Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор автоматической






МЫСЛИ-" МИШЕНИ"

 

На каждой сессии терапевт выявляет присущие пациенту автоматические мыс­ли. Обнаружив одну из них, как определить, что делать дальше? У терапевта есть несколько возможностей.

 

1. Сконцентрироваться на данной автоматической мысли. (" Давно ли у вас появилась эта идея? ", " Какие эмоции вы испытываете, когда так думаете? ", " Что вы делаете после того, как вас посетила эта мысль? ".)

 

2. Выяснить больше подробностей о ситуации, в которой возникает ав­томатическая мысль. (" Что сказала Карен перед тем, как вы так поду­мали? ", " Когда это произошло? ", " Где вы находились в тот момент? ",
" Расскажите подробнее об этом случае".)

 

3. Выяснить, насколько типична для пациента эта автоматическая мысль. (" Часто ли вас посещают подобные мысли? ", " В каких случаях? ", " Сильно ли такие размышления вас беспокоят? ")

 

4. Выявить другие автоматические мысли и образные представления, воз­никающие в этой же ситуации. (" О чем еще вы подумали? ", " Какие обра­зы вы себе рисовали или какие мысленные картины у вас возникали? ")

 

 

134 Глава 8

5. Приступить к решению проблем, связанных с ситуацией, в которой воз­никает автоматическая мысль. (" Что вы можете предпринять в этой ситуации? ", " Как вы выходили из подобного положения раньше? ", " Что
бы вы хотели сделать? ")

6. Определить убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли. (" Если бы эта мысль соответствовала действительности, что это означало бы для вас? ")

7. Перейти к следующей теме, (" Хорошо. Я думаю, что понял вас. Скажите, а что еще важное произошло на минувшей неделе? ")

 

Чтобы выбрать самую подходящую из перечисленных возможностей, тера­певт задает себе следующие вопросы.

1. Чего я хочу достичь на этой сессии? Поможет ли работа над этой мыс­лью достичь терапевтических целей, которые я наметил на эту сессию?

2. Что пациент определил в качестве повестки дня? Коснется ли работа с этой мыслью актуальной для него проблемы? Если нет, достаточно ли у нас времени, чтобы успеть рассмотреть и проблему, вызывающую бес­покойство пациента? Будет ли он сотрудничать со мной в оценивании этой мысли?

3. Достаточно ли эта мысль значима для того, чтобы остановиться на ней подробнее? Вероятно ли, что она в значительной мере искажена или дисфункциональна? Она типична для пациента? Поможет ли пациенту работа с этой мыслью чувствовать себя лучше не только в этой единственной ситуации? Смогу ли я улучшить модель концептуализации пациента?

Так, Салли рассказала терапевту об одном неудачном посещении библиотеки.

Терапевт: О чем вы подумали, когда не смогли найти нужную вам книгу? Пациент: Что все так плохо организовано. Что неправильна сама система. Как вы себя чувствовали?

П: Разочарованной.

Т: Насколько разочарованной?

П: На 90%.

Т: Что произошло потом?

П: Я сказала: " Ну и черт с ней", быстро вышла из библиотеки, вернулась в комнату и стала учить химию.

 

 

Оценивание автоматических мыслей 135

 

Т: Что произошло с вашим настроением?

П: Мне стало лучше. Потом я одолжила книгу у Лизы. Я должна вернуть ее к понедельнику.

Т: Значит, вы решили эту проблему. Есть еще что-нибудь важное, связан­ное с этим случаем, прежде чем мы пойдем дальше?

Здесь терапевт рассудил, что проблема, которая причиняла пациентке значительное беспокойство, не заслуживает дальнейшего рассмотрения, по­скольку:

 

• Салли больше не переживает по этому поводу;

• Салли поступила разумно;

• ситуация разрешилась;

• на повестке дня есть более значимые вопросы;

• Салли раньше не демонстрировала сходные дисфункциональ­ные модели реагирования; вероятно, описанный ею случай - единичен.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.