Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. Агрессивность– личностная черта, характеризующаяся постоянно наблюдающейся склонностью к разрешению жизненных ситуаций агрессивными способами

Агрессивность – личностная черта, характеризующаяся постоянно наблюдающейся склонностью к разрешению жизненных ситуаций агрессивными способами, а также к оценке психологически нейтральных ситуаций как оскорбительных или угрожающих.

Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности.

Анализ кросс-культурный – сравнительный анализ одного и того же объекта исследования в различных культурах – как в географическом, так и во временном аспекте.

Анализ структурно-функциональный - принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию).

Аномия – состояние общества, при котором прежние нормы и ценности утратили актуальность, а новые еще не приняты или не устоялись. Термин принадлежит Э.Дюркгейму.

Барбитуровая кислота - бесцветные кристаллы, температура плавления 248 °С (с разложением). Производные барбитуровой кислоты — широко распространенные снотворные средства (барбитураты).

Генерализация реакции – понятие в бихевиоризме, состоящее в том, что стимул способен вызывать ряд реакций, сходных с основной.

Девиантология – условное название области междисциплинарных исследований поведения, отклоняющегося от тех или иных норм. В строгом смысле девиантологии, как самостоятельной науки не существует, поскольку она не обладает собственными предметом, методами, системой профессиональной подготовки.

Дианетика - лженаучное учение некоего Р.Хаббарда, предлагающее способы духовного совершенствования, посредством выявления и устранения с помощью различных психотехник так называемых инграмм – отрицательных сведений в нематериальной субстанции человека. Дианетика является псевдонаучной аналогией древневосточных представлений о карме. Дианетика – основное ядро так называемой саентологии.

Каузальность – принцип изучения личности, предложенный К.-Г.Юнгом, предполагающий выяснение причин, приведших индивида к тому состоянию личностного развития, в котором он пребывает на момент изучения.

Конформность – термин психологи личности и социальной психологии – личностная характеристика, состоящая в низкой способности к самостоятельности в суждениях, поведении, отстаивании собственного мнения.

Конформизм – в социологическом смысле – термин «теории социального напряжения» Р.Мертона, состоящий в принятии индивидом ценностей общества при одновременном принятии и легитимных способов их достижения.

Научение – одно из главных понятий бихевиоризма, определяющееся как закрепление в сознании типичных реакций на типичные стимулы.

Норма социальная – 1) Средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. 2) Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам.

Поведение агрессивное – к нему относят либо отдельные проявления агрессии, либо имеют в виду агрессивность, как личностную характеристику, провоцирующую такое поведение

Поведение аддиктивное – конкретное поведение, определяющееся и направляющееся действием психической или физической зависимости, например, игровой или наркотической.

Поведение акцентуированное – поведенческий стереотип, свойственный лицам с выраженной той или иной акцентуацией характера.

Поведение асоциальное – 1) Поведение в основе которого лежит вербализуемый асоциальный или антисоциальный мотив. 2) Поведение, могущее быть охарактеризованное другими, как нарушающее какую-либо норму социальную.

Поведение дезадаптивное – 1) Поведение в какой-либо ситуации, по отношению к которой принципиально возможно указать более рациональный способ поведения. 2) Обобщенная характеристика чьего-либо поведения, определяющаяся трудностями социальной адаптации, либо адаптацией к изменяющимся условиям.

Поведение делинквентное – преступное поведение. Может пониматься двояко: как поведение, провоцирующее преступление (агрессивность, игнорирование поведенческих норм, и т.п.), как поведение, в процессе совершения преступления, его определенный «почерк». Некоторыми учеными понимается как преступления и правонарушения не большой тяжести, не повлекшие лишения свободы (а иногда – и уголовной ответственности).

Поведение деструктивное – поведение, которое сопровождается деструкцией (разрушением) чего-либо. Имеет смысл рассматривать случаи: а) разрушения социальных норм и стереотипов, б) разрушение в аспекте возможного исхода межличностных взаимодействий, в) разрушение – в аспекте деградации личности (поведение, могущее привести к такому итогу).

Поведение конфликтное – Употребление этого термина формально имеет смысл в двух случаях: 1) Конфликтность, как свойство личности, общая склонность к усмотрению в возможно нейтральных ситуациях конфликтного содержания или как поведение провоцирующее конфликты, причем в этом случае оно не обязательно четко осознаваемо. 2) Поведение в ходе конфликта.

Поведение неадекватное – одно из наиболее широких понятий, практически идентичное по объему понятиям «девиантное» и «отклоняющееся» поведение. Предполагает, однако, наличие возможности указать при равных условиях вариант адекватного поведения. Следовательно, понятие наиболее применимо к стереотипным ситуациям, и наименее – к нестандартным, динамичным, многофакторным.

Поведение оперантное – Поведение человека, возможное благодаря мышлению, и не требующее для своей реализации внешнего стимула. Операнта – спонтанная реакция без действия вызывающего ее стимула.

Поведение респондентное – поведение, осуществляемое, как реакция на стимул. Термин принадлежит Скиннеру, одно из ведущих понятий бихевиоризма.

Самокатегоризация индивида - принятие роли, отождествление с определенной категорией лиц.

Символический интеракционизм – теория, рассматривающая общество, как результат постоянных взаимодействий между людьми, связанных с манипуляцией символами и принятием социальных ролей, соответствующих ожиданиям партнеров по взаимодействию.

Средства седативные - (от средневекового лат. sedativus — успокаивающий), психотропные средства успокаивающего действия (напр., бромиды, препараты валерианы).

Стимульная генерализация – понятие в бихевиоризме, состоящее в том, что если некий стимул способен вызывать некую реакцию, стимулы, сходные с ним, так же частично приобретают эту способность.

Телеология – принцип изучения личности, предложенный К.-Г.Юнгом, и требующий обязательного изучения целей индивида, того, к чему он стремится в своем личностном развитии.

Теория социального напряжения – социологическая теория девиантного поведения (Р.Мертон). Опирается на идею противоречия между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

Теория субкультурная - социологическая теория девиантного поведения (Т.Селлин, А.Коэн), описывающая таковое с позиции различий между нормами тех или иных субкультур – с одной стороны, и общественно принятых норм – с другой.

Трансцендентный - (прил.) запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие; в теологических учениях — синоним потусторонности Бога. В философии Канта - выходящее за пределы возможного опыта («мира явлений») и недоступное теоретическому познанию (напр., идея Бога, души, бессмертия). Не то же, что трансцендентальный.

Трансцендентальный - (прил.) (нем. transzendental от лат. transcendere – переходить, переступать),

1) в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое).

2) Один из важнейших терминов кантовской философии. Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания (напр. «трансцендентальная эстетика» – это учение о чувственности в аспекте истолкования возможности априорного синтетического познания в этой области).

В современной литературе часто употребляется в словосочетании «трансцендентальный субъект познания» - то есть такой, чьи личные особенности можно элиминировать из процесса этого познания, если возможно предположить, что сами условия познания воспринимаются любыми людьми одинаково. Не то же, что трансцендентный.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Определение обобщенного показателя социального благополучия несовершеннолетнего

 

№ п/п Социальные характеристики Балл
  Состав семьи ребенка  
  Мать, отец, бабушка, дедушка  
  Только мать и отец  
  Мать, отчим; отец, мачеха  
  Одна мать, один отец  
  Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники  
  Школьная успеваемость  
  Хорошая  
  Удовлетворительная  
  Неудовлетворительная  
  Оставил школу, работает  
  Оставил школу, не работает  
  Здоровье ребенка  
  Практически здоров  
  Часто болеет в пределах нормального развития  
  Имеет хронические болезни  
  Отставание в умственном развитии  
  Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни  
  Санитарно-жилищные условия жизни семьи  
  Благоустроенная отдельная квартира  
  Отдельная квартира с родителями супругов  
  Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами  
  Комната в коммунальной квартире с удобствами  
  Комната в общежитии, в бараке без удобств  
  Доход семьи  
  Могут практически ни в чем себе не отказывать  
  Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг  
  На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности  
  Живут от зарплаты до зарплаты  
  Денег до зарплаты не хватает  
  Уровень социального благополучия семьи  
  Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви  
  Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»  
  В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам  
  Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей  
  Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение  
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы  
  Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям  
  Поведение ребенка в школе  
  Хорошее  
  Удовлетворительное  
  Неудовлетворительное  
  Неоднократно был замечен в асоциальном поведении  
  Стоит на учете в ПДН  
  Внешкольное общение ребенка  
  На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов  
  Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени  
  Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей  
  Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества  
  Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики  
  Жизненные цели ребенка  
  Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей  
  Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны  
  Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»  
  Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов  
  Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН  
  Эмоциональные отношения родителей с детьми  
  Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия  
  Слепая любовь, гиперопека  
  Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное  
  Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы  
  Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям  

 

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Примечания. Нелло и Патраш остались одни на белом свете | Содрейский лес




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.