Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадры органов прокуратуры. Воспитание кадров прокурорских работников, повышение их квалификации и профессионального уровня.






Служба в органах прокуратуры является видом государственной службы. Согласно Закону о прокуратуре на должности прокурорских работников могут на­значаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми личными деловыми и мораль­ными качествами.

Следует разграничивать понятия «работник прокуратуры» и «прокурорский работник». Работники прокуратуры - это все работники, состоя­щие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры, предусмотренные в штатном расписании прокуратуры, в том числе и прокурорские работники. К работникам прокуратуры, кроме прокурорских работников, относятся секретари, заведующие канцеляриями, инспекто­ры прокуратуры, технические работники и т.д. Прокурорские работники – ­это работники прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания), а также стажеры прокуратуры.

На должности прокурора района, города, межрайонного и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должно­сти прокурора области и приравненных к нему прокуроров - лица, имею­щие стаж работы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и нахо­диться на указанной службе, если оно:

- имеет гражданство иностранного государства;

- признано судом недееспособным;

- имело и имеет судимость;

- в соответствии с заключением комиссии имеет заболевание, которое препятствует исполнению им служебных обязанностей;

- лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супруга) с долж­ностным лицом органа прокуратуры, если их служба связана с непо­средственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» предусмотрены основания для отказа в приеме на государственную службу, в том числе и на службу в органы прокуратуры. Гражданин не может быть принят на государственную службу (службу в органах прокуратуры) в случаях:

- признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишения его судом права занимать государственную должность в те­чение определенного времени;

- наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служеб­ных обязанностей по должности, на занятие которой претендует граж­данин, связано с использованием таких сведений;

- несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные бра­тья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга) с прокурорским работником, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольнос­тью одного из них другому;

- отсутствия гражданства Республики Беларусь;

- представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

- непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

- увольнения за систематическое неисполнение служебных обязаннос­тей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алко­гольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или ток­сических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

- в иных случаях, установленных законодательными актами (ст. 33 За­кона «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Прокурорским работникам в соответствии со ст. 41 Закона о прокуратуре присваиваются классные чины (воинские звания): государственный советник юстиции 1 класса (генерал-полковник); государственный советник юстиции 2 клас­са (генерал-лейтенант); государственный советник юстиции 3 класса (ге­нерал-майор); старший советник юстиции (полковник); советник юсти­ции (подполковник); младший советник юстиции (майор); юрист 1 класса(капитан); юрист 2 класса (старший лейтенант); юрист 3 класса (лейте­нант); младший юрист (младший лейтенант).

Права и обязанности прокурорских работников. Прокурорские работники при исполнении служебных обязанностей, являясь государственны­ми служащими, имеют право на:

- письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

- принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

- получение в установленном порядке от граждан, государственных ор­ганов, иных организаций информации и других материалов, необхо­димых для исполнения служебных обязанностей;

- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством ис­точников финансирования;

- повышение в должности, классном чине;

- заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

- получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласова­нию с Президентом Республики Беларусь;

- ознакомление с материалами своего личного дела и другими докумен­тами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

- свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

- здоровые и безопасные условия труда;

- отставку по основаниям, предусмотренным законом;

- государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение (ст. 20 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»).

На прокурорских работников, как и на других государственных служащих, возлагаются обязанности:

- поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обес­печивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республи­ки Беларусь и иных актов законодательства;

- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

- соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, законами и иными законодательными актами;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

- соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

- не допускать действий и поступков, порочащих службу в органах прокуратуры и несовместимых с занятием должности прокурорского работника;

- соблюдать установленные в органе прокуратуры регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инст­рукции, порядок работы со служебной информацией;

- в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разре­шать их в порядке, установленном законодательством;

- сохранять, не распространять доверенные ему государственные сек­реты, в том числе после прекращения государственной службы в тече­ние срока, установленного законодательством;

- не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граж­дан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключе­нием случаев, предусмотренных законодательными актами;

- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективно­го исполнения своих служебных обязанностей (ст.21 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»).

Ограничения, установленные Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» (ст. 22), распространяются и на прокурорских работников.

Прокурорский работник не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служеб­ное положение, принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- занимать другие государственные должности, за исключением случа­ев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

- принимать участие в забастовках;

- заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятель­ностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

- выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установлен­ных законодательством о труде;

- использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами службы;

- принимать от физических и юридических лиц, любые, не предусмот­ренные законодательством, вознаграждения, включая подарки, в свя­зи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувени­ров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей су­вениры, стоимость которых превышает установленный Правитель­ством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке; пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением проку­рорским работником своих служебных обязанностей;

- использовать во внеслужебных целях средства материально-техниче­ского, финансового и информационного обеспечения, другое иму­щество органа прокуратуры и служебную тайну;

- иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполне­ния государственных функций в других странах и иных предусмот­ренных законодательством случаев;

- принимать без согласия Президента Республики Беларусь государ­ственные награды иностранных государств.

Основания прекращения службы в органах прокуратуры. Служба в органах прокуратуры прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной службе. Согласно ст. 40 Закона «О государственной в Республике Беларусь» государственная служба прекращается в случаях:

- достижения предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

- возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа в приеме на государственную службу;

- истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

- несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

- разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

- отказ от принесения присяги;

- нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

- отставки;

- грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

- прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

- неудовлетворительные результаты испытания;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Один из важнейших участков деятельности прокуроров всех уровней – это воспитание у подчиненных прокурорско-следственных работников нравственной чистоты, верности служебному долгу, ответственности за порученное дело.

Порядок организации воспитания молодых специалистов, повышение их профессиональной подготовки таков:

1)проведение ознакомительной беседы;

2)закрепление за молодым специалистом опытного прокурорского работника или старшего следователя (наставника);

3)участие молодых специалистов на приеме граждан прокурором района, его заместителями, опытными прокурорско-следственными работниками;

4)самостоятельная учеба по индивидуальным планам юридической подготовки;

5)стажировка молодых специалистов районного звена в областных прокуратурах, их учеба в учебном центре республиканской прокуратуры, направления на курсы в Институт повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции при БГУ, самостоятельная учеба, постоянно действующие семинары по изучению нового законодательства, новых форм и методов прокурорского надзора, индивидуальная и групповая стажировки в структурных подразделениях органов прокуратуры, стажировка на рабочих местах, обобщение и распространение положительного опыта, приглашение на занятие ведущих экспертов страны, судей Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов и пр..

Для обучения работников на местах могут быть использованы также следующие формы и методы:

1.Изучение самостоятельно или на занятиях, проводимых в прокурату­ре, нового законодательства, методической литературы или норма­тивных актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. При этом на более поздних стадиях обучения каждому работнику может быть дано поручение о предварительном изучении какого-либо материала и выступлении с ним на занятиях.

2.Обсуждение планов общенадзорных проверок, планов расследования и т.д.

3.Выезд на место происшествия для осмотра с прокурором или его заместителем. Осмотр проводится молодым следователем, но под непосредственным наблюдением прокурора.

4.Участие в проверках, следственных действиях вместе с опытным работником, особенно по делам и вопросам, которые впервые встреча­ются в практике молодого специалиста, присутствие на судебных про­цессах, в которых участвует опытный прокурорский работник.

5.Прослушивание, рецензирование и дальнейшее обсуждение речей помощников прокурора.

6.Изучение руководящих приказов Генерального прокурора Респуб­лики Беларусь.

7.Ознакомление с положительным опытом работы по различным направлениям прокурорского надзора.

8.Возложение на работника временного исполнения обязанностей по другому направлению прокурорского надзора на время болезни или отпуска основного работника.

9.Выезд для ознакомления с практикой организации прокурорского надзора в другие прокуратуры.

10.Поручение лицам, состоящим в резерве, выполнения другой работы, не входящей в круг их постоянных служебных обязанностей. Так, например, помощнику прокурора, состоящему в резерве на должность заместителя прокурора, может быть поручено изучение материалов уголовных дел, поступивших от следователя для направления в суд и т.д.

Поручение работнику проведения обобщения прокурорско-следственной практики для выяснения причин допускаемых нарушений закона, например по делам, судебные решения по которым были отменены или изменены в кассационном или надзорном порядке, по жалобам, разрешенным с нарушением установленного законом срока, и т.д..

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.