Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие прокурора в правотворческой деятельности.






Участие прокуратуры в правотворческой деятельности осуществляет­ся в следующих формах:

- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;

- проведение правовой экспертизы проектов законов и иных норма­тивных правовых актов;

- участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов;

- принесение протестов об отмене незаконных актов;

- участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты;

- внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представите­лей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь о при­нятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).

По просьбам (предложениям) Президента и Правительства Респуб­лики Беларусь, областных, районных распорядительных и исполнитель­ных органов прокуроры совместно с другими правоохранительными и иными органами участвуют в разработке наиболее важных правовых ак­тов, государственных и региональных программ, направленных на укреп­ление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной.

К разработке таких документов и экспертизе проектов нормативных правовых актов, как правило, привлекается значительное число прокуро­ров. В республиканской прокуратуре создана группа по законотворческой работе из числа наиболее опытных и грамотных работников.

Закон не запрещает прокурорам и по собственной инициативе разрабатывать проекты законов и других нормативных правовых актов, проек­тов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями.

Сложилась многолетняя практика, когда по взаимной договоренности Палата представителей Национального собрания и Правительство Республики Беларусь направляют в республиканскую прокуратуру проекты наиболее важных законов и других нормативных правовых актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия законодательству Республи­ки Беларусь. Органы исполнительной власти также направляют проекты своих нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры.

Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству.

При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующее допол­нение в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирова­ния актами общественных отношений в регулируемой сфере и высказать­ся о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Прокурор может выразить мнение о невозможно­сти принятия акта ввиду его явного несоответствия актам более высокой юридической силы.

Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.

При обсуждении проектов нормативных правовых актов, в особенности актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, прокурор имеет право вы­сказать свое мнение о законности принимаемого акта.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.

Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнитель­ных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.

При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместители в пределах своей компетенции опротестовывают незаконные акты.

Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, кото­рое широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой ра­боте, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответству­ющие законы, убедить депутатов и других лиц вне законности принятого ими акта или части его, напомнить о возможных последствиях, которые могут наступить при исполнении незаконных предписаний.

Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий процесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. Но, к сожалению, Конституция Республики Беларусь не наделила Генерального про­курора таким правом. В связи с этим в ст. 99 Конституции следовало бы внести соответствующие дополнения, включив в перечень органов и должностных лиц, обладающих правом законодательной инициативы, Генераль­ного прокурора Республики Беларусь.

В настоящее время Прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проек­тов законов и иных нормативных актов.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компе­тенции направлять в правотворческие органы (должностному лицу) предл­ожения о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании и признании утратившими силу нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, а также вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.