций сближения, активного взаимодействия наций и культур, религии занимают позиции, усложняющие этот процесс. Религиям сложнее всего принять друг друга, ввиду того, что каждая из них абсолютно уверена в своей истинности. А к другим относится, в лучшем случае, терпимо. Крайности религиозного противостояния и сейчас представлены по всему миру: Афганистан, Алжир, Босния, Ирландия, Ближний Восток, Кавказ...

Когда религия сращивается с крайними проявлениями национализма, появляется сложный гибрид агрессивного свойства. Таким образом, религия, преследуя свои цели, включается в политику и усложняет палитру взаимоотношений. Делая акцент на православие, люди закладывают проблемы себе и своему народу.

Серьёзные потрясения заставляют повернуться к своим корням. И к чем более глубоким корням прикоснётся народ, тем он станет сильнее. Это заметно и в быту: когда молодым трудно, они стремятся быть ближе к родителям. В самые тяжёлые дни Великой отечественной войны были введены ордена Нахимова, Кутузова, Александра Невского, стали терпимее относится к церкви. Вот и сейчас, на рубеже эпох, когда идёт череда очищающих катаклизмов, необходимо заглянуть ещё глубже в историю, прикоснуться к истинным корням человека, российской и славянской цивилизации.

Итальянский историк и философ Гилельмо Ферреро сказал, что «в мире не может наступить прочный мир, доколе в семью народов не вернётся Россия или доколе какое-либо другое государство не возьмёт на себя исполнение исторической миссии России, заключавшейся в том, что Россия стояла на страже Вселенской справедливости». Много говорят о великой миссии России, и каждый народ вправе сказать о своей великой миссии. Миссия России – стать счастливой нацией, с истинно счастливым каждым человеком. Нельзя никого осчастливить, не будучи счастливым самому.

Каждый человек самобытен и самодостаточен, и в каждом есть всё необходимое, чтобы быть счастливым. Самобытна и самодостаточна Россия, и в ней есть всё необходимое для её счастья! Нам нет нужды ориентировать своё развитие на Запад или на Восток. Необходимо избирательное отношение к приходящему с Запада и Востока, чтобы растить своё дерево в саду человеческом. Россия произрастает из каждого российского человека! Если каждый человек, от рабочего до президента, каждая семья и коллектив, каждый субъект федерации будут достойны и ответственны за себя, Россия будет процветать!

Национальная идея каждого человека тоже чем-то отличается. И это естественно, каждый человек – личность, и его миропонимание отлично от миропонимания другого. Не нужно всех стремиться «причёсывать под одну гребёнку». Для кого-то национальная идея заключается в том, чтобы действительно вырастить дерево в саду человеческом – иметь свою малую родину. Вы посмотрите, с какой любовью многие обустраивают свои дачи, приусадебные участки. Для них именно с этого начинается национальная идея, Родина.

Сейчас в России постепенно, с большими трудностями, но реализуется идея родовых поместий. Люди желают иметь гектар земли и на нём сотворить своё родовое пространство. Когда на этой земле каждое дерево и травинка знает прикосновение любящих рук человека, его близких, нескольких поколений его рода, они отвечают ему величайшей любовью и создают пространство, связывающее его со всей Землёй, с Космосом. Человек становится поистине человеком планеты, он имеет корни на Земле! И таких людей много в России. И государству пора повернуться к ним лицом и помочь или хотя бы не мешать.

Всегда нужно помнить, что движение должно быть не от идеи к жизни (как было с коммунистической идеей), а от жизни к идее. Жизнь всегда богаче любой, самой идеальной идеи! Государству нужно не сверху спускать идеологию, а чутко реагировать на желания и устремления людей, и способствовать реализации тех из них, которые идут в потоке эволюции. Задача государства, любого общества – помощь в реализации планов души каждого человека! Я думаю, что это и нужно принять за национальную идею российского государства.

Необходимо помнить, что движение должно быть не от идеи к жизни (как было с коммунистической идеей), а от жизни к идее. Жизнь всегда богаче любой, самой идеальной идеи!

Многие говорят о национальной идеи, о спасении России, но нужно меньше говорить, а больше делать. Говорунов-спасителей действительно много, особенно среди политиков. Но в России всегда были люди, у которых слова не расходились с делом, а часто дела шли впереди. Мне в этом плане импонирует наш современник, крупный чиновник-политик (в лучшем смысле этих слов) Сергей Степашин. Он и его команда идеалистов Счётной палаты – это российские донкихоты, которые в годы засилья коррупции сумели не только постепенно, шаг за шагом уменьшить финансовые потери России, но и сохранить чистоту, честность, объективность.

И вот на фоне таких дел не стыдно и слова сказать: «Я вижу Россию процветающей страной, а для того, чтобы она стала такой, как бы это банально ни звучало, всем нам надо трудиться, трудиться и трудиться, не дожидаясь, пока посыплется манна небесная. Я сказал «всем нам», ибо в демократическом обществе нет и не может быть сторонних наблюдателей, каждый из нас несёт долю ответственности за судьбу своей страны». Это сказал Сергей Степашин к 10-летию Российской Счётной палаты.

Этими словами я и хочу закончить эту непростую главу. Действительно, «каждый из нас несёт ответственность за судьбу своей страны».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.