Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в сфере общего надзора.






 

Прокуроры присущими им средствами охраняют права и законные интересы несовершеннолетних. Их охрана осуществляется путем применения общенадзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений закона.

Действующее законодательство регулирует различные стороны формирования личности несовершеннолетних: воспитание в семье или детских учебно-воспитательных учреждениях, получение среднего образования и профессионально-технического обучения; трудовое обучение и охрана труда несовершеннолетнего; охрана их здоровья и культурное развитие.

В силу ст. 80 КоБС родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отде­ления) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитатель­ных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспита­нии, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав. При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства. О принятом решении суд уведомляет госу­дарственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Лишение родительских прав является исключительной мерой для защиты прав и интересов детей. В силу ст. 32 Конституции Республики Беларусь дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. При рассмотрении дел по спорам о лишении родительских прав про­курорам следует руководствоваться Конвенцией о правах ребенка, приня­того Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., Конвенцией о право­вой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (подписана государствами - членами СНГ и Минске), КоБС, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка,), положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01 28 октября 1999 г. №16764, другими нормативными правовыми актами.

Круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в ч. 1 ст. 81 КоБс. К ним относится один из родителей, указанный в качестве родителя в записи акта о рождении ребенка, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: опекуны, попечители; прокурор; органы опеки и попечительства; комиссии (инспекции) по делам несовершеннолетних; государственные органы, учреждения и организации, на которые возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних детей, в частности дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-педагогические центры для несовершеннолетних; детские социальные приюты и т.п. Лица, по заявлениям которых в интересах несовершеннолетних возбуждено дело, являются юридически заинтересованными в исходе дела и пользуются процессуальными правами, предусмотренными ст. 56 ГПК. Истцами по таким делам являются несовершеннолетние. Круг лиц, обладающих по закону правом на предъявление исков о лишении родительских прав, является исчерпывающим.

При установлении признаков преступления в действиях родителей и иных лиц, на воспитании которых находятся дети, суд сообщает об этом прокурору (ст. 325 ГПК).

Прокурорам надлежит осуществлять строгий надзор за соблюдением трудового законодательства о предоставлении несовершеннолетним определенных льгот:

- запрещение применения труда лиц моложе восемнадцати лет на тяже­лых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

- запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

- с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая:

1) не является вредной для его здоровья и развития;

2) не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы.

Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

- все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка;

- запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147), работам в выходные дни;

- трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года;

- для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников. Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специаль­ных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре;

- заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокра­щенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в та­ком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы;

- труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников;

- оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отрабо­танному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате;

- расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадца­ти лет по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 3 и 6 ст. 42 ТК, допус­кается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия, а по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7-9 ст. 42 и п. 1-3 ст. 44 ТК, ­после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

В системе органов образования созданы и функционируют специальные общео6разовательные школы для несовершеннолетнux правонарушителей в воз­расте от 11 до 14 лет и специальные профессионально-технические училища для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 18 лет.

Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы в эти специальные учебно-воспитательные учреждения несовершеннолетние направлялись только на основании решений комиссий по делам несовершеннолетних сроком до трех лет. Конкретный срок пребывания несовершеннолетнего в этом учебном заведении определяет комиссия.

Учащиеся специальных школ, достигшие 15 лет, но не доказавшие своего исправления, по представлению комиссии по делам несовершеннолетних направляются в специальные профессионально-технические училища.

Закон от 31 мая 2003 г. устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 Закона органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел.

Статьей 5 Закона от 31 мая 2003 г. определены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилакти­ческая работа. Это:

- безнадзорные;

- беспризорные;

- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

- уклоняющиеся от получения общего базового образования;

- содержащиеся в приемниках-распределителях для несовершеннолет­них, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитатель­ных учреждениях или других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

- употребляющие спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или иные одурманивающие вещества;

- совершившие правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;

- совершившие правонарушения, предусмотренные Кодексом Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях, до достиже­ния возраста, с которого наступает административная ответственность;

- совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вслед­ствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезнен­ным психическим расстройством, были не способны сознавать фак­тический характер или общественную опасность своих деяний;

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отно­шении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключе­нием под стражу;

- освобожденные от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, прими­рением с потерпевшим на основании акта амнистии;

- освобожденные от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опеку­нов или попечителей);

- осужденные с отсрочкой исполнения наказания, с условным непри­менением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или по­милования;

- осужденные с применением принудительных мер воспитательного характера;

- осужденные с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, ис­правительных работ;

- освобожденные из воспитательных колоний, вернувшихся из специ­альных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреж­дений, если они в период пребывания в указанных учреждениях до­пускали нарушения режима или совершали противоправные деяния, либо после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении, либо нуждаются в социальной помощи и реабилитации.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют, в частности, право:

- на гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

- поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

- получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

- обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости по нормам, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Государственные органы и иные организации, а также граждане обязаны незамедлительно информировать:

- органы прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

- комиссии по делам несовершеннолетних – о выявлении случаев на рушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилищных и других прав, о недостатках в деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о выявле­нии несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

- органы государственного управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских интернатных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в уч­реждениях образования, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании им помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

- органы по труду и социальной защите – о выявлении несовершенно­летних и семей, находящихся в социально опасном положении;

- органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы государственного управления здравоохранением – о выявле­нии несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюде­нии или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, нарко­тических средств, психотропных или иных одурманивающих веществ;

- органы внутренних дел – о выявлении родителей, усыновителей, опе­кунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, либо совершающих по отно­шению к несовершеннолетним другие противоправные деяния, а так­же несовершеннолетних, совершивших право нарушения или иные антиобщественные действия.

Представляемая информация подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

Статьей 10 рассматриваемого Закона предусмотрены полномочия работников органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции:

- посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родите­лями, усыновителями, опекунами или попечителями;

- запрашивают информацию у государственных органов и иных орга­низаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних;

- приглашают несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей по вопросам профилактики безнадзорности и право нарушений несовершеннолетних;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах и компетенции.

Важная роль в предупреждении нарушений закона и в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних.

Прокурор проверяет законность наложения штрафов на родителей подростков, совершивших право нарушения. На незаконное и необоснованное решения комиссии прокурор приносит протест на предмет их от­мены или изменения. Протест приносится или в комиссию по делам несо­вершеннолетних, или в органы местного самоуправления. В случае откло­нения протеста прокурор переносит решение этого вопроса вышестояще­му прокурору.

Прокуроры должны иметь в виду, что их задачей является не столько опротестование незаконных решений комиссии, сколько предупрежде­ние принятия незаконных и необоснованных решений. Поэтому прокурор должен активно участвовать в работе комиссии и способствовать приня­тию законных и обоснованных решений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.