Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи общей психологии






Глобальная цель общей психологии состоит в том, чтобы найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом как наукой, выработать теоретические и методологические принципы психологии, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования, формирования и развития психики человека как личности и как представителя вида homo sapiens.

Две основные цели общей психологии.

1. Изучение законов психической жизни. Исследование представлений человека о себе и окружающем его мире с научной точки зрения. Обнаружение, изучение и понимание сил, оказывающих влияние на поведенческие процессы, на умственные и другие психические процессы.

2. Совершенствование работы и взаимодействия людей в различных, соответствующих их личностной направленности видах деятельности. Применение знаний о поведении, а так же об умственных, эмоциональных и других психических процессах людей на практике, – в совместной трудовой деятельности и в межличностном общении.

Главной содержательной частью процесса достижения цели является задача.

Две основные задачи общей психологии.

I. Описательная, объяснительная задача: изучить то, почему произошло явление, что послужило толчком к нему. Эта задача заключается в том, чтобы определить причинно-следственные связи психического явления, изучить логику его протекания. Смысл этой задачи в том, чтобы выявить и обозначить причину какого-либо психологического явления.

II. Прогнозирующая задача. Данная задача состоит в том, чтобы заранее предопределить психическое явление, чтобы на основе анализа причины явления определить его следствие, чтобы прогностически влиять на события, видеть следствие за причиной психологического явления.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 2 раздела № I

1. Какова структура «общей психологии»?

2. Подробно раскройте предмет «общей психологии».

3. Что такое «психика»?

4. Что представляет собою «высокоорганизованная материя»?

5. Что такое «психическое отражение»?

6. Что такое «психические процессы»?

7. Что такое «психические состояния»?

8. Что такое «психологические свойства»?

9. Что такое «психические образования»?

10. Что такое «психическая деятельность»?

11. Детально опишите компоненты психики человека.

12. Каковы цели «общей психологии»?

13. Приведите задачи «общей психологии».

Рекомендуемая по теме № 2 раздела № I литература

(жирным выделены основные учебно-методические источники)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

3. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2007.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

13. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2, испр. и доп. Т. 1. Введение. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов ф-тов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001.

14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии.

15. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 1-ый. Введение в психологию. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

16. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.

17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 5 изд. – М.: Академия, 2006.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

19. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

20. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

 

Раздел № 1. Тема № 3. «Базовые научные проблемы, принципы и понятия

общей психологии»

Широкие научные проблемы общей психологии

Общенаучные проблемы «общей психологии»: определить, что такое психика, какова её структура и функции, по каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе, как соотносятся психика и головной мозг; какую роль в психическом развитии играет врождённое и приобретённое, биологическое и социальное, каковы критерии различения нормального и аномального развития психики.

Базовые научные проблемы общей психологии:

1. Психогностическая проблема (gnosis – греч. знание) – проблема познания.

Здесь определяется роль познания и интеллектуального развития в жизнедеятельности субъекта, выявляется личностный характер познания на высших уровнях развития личности. Познание – отражение объективно существующих предметов и явлений природы. Основой всего процесса познания является практика. Практика – критерий истины (В.И. Ленин). Базовые формы познания: научное, обыденное, художественное, религиозное. В процессе научного познания производится логическая опора на закономерности, гипотезы, обобщения, имеющие научный, статистический характер. Обыденное познание опирается только на конкретные эмпирические обобщения, а научное – на теоретические и практические закономерности.

2. Психофизическая проблема – проблема соотношения психики и организма. Это проблема материального носителя психики и её идеальной представленности, проблема соотношения сознания и его физиологической основы. Это проблема взаимодействия головного мозга как материального носителя психики в соотношении с возникновением и течением психических процессов и протеканием психических состояний личности.

3. Психосоциальная проблема – проблема формирования личности в социуме. Здесь выявляется и изучается то, какова роль и каково значение и взаимовлияние психического и социального в развитии личности человека, в контексте воздействия на развитие личности её индивидуальных особенностей и общественных влияний.

4. Психопраксическая проблема (от греч. praxis - действие) – проблема формирования личности в деятельности. Здесь рассматривается то, насколько велика значимость какой-либо деятельности для развития человека. В рамках данной проблемы анализируется то, насколько велика роль и однозначно значение определённой, прежде всего – практической, деятельности в формировании и развитии психических качеств и социальных характеристик личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.