Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, понятие, предмет и задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.






Закон о прокуратуре, определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает, что прокуратура в целях обеспечения верхо­венства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва­рительное следствие.

Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в одно из направлений по реализации правозащитной функции прокурату­ры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. Выполняя эти функции, прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, особенно с ее организованными фор­мами и коррупцией.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось не­раскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за со­вершенное преступление.

Задачами уголовно-процессуального закона, действующего на территории Республики Беларусь, является обеспечение строгого соблюдения порядка производства по уголовным делам и процессуальных норм, га­рантирующих защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от преступлений путем быстрого и полного их раскрытия, изобличения и привлечения к ответственности лиц, справедливого судебного разбира­тельства и правильного применения уголовного закона.

Исходя из названных требований сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является:

- осуществление его на таком уровне, чтобы обеспечить быстрое возбуждение уголовного дела, если в деянии имеются признаки преступления;

- своевременное раскрытие и проведение полного, всестороннего и объективного расследования, которое обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировало невозможность привлечения к от­ветственности невиновного.

Таким образом, задачами надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, являются:

- обеспечение того, чтобы оперативно-розыскная деятельность, выполнение оперативных и оперативно-розыскных мероприятий проводи­лись на основании, в порядке и в соответствии с законодательством;

- обеспечение того, чтобы ни одно преступление не оставалось нерас­крытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;

- никто не должен подвергаться необоснованному привлечению к уго­ловной ответственности;

- никто не должен подвергаться незаконному задержанию или аресту;

- обеспечение неуклонного соблюдения порядка и сроков рассмотре­ния заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и своевре­менное возбуждение в соответствии с законом уголовных дел;

- обеспечение соблюдения при расследовании установленных законом сроков и прав участников уголовного процесса;

- строжайшее соблюдение требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдываю­щих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств;

- выявление причин и условий, способствующих совершению преступ­ления, своевременное внесение пред­ставления об их устранении и принятии мер к их устранению в соот­ветствии с законом.

В соответствии с Законом о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятель­ности (ОРД) является соответствие законодательству правовых актов, ре­шений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД.

Согласно Закону от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон о ОРД) ОРД является государственно-право­вым средством защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и госу­дарства от преступных посягательств, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномочен­ных на то законом в пределах их компетенции.

В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД:

1) о заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета;

2) о проведении и прекращении оперативно-розыскных мероприятий;

3) о предоставлении документов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд;

4) о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий сред­ствах, источниках, методах, планах и документах ОРД, о лицах, вне­дренных в организованные преступные группы, о нештатных неглас­ных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказываю­щих им содействие на конфиденциальной основе, а также об органи­зации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

5) об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно- розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения.

В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии ин­формации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.

Согласно ст. 4 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Соблюдение перечисленных принципов также вхо­дит в предмет прокурорского надзора.

Согласно Закону о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания явля­ется соответствие УПК правовых актов, решений и действий органов и долж­ностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания.

Наиболее важными решениями, принимаемыми в процессе предварительного расследования, относящимися к предмету надзора и подлежащими проверке прокурором, являются следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о при­знании потерпевшим; о привлечении гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о произ­водстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспер­тизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соедине­нии и выделении уголовных дел.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел.

К правовым средствам осуществления надзора за исполнением зако­нов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное след­ствие, относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокурату­ре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон «О милиции», приказы Генерального прокурора Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. Под правовой основой ОРД понимается содержащаяся в законах и подзакон­ных актах система правил и предписаний, создающих необходимые усло­вия для осуществления ОРД, определяющих ее цели, место в структуре функций государственных органов, а также непосредственно регламенти­рующих осуществление этой деятельности.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:

1) письменные указания о проведении оперативно-розыскных меро­приятий; 2) письменные требования об отмене незаконного постановления, при­нятого при проведении оперативно-розыскной деятельности; 3) представление об устранении выявленных нарушений закона; 4) протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД; 5) возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД или сотрудничающих с ними на конфиденци­альной основе при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.