Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология общей психологии






Методология как сумма методов, основанных на фактах, на выявленных научных закономерностях.

Классификация методов психологического исследования.

С.Л. Рубинштейн, в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил в качестве методов психологического исследования способы и приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.

Вторая развёрнутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, - классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы: наблюдение: объективное – непосредственное и опосредованное и субъективное; эксперимент: лабораторный, естественный и психолого-педагогический; моделирование; психологическую характеристику; вспомогательные методы: математические, графические, биохимические и др.; специфические методические подходы. Г.Д. Пирьов, разделил «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент и пр.) 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Б.Г. Ананьев подверг критике классификацию Г.Д. Пирьова, предложив другую классификацию методов психологии. С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и, вместе с тем, гносеологическими объектами психологической науки. Б.Г. Ананьев утверждал, что в классифицировании методов необходимо следовать методам системного подхода, важно определить место эмпирических методов в общей системе.

Б.Г. Ананьев выделил пять уровней методического содержания.

1. Уровень методологического подхода.

2. Уровень методики;

3. Уровень методического приема;

4. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.);

5. Уровень организации исследования;

Все методы Б.Г. Ананьев разделил на: 1. организационные; 2. эмпирические; 3. способы обработки данных; 4. интерпретационные. К организационным методам Б.Г. Ананьев отнес такие методы как сравнительный, лонгитюдный и комплексный. К группе эмпирических методов Б.Г. Ананьев отнес обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностические методы, метод анализа процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод. К способам обработки данных Б.Г. Ананьев отнес методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания информационных данных. К интерпретационным методам Б.Г. Ананьев отнёс генетический метод интерпретации данных (виды – филогенетический и онтогенетический) и структурные методы интерпретации информации: классификация, типологизация и др. Важно отметить, что в данной классификации не обозначены теоретические методы психологического исследования, но, вместе с тем, выделен класс методов, «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно – методы представления, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.

Существуют и другие подходы к описанию и к классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится «знак тождества» между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других. Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в психологии три класса методов: 1. Эмпирические, в которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. 2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с теоретической моделью объекта. 3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графики, таблицы, схемы, диаграммы и пр.).

От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании автора концепции. Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемлемые, с его точки зрения, модели психической реальности, либо модели её конкретных элементов, составляющих: теории личности, теории общения, теории мышления, творчества, восприятия и т.д. Продуктом умозрения является учение, т.е. некоторый целостный мысленный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий возможного опровержения при эмпирическом исследовании.

Таким образом, для изучения особенностей и проявлений психики используются следующие методы:

1) всеобщие: идеалистический метод, материалистические методы;

2) общенаучные: наблюдение, эксперимент, моделирование и другие;

3) специфические: беседа, анкеты, опросы, тесты и другие.

По Б.Г. Ананьеву существует 4 уровня научного подхода. 1. Мировоззренческий. Он имеет философское содержание. 2. Общенаучный. В него входит общая методология, построенная по принципу системности. 3. Уровень конкретной науки. Здесь выделяется частная или специальная методология. 4. Уровень конкретных методов исследования. Конкретный метод применяется в зависимости от поставленной в исследовании задачи. Например, для изучения ощущения используются методы психофизики. С помощью психофизических методов изучаются абсолютный, относительный, верхний и нижний пороги ощущений.

Основной принцип создания методологии – нахождение закономерностей в различных явлениях и процессах. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология также является обоснованием использования разнообразных методов. В методологию психологии, помимо разных методов психологических исследований, входят базовые проблемы психологии, основные научные подходы к исследованию психики и определяющие принципы психологии как науки, изучающей психику людей. Методология психологии – это орудие действенного познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.