Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое значение деятельности МПО






Есть все основания признать выдающуюся роль Московского психологического общества в истории отечественной культуры, философии и психологической науки. Деятельность МПО способствовала выработке традиций отечественной психологии, среди которых - высокая философская культура исследований, внимание к коренным теоретическим и методологическим вопросам, принцип комплексного подхода к анализу сложнейших психологических проблем, нерасторжимая связь психологического знания с его нравственным смыслом, интерес к проблемам духовности человека, его нравственным устоям, свободной самодеятельности и творчеству. Духовное наследие, созданное личным трудом и мыслью М.М.Троицкого, Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, И.А.Ильина не пропало даром. Выступая на открытии Юбилейной конференции 26 марта 2010г., директор Психологического института РАО В.В.Рубцов высказал мысль о том, что можно говорить о преемственности между МПО и созданием Психологического института РАО: основатель Психологического института Г.И.Челпанов был учеником Н.Я.Грота; и в целом можно с полным основанием считать, что деятельность МПО подготовила создание Психологического института, который стал главным хранителем традиций МПО в отечественной науке.

Деятельность Общества служила установлению творческих связей русских ученых с выдающимися деятелями зарубежной философии и науки. Ученые разных стран были почетными членами Общества. Среди них - В.Вундт, Г.Гельмгольц, Э.Дюбуа-Реймон, В.Виндельбанд, Э.Целлер (Германия), А.Бэн, Г.Спенсер (Англия), Т.Рибо, Ш.Рише (Франция), У.Джеймс, Э.Титченер (Америка), Г.Гефдинг (Дания). и др. Деятельность МПО способствовала органичному включению русской психологической мысли в мировую науку при сохранении ее своеобразия в понимании задач и проблем психологии. Отчеты о деятельности МПО помещали журналы «Mind», «Archive f. Gesch. d. Philosophie» и др. В журнале «Вопросы философии и психологии» публиковались рецензии и обзоры иностранной литературы почто одновременно с выходом книг и статей западно-европейских философов и психологов.

Московское психологическое общество явилось исторически первой формой институциализации, организационного объединения всех научных сил в области психологии. Конечно, при этом нельзя забывать, что в том же 1885 г., когда было создано МПО, несколькими месяцами позже, осенью, в Казанском университете В.М.Бехтерев организовал лабораторию экспериментальной психологии, и в ноябре мы будем отмечать 125-летие этого события. Не умаляя важности этого факта и признавая неоценимый вклад, внесенный работами этой лаборатории в отечественную психологию, все-таки очевидно, что по масштабности, по широте тематики, по количеству участников, по тому влиянию, которое оказали эти два события на последующее развитие отечественной психологии, на первое место должна быть поставлена деятельность Московского психологического общества.

С открытием Психологического института при Московском университете (начал функционировать в 1912 г., официальное открытие – 1914 г.), психологических лабораторий в ряде научных центров России (в 1885 - в Казани, в 1895 – в Москве, в 1896 – в Одессе и др.) сюда переместились разработка психологии и распространение знаний в этой области.

В истории отечественной психологии началась новая эпоха ее развития как самостоятельной отдельной науки, имеющей собственные структурные учреждения для проведения исследований и подготовки научных кадров в этой области научного знания и практики. В этих новых исторических условиях Психологическое общество стало органом координации и объединения научно-исследовательских работ.

После высылки И.А.Ильина за границу на печально знаменитом философском пароходе в 1922 г. Психологическое общество было распущено вместе с другими научными организациями.

 

Заключение

На этом история МПО не закончилась. В 1957 г., опираясь на сложившиеся направления, опыт и традиции, в новых исторических условиях МПО возобновило свою деятельность как Отделение Общества психологов РСФСР, созданного при АПН РСФСР, а с 1994 г. - как региональное отделение РПО при РАН. Его председателями были видные ученые:

А.В.Запорожец (1957 – 1964)[4]

Н.А.Менчинская (1964 – 1883)[5]

А.М.Матюшкин (несколько месяцев в 1883 г.)[6]

А.В.Брушлинский (1983 – 1988)[7]

И.И.Ильясов (1988 – 1989)[8].

После И.И.Ильясова и по настоящее время председателем МПО является Диана Борисовна Богоявленская - Почетный член РАО, зав. Лабораторией Психологического института РАО, основатель научной школы психологии творчества и одаренности, профессор Московского университета (по совместительству).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.

2. Ивановский В.Н. М.М.Троицкий // Вопр. философии и психологии. 1899. Кн. 47. С. VI-XVI.

3. Колубовский Я.Н. Из литературных воспоминаний // Исторический вестник. Т. CXXXVI (136). - 1914. - №4. С. 134-149.

4. Ланге Н.Н. Непонятый русский психолог. Рукопись. //Цит по: Е.А. Будилова. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.

5. Лопатин Л.М. Больная искренность //Вопр. Философии и психологии. 1893. Кн. 16. С. 109-114.

6. Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей. – СПб., 1911.

7. Соловьев В.С. Три характеристики. М.М.Троицкий – Н.Я.Грот – П.Д.Юревич // Собр. соч.: В 10 т., 2-е изд. Т.9. - СПб, 1913.

8. Троицкий М.М. Современное учение о задачах и методах психологии // М.М.Троицкий. Учебник логики. Кн.3. М., 1888.

9. Устав Психологического общества, состоящего при Императорском Московском Университете. М., 1885.

10. Философский сборник. Льву Михайловичу Лопатину к тридцатилетию научно-педагогической деятельности. От Московского психологического общества. 1881-1911. - М., 1912.

11. Шпет Г.Г. Один путь психологии и куда он ведет //Философский сборник. Льву Михайловичу Лопатину к тридцатилетию научно-педагогической деятельности. От Московского психологического общества. 1881-1911. - М., 1912. – С. 245-264.

Сведения об авторе

Ждан Антонина Николаевна. Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Московского университета.

E-mail zhdan@list.ru

 

 


[1] Троицкий Матвей Михайлович (1.08.1835 – 22.03.1899) – с 1875 г. – профессор кафедры философии Московского университета, декан историко-филологического факультета Московского университета (1880 – 1884; 1889 – 1891; 1893 – 1894. исполнял обязанности Ректора Московского университета 1895 – 1896). Докторская диссертация «Немецкая психология в текущем столетии»(1867, в двух томах) содержит изложение теорий английского ассоцианизма. Собственная психологическая теория Троицкого выдержана в духе английской ассоциативной психологии («Наука о духе», в двух томах, 1882; «Учебник логики», в трех книгах, 1885 – 1888).

[2] Грот Николай Яковлевич (18 04. 1852 – 23.05.1899)- профессор зав. кафедрой философии Московского университета (с 1886). Организатор и первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (1889 – 1893). В первом своем психологическом исследовании (магистерская диссертация «Психология чувствований в ее истории и главных основах», 1880) рассматривал психику как совокупность четырех фаз, составляющих психический оборот как акт приспособления организма к среде. С этих же позиций рассматривал познавательную деятельность (докторская диссертация («К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов», 1882). Обсуждал центральные вопросы психологии: о сущности психического, о методах психологии, в том числе, высоко оценивал значение экспериментального метода, исследование вопросов психологии связывал с задачами научного обоснования высших начал нравственности. Был дружен с Л.Н.Толстым, ввел его в состав Психологического общества, участвовал в подготовке к изданию книги Л.Толстого «О жизни», написанной на основе его выступления на заседании Психологического общества (1887). В числе близких друзей Грота – А.А.Фет, Вл.Соловьев, братья Е. и С.Трубецкие, Л.М.Лопатин и др.

.[3] Лопатин Л.М. (1.06.1855 – 21.03.1920) – выпускник историко-филологического факультета (1879), профессор Московского университета(1892), соредактор (с1894) и единственный редактор журнала «Вопросы философии и психологии» (с 1905 вплоть до прекращения издания в 1918 г.). Читал курс психологии. Защищал метод самонаблюдения («Метод самонаблюдения в психологии», 1902).

[4] Запорожец Александр Владимирович (12.09.1905 – 7.10.1981) – выпускник 2-го МГУ (1930), доцент, профессор кафедры психологии философского факультета (1943 – 1966), кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии Московского университета (1966 – 1970) Основатель и директор Института дошкольного воспитания АПН РСФСР (1960 – 1981).

[5] Менчинская Наталья Александровна (2.01.1905 – 6.07.1984) - профессор Психологического Института АПН СССР, заведовала лабораторией психологии обучения и умственного развития школьника (1937 – 1981), создала научную школу по психологии обучения.

[6] Матюшкин Алексей Михайлович (20.12.1927 – 07.07.2004) – выпускник отделения психологии философского факультета (1953), профессор факультета психологии Московского университета (1978 – 1981), директор Психологического института АПН СССР (1983 - 1990).С 1994 – заведующий лабораторией психологии одаренности этого института.

[7] Брушлинский Андрей Владимирович (04.04.1933 – 30.01.2002) – выпускник (1956), профессор факультета психологии (с 1982), директор Института психологии РАН (1989 – 2002).

[8] Ильясов Ислам Имранович (р. 27.06.1937) – выпускник (1967), профессор (1990), заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета психологии Московского университета (1995 – 2004).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.