Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрабанда и иные преступления в таможенном деле

1. Понятие и признаки контрабанды

Понятие " контрабанда" произошло от итальянского contra - против, bando – правительственный указ. В настоящее время общественная опасность рассматриваемого преступного посягательства особенно возрастает. Это связано с тем, что контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения и должностные преступления. Выявленные факты контрабанды ядерных, радиоактивных и других веществ и материалов в условиях, когда террористические и экстремистские проявления достигли своего апогея, свидетельствуют об угрозе общественной безопасности не только для отдельных государств, но и всему мировому сообществу. Именно поэтому борьба с контрабандой наряду с происходящими процессами интеграции должна стать приоритетным направлением в совместной деятельности правоохранительных органов всех цивилизованных государств.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.

Общественная опасность преступлений, связанных с контрабандой, заключается в нанесении вреда экономическому суверенитету и экономической безопасности государству.

Непосредственным объектом контрабанды являются общественные отношения, обеспечивающие интересы хозяйства в сфере финансов в части формирования бюджета от сбора таможенных платежей. Объекту данного преступления во всех случаях причиняется вред в виде упущенной выгоды вследствие неуплаты таможенных платежей за перемещение через таможенную границу РФ товаров и иных предметов и соответственно непоступления сумм указанных платежей в бюджет.

Основным признаком преступления, как уголовно наказуемого деяния является незаконное перемещение через таможенную границу РФ.

В соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса РФ территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 2 Таможенного кодекса РФ.

Перемещение через таможенную границу РФ – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ фактическое пересечение таможенной границы РФ; при ввозе товаров или транспортных средств с таможенной территории РФ и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и свободные склады, подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары и транспортные средства.

Преступлением, предусмотренным ст. 188 УК РФ, признается хотя бы одно из следующих действий:

1) перемещение через таможенную границу совершенное помимо таможенного контроля;

2) перемещение через таможенную границу совершенное с сокрытием от таможенного контроля;

3) перемещение через таможенную границу совершенное с обманным использованием документов;

4) перемещение через таможенную границу совершенное с обманным использованием средств таможенной идентификации;

5) перемещение через таможенную границу сопряженное с недекларированием;

6) перемещение через таможенную границу сопряженное с недостоверным декларированием.

Под контрабандой следует понимать незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

В соответствии со ст.188 УК РФ, контрабанда – есть перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство РФ о контрабанде состоит из следующих нормативно-правовых актов: Таможенный кодекс РФ от 25.05.2003 №61-ФЗ, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ. Исходя из объективной стороны преступления и предмета контрабанды, можно сформулировать следующее понятие. Контрабанда – перемещение в крупном размере (свыше 250 тыс. руб.) через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия; боеприпасов ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения; материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки; иного вооружения, иной военной техники, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Состав контрабанды характеризуется крупным размером – свыше 250 тыс. рублей, предметными и субъектными признаками данного преступления.

Предметом неквалифицированного вида контрабанды (ч.1 ст.188 УК РФ) являются товары и иные предметы.

Некоторые предметы, не являющиеся товарами и поэтому не имеющие цены, могут признаваться предметом данного преступления, если их денежная оценка (стоимость) может быть установлена с помощью соответствующей экспертизы, например антикварные вещи, не относящиеся к категории культурных ценностей. Такой вывод следует из п.3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978г. № 2 " О судебной практике по делам о контрабанде". Поэтому нельзя признать правомерным утверждение некоторых авторов о том, что к иным предметам относятся, например, документы, не являющиеся имуществом.

Не является предметом контрабанды печатная, фото, кинопродукция антигосударственного содержания, то сеть содержащая призывы к насильственному изменению конституционного строя, также направленная на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Однако, если незаконное перемещение через таможенную границу произведений соответствующего содержания производится в коммерческих целях, содеянное образует состав контрабанды.

Предметом контрабанды не может выступать информация (научно-технического, военного, иного характера), если она зафиксирована на тех или иных материальных носителях – письменных документах, чертежах, фотографиях, аудио-, видеокассетах, дискетах, в том числе такая, которая может служить для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, при отсутствии признаков преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.ст.275, 276 УК РФ) образует состав преступления ст.189 УК РФ.

2. Уголовная ответственность за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела

На сегодняшний день основным законодательным актом регулирующим ответственность и наказание за совершение контрабанды является Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63ФЗ.

Анализируя ст.188 УК РФ, а также Таможенный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, раскрывающие отдельные положения данной статьи, можно прийти к выводу, что в качестве непосредственного объекта контрабанды следует рассматривать установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, а точнее – охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу России.

В этом случае за рамками состава контрабанды остаются факты транзитного перемещения через таможенную территорию Российской Федерации наркотиков, оружия и других товаров, что недопустимо.

Статья 188 Уголовного кодекса РФ устанавливает в качестве обязательного признака контрабанды, такие способы совершения данного преступления, как:

1. совершение перевоза товара помимо таможенного контроля;

2. сокрытие от таможенного контроля;

3. обманное использование документов;

4. обманное использование средств таможенной идентификации;

5. недекларирование;

6. недостоверное декларирование.

Пример надлежащего декларирования можно проследить на образце договора таможенного брокера. Только соблюдение всех подпунктов договора может демонстрировать надлежащее исполнение всех своих обязанностей брокером.

К уголовной ответственности за совершение контрабанды как преступления может быть призвано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства. Субъектом контрабанды могут являться граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

Также уголовный закон предусматривает в качестве отягчающих обстоятельств: совершение контрабанды а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Не привлекаются к уголовной ответственности за контрабанду по УК РФ дипломатические представители и члены их семей, если они проживают вместе с указанными представителями и не являются российскими гражданами, а также иные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам неподсудны по уголовным делам судам Российской Федерации. Вопросы уголовной ответственности этих лиц за контрабанду решаются дипломатическим путем. При совершении контрабанды, предусмотренной ч.1 ст.188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда.

Для привлечения к ответственности необходимо, чтобы контрабанда была совершена (ч.3 ст.188 УК РФ):

a) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

b) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

Каждое из действий, составляющих контрабанду, влекущих привлечение субъекта преступления к уголовной ответственности, являются самостоятельными и совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля.

По общим правилам определения стадии окончания преступления при ввозе предметов контрабанды через границу следует признавать состоявшимся лишь после фактического ее пересечения, а установить такой факт можно лишь тогда, когда преступник пересек пространство таможенного контроля и оказался за его пределами либо даже на территории другого государства.

Данную точку зрения поддерживают многие таможенники и отдельные ученые, которые, строго следуя формулировке уголовного закона, квалифицируют контрабанду как оконченное преступление только при фактическом пересечении таможенной границы. Следовательно, если лицо, подавшее декларацию, будет при таможенном досмотре изобличено в попытке вывезти товары незаконным способом, то его действия должны рассматриваться как покушение на контрабанду. Сторонники данной позиции исходят также из того, что согласно разъяснению в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.02.78 № 2 " О судебной практике по делам о контрабанде" это преступление следует считать оконченным с момента фактического незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Однако, в соответствии с Таможенным кодексом РФ, перемещением через таможенную границу товаров или иных предметов при их вывозе из Российской Федерации признается подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы.

Поскольку признак контрабанды " перемещение через таможенную границу" носит бланкетный характер, необходимо обратиться к Таможенному кодексу РФ, в котором, как видим, применительно к вывозу с территории России товаров или иных предметов дана не буквальная, а ограничительная интерпретация. В данном случае, дополнение законодательства стало бы еще одним «шагом» на пути к реализации эффективной борьбы с контрабандой.

Таким образом, при вывозе предметов контрабанды с таможенной территории Российской Федерации момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленного преступного деяния, а действия лица, направленные на реализацию намерения незаконно вывезти товары после подачи им таможенной декларации, следует рассматривать как оконченное преступление. Такой точки зрения на определение понятия «перемещение через таможенную границу» применительно к уголовно – правовым отношениям придерживаются многие правоведы, исследовавшие эту проблему. Этот вывод не противоречит положениям Таможенного кодекса РФ и в тех случаях, когда контрабанда осуществляется любым способом при вывозе товаров на территории свободных таможенных зон и на свободные склады, а также и при ввозе с этих зон и складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ответственность за контрабанду по уголовному законодательству РФ характеризуется важным признаком субъективной стороны преступления – виной в форме прямого умысла. Таким образом, если вина в форме прямого умысла не доказана, лицо не может быть привлечено к ответственности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уважаемый преподаватель, уважаемые гости,вашему вниманию предлагаются основные результаты творческого проекта на тему: «Особенности языка рекламы в автобусе». | Антоанета Алипиева




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.