Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкт-Петербург 2003 3 страница






Fahd. Op. cit.


власть воскресить и убить, перенестись куда угодно, совершить любое другое чудо.

Несмотря на активное неодобрение ряда видных суннитских тео­логов, различного рода магические действия и оккультные знания соста­вили одну из важнейших сторон культуры всех слоев мусульманского общества. Суфийская экстатическая практика, гадания на Коране с ис­пользованием текстов отдельных сур и айатов, талисманы, среди кото­рых особое место занимают крошечные Кораны, специально переписан­ные отдельные суры и айаты были и являются характерной чертой му­сульманского быта. Без учета этих особенностей невозможно ни пред­ставить себе, ни описать феномен Корана.

Средневековые мусульманские авторы уделяли большое внимание вопросам особых свойств Корана - хавасс ал-Кур 'ан 47. Наука об этих свойствах является своеобразным соединением рапсодомантии (т. е. гадания по различным текстам, особенно священным) и иатромантии (гадания с целью узнать способы исцеления недуга, сроки выздоровле­ния или смерти больного), сопутствующей медицинской диагностике, поскольку в основном рассматриваются целительные свойства отдель­ных айатов и сур Корана. Одним из наиболее значительных сочинений, содержащих многочисленные сведения о магическом использовании священного текста и способах достижения с его помощью сокровенного знания, является «Китаб манафи' ал-Кур'ан» («Книга о пользах Ко­рана»), написанная Абу 'Абд Аллахом ат-Тамймй в конце 1Ув.х./Хв.н.э48.

Е. А. Резваном было подробно проанализировано одно из сочинений этого круга, источником которого, согласно традиции, является произведение Джа'фара ас-Садика, переведенное на персидский язык 'Абдаллахом б. Мухаммадом б. Хусайном в 926/1520 г., см.: Резван. Op. cit. - С. 343-350.

48 Одна их дошедших до нас рукописей находится в библиотеке Стамбульского Государственного Университета (А 2243).


Существование и широкое распространение разнообразных видов магии является наряду, например, со сложной судьбой фигуративного искусства свидетельством неоднозначности доктринальнои парадигмы ислама в целом: с одной стороны, отношение представителей различных направлений ислама к этим темам в разные века, в различных регионах варьировалось и варьируется от снисходительной толерантности до же­сткого запрета, а с другой, как изображения человека и живых существ, так и магия активно практикуются в мусульманском мире.


ГТИМІОНОГШОПАПТИЯ

СИЛМ АЛ-ДЖАФР, 'ИЛМ АЛ-ХУРУФ)

П

од термином ономатомантия в западной науке понимаются спо­собы постижения тайного смысла букв, слов или имен, в качестве элементов, составляющих текст. В арабо-мусульманской традиции изу­чение этих способов было предметом 'илм ал-джафр, «науки о предска­зании будущего» и ее раздела 'илм ал-хуруф «науки о буквах».

В собрании восточных рукописей и документов СПб ФИВ РАН представлена интересная серия списков, связанных с теорией и практи­ческой реализацией группы взаимосвязанных аспектов «науки о сокро­венном» ('илм ал-гайб). Речь идет о постижении тайного смысла букв, слов или имен, гадании по именам людей и названиям предметов. В ев­ропейской науке эти магические практики получили название ономато­мантия. В мире ислама этому соответствует комплекс «наук»: 'илм ал-джафр и 'илм ал-хуруф. Особое значение и популярность приобрели здесь и «тайные знания», связанные с именами Аллаха (ал-асма' ал-хусна). Среди упомянутых рукописей, входящих в состав петербург­ской академической коллекции, наше внимание привлекли сборные ру­кописи А 1263 (Иран, переписана не позднее 1253/1838 г.) (см.: рис. 1), В 464 (1273/1856-1857 г.) (см.: рис. 2) и В 3773, часть которых состав­ляют разрозненные коранические фрагменты, а часть посвящена интере­сующим нас аспектам 'илм ал-гайб. Рукописи А 1263 и В 3773 посту­пили в собрание в результате работы Археографической экспедиции Академии наук СССР по Татарской АССР, осуществленной в 1934-1936 годах. Рукопись В 3773, по-видимому, представляет собой конспекты лекций и/или, возможно, тексты домашних заданий, выполнявшихся шагирдши (учениками Мадраса) и содержит еще целый ряд текстов,


связанных с учебной программой (в том числе и на русском языке), ко­торая включала и Коран (си.: рис. 3) и, по-видимому, начала «тайных наук» (см.: рис. 4). Эта рукопись, написанная старательным, но неуве­ренным ученическим пасхой, чрезвычайно любопытна, поскольку по­зволяет заглянуть во внутренний мир российского мусульманина той поры.

Исключительный интерес представляет возможность проследить связь тех знаний, которые получали ученики поволжских медресе в XIX в. с соответствующей исламской традицией, которой к тому мо­менту насчитывалось не менее тысячи лет.

1.1. 'Илм ал-джафр

В шиитской среде распространено убеждение, что члены семей­ства Пророка (ахл ал-байт) и их прямые потомки (а 'имма, ед. ч. - имам), унаследовавшие власть, предопределенную Божественным уста­новлением, обладают сокровенным знанием о написанном на скрижалях судьбы, что им одинаково явственны события минувшего и грядущего. Считается, что эта способность была передана 'Алй самим Мухаммадом49. Поэтому неудивительно, что именно в шиитской среде получили наибольшее распространение самые разнообразные техники гадания и предсказания будущего. Со временем термин джафр, который первоначально ассоциировался с сакральным знанием, передаваемым через 'Алй имамам, стал обозначать гадание с целью узнать будущее. Этой цели могли служить как астрологические предсказания, так и предсказания, основанные на методах своего рода «практической каб­балы» ('илм ал-хуруф), которые подробно будут рассмотрены ниже.

Fahd.Djafr//EI.


Для нас особенно важным представляется тот факт, что джафр, оперировавший методами мистического истолкования Корана, часто противопоставлялся шиитами традиционной суннитской экзегезе. Спо­собность к интерпретации тайных смыслов Священного текста, которой был наделен 'Али, составляла особую гордость шиитов и значительно поднимала в их глазах авторитет разнообразных техник джафра50. 'Али приписывается составление «Китаб ал-джафр» («Книги о джафре»), со­державшей разъяснения скрытых смыслов Корана. Неизвестно, сущест­вовала ли в действительности подобная книга, на сегодняшний день мы не располагаем ее текстом, однако в шиитской литературе присутствуют многочисленные ссылки на нее. Считается, что 'Алй передал свои зна­ния о внутренней сущности Корана и о событиях грядущего Джа'фару ас-Садику. В шиитской среде авторитетом именно этого человека освя­щаются разнообразные оккультные практики и мистические традиции.

Н. Лыкошин приводит перевод шиитского сочинения, посвящен­ного 'іілм ал-джафр, представляющего собой главу из книги «Начало наук» («Матла' ал-'улум»)51. В ней рассказывается о способах составле­ния книги «Всеобъемлющий джафр» («Джафр-и джамй'»), состоящей из 28 тетрадей по 28 страниц, на каждой из которых написана таблица, состоящая из 784 ячеек (28*28). Ячейки заполнялись буквами арабского алфавита в соответствии с особой системой в порядке абджадг. (см. 1.2.1). Книга, состоящая из 784 страниц, должна была быть состав­лена за 1001 день, на протяжении которых следовало придерживаться определенных правил: находиться в уединении, не допускать к себе женщин, не слышать лая собак и рева ослов, все необходимые предметы (бумага, пища, чернила, одежда и т. д.) должны были быть приобретены на деньги, нажитые честным путем и т. д. Существует множество спосо-

50 Ibid.

51 Лыкошин. Op. cit. - С. 197-212.


бов истолкования значения букв в книге, в основе которых лежат сис­тема абджада и разнообразные арифметические манипуляции с цифро­вым обозначением букв.

Результат составления этой книги «заключается в том, что она приводит к познанию и, если переписчик этой книги в точности испол нит все необходимые требования, то все необходимое и тайное в мире станет для него ясно и душа его просветится светом хакиката и ма рифата». «Если книга будет переписана до конца при соблюдении всех указанных выше условий, то польза от нее будет заметна для всего города, для всего материка, где она была написана. Нахождение этой книги в каком-либо доме обеспечит всем живущим в этом доме избавле­ние от скоропостижной смерти и других несчастий и бедствий. Жители дома будут постоянно находиться под покровительством Бога и, силою этой книги, не будут испытывать какого-либо несчастья, а все будут по­стоянно счастливы и довольны. Никто злой или сердитый, не причинит им зла и обиды, силою этой книги все живущие в доме освободятся от всех своих недостатков»53.

Неудивительно, что такие заманчивые перспективы привлекали людей. Лыкошин рассказывает историю пожилого жителя Ташкента, сошедшего с ума и покончившего с собой в попытках составить подоб­ную книгу.

Хакщат (истина) или ма 'рифат (мистическое познание) - различные названия последнего элемента суфийской триады этапов мистического Пути. 53 Ibid. - С. 202-203.


1.2. 'Илм ал-хуруф

«Наука о буквах» представляет собой один из разделов джафра. Она основана на использовании тайных свойств букв арабского алфа­вита, а также имен Аллаха {ал-асма' ал-хусна) и ангелов, образованных этими буквами. «Арабская каббала» пользуется тремя основными мето­дами:

- гематрией (хисаб ал-джуммал), т. е. способами оперирова­ния числами, представленными буквами54;

- применением особых свойств, исконно присущих буквам ('илм ал-хаеасс);

- и астрологическим методом (киранат), который заключа­ется в использовании особой связи между буквами и небес­ными телами при изготовлении талисманов.

Кроме того, буквы алфавита в магическом значении могут обозна­чаться термином сймийа', который в более широком смысле обозначает «знак, символ, помету». Ибн Халдун (732-784/1332-1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв»53, ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространя­лось на всю науку по изготовлению талисманов. Именно в таком узком значении сймийа' понималась отдельными суфийскими школами, кото­рые декларировали свою возможность контролировать объекты матери­ального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия. Ибн 'Арабй, ал-Бунй (ум. 622/1225), чей авторитет в области оккультных наук являлся в исламском мире непререкаемым, а также их последователи придерживались мнения о том, что буквы являются клю­чом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало,

54 Эта система очень близка к традиционной иудейской каббале, см.: Бадж.
Op. cit.-C. 312.

55 Rosenthal Fr. Mukaddima. - New York, 1958. - Vol. III.- P. 170.


претворяющее возможность в действительность) Божественных имен (см. 1.3). Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах56. В этом месте средневековая мусульманская мысль наиболее близко подходит к каб­бале, которая также учит, что наука о буквах тождественна науке о сути вещей, и что с помощью букв был осуществлен акт творения, а человек подобно Богу в состоянии контролировать сферу материальных объек­тов, используя буквы57.

Каждая буква арабского алфавита наделена богатым символиче­ским значением. Она может ассоциироваться с небесным телом, зодиа­кальным знаком, цветом, днем недели, определенной фазой луны. Эта система представлена в сочинениях Ибн 'Арабй, классифицировавшего всю Вселенную с помощью букв, и может быть отображена в виде свод­ной таблицы. Буквы в ней расположены в особом порядке, который по­зволяет совместить знаки зодиака с лунными фазами и планетарным циклом. Это значительно более изощренная система, чем родственная ей иудейская из «Книги Творения» («Сёфер Иёцйра»).

5b Fahd. STmiya' II EI.

57 Ginsburg С. D. The Kabbalah. - London, 1865.

58 Burckhardt T. Mystical Astrology According to Ibn'Arabi. — Gloucetershire,
1977. Хульс отмечает, что именно эта система лежит в основе более поздних
европейских теорий Раймонда Лулла, Джона Ди и Афанасия Кирхера, а также
космогонической классификации Г. И. Гурджиева, см.: Hulse. Op. cit. -P. 194.


Таблица 2

 

 

 

Буква Фаза луны День недели Цвет Пла­нета Знак Зодиака Эле­мент Система степе­ней
1 (алиф) 1 (новолуние) суббота черный Сатурн Овен огонь Первичный ин­теллект Калам
" (ха)   воскресенье желтый Солнце воздух Всеобщая душа Скрижаль
t ('айн)   понедельник белый Луна Овен-Телец вода Всеобщая сущ­ность
С(ха)   вторник красный Марс Телец земля Всеобщая мате­рия
І гайн   среда цвет сандало­вого дерева Мерку­рий Телец-Близ­нецы огонь Всеобщее тело
t(xa)   четверг голубой Юпитер Близнецы воздух Форма Бога
(каф) 7(¼ лунного цикла) пятница зеленый Венера вода Престол Бога
**   суббота черный Сатурн Рак земля Подножие пре-

 

 

Буква Фаза луны День недели Цвет Пла­нета Знак Зодиака Эле­мент Система степе­ней
(каф)             стола
(джйм)   воскресенье желтый Солнце огонь Небеса вокруг Зодиака
{шйн)   понедельник белый Луна Рак-Лев воздух Солнце Рая Неподвижные звезды
{йа)   вторник красный Марс Лев вода Первые небеса Сатурн Ибрахйм
{дад)   среда цвет сандало­вого дерева Мерку­рий Лев-Дева земля Вторые небеса Юпитер Муса
{лам)   четверг голубой Юпитер Дева огонь Третьи небеса Марс Харун
и 14(полнолу- пятница зеленый Венера Дева воздух Четвертые небеса

 

 

Буква Фаза луны День недели Цвет Пла-нета Знак Зодиака Эле-мент Система степе­ней
(нун) ниє, '/2 лунного цикла)           Солнце Идрйс Хирмис (Гермес)
J (pa)   суббота черный Сатурн Весы вода Пятые небеса Венера Йусуф
(та)   воскресенье желтый Солнце земля Шестые небеса Меркурий 'Йса
(дал)   понедельник белый Луна Весы-Скорпион огонь Седьмые небеса Луна Адам
J» (wd)   вторник красный Марс Скорпион воздух Эфир Огонь Метеориты
J   среда цвет сандало- Мерку- Скор- вода Воздух

 

 

 

 

Буква Фаза луны День недели Цвет Пла­нета Знак Зодиака Эле­мент Система степе­ней
(зайн)     вого дерева рий пион-Стрелец   Небо
(сйн)   четверг голубой Юпитер Стрелец земля Вода Океаны
о3 (сад) 21 (¾ лунного цикла) пятница зеленый Венера огонь Земля
ted)   суббота черный Сатурн Козерог воздух Металлы Минералы
& (са)   воскресенье желтый Солнце вода Растения
(зал)   понедельник белый Луна Козерог-Водо­лей земля Животные
^-*(фа)   вторник красный Марс Водолей огонь Ангелы
(ба)   среда цвет сандало­вого дерева Мерку­рий Водолей-Рыбы воздух Джинны
f (мйм)   четверг голубой Юпитер Рыбы вода Человек
j (вав)   пятница зеленый Венера земля Все 28 ступеней лестницы

Кроме того, буквы алфавита имеют особое значение в суфийской традиции и в связанной с ней классической поэзии, где каждая из них устойчиво ассоциируется с тем или иным образом. В персидском языке буквам приписывается ряд специфических магических значений, отлич­ных от распространенных в суннитской среде. Таблица 3 представляет гамму ассоциаций и образов, связанных с каждой буквой.

Таблица 3

 

Мистико-поэтическое значение Символическое значе­ние {перс.) Буква
первая буква слова Аллах; калам; тело, находящееся в вертикальном положении; посох; фаллос; линия носа, разделяющая лицо; стройный стан возлюбленного (-ой); а также Сатана, поскольку не склоняется ни перед кем, кроме Бога; гласный звук, открывающий сердце; прямая линия, являющаяся основой всех букв алфавита; единственная «здо­ровая» буква алфавита (все осталь­ные искривлены нечистотой или не­дугом); молитвенная поза кийам Телец; воскресенье; холостяк 1 (алиф)
первая буква Корана60; смирение -простирание ниц перед Богом; нос; интеллект Близнецы; понедельник; месяц раджаб

В основу таблицы легли следующие работы: Hulse. Op. cit.; BakhtiarL. Sufi: Expressions of the Mystic Quest. -New York, 1976; Burckhart. Op. cit., а также рукопись В 839 из собрания СПБ ФИВ РАН.


 

Мистико-поэтическое значение Символическое значе­ние {перс.) Буква
завитки волос; душа Рак; вторник; месяц джумада ал-ахира; верб­люд; шелковое одеяние, шитое золотом (джйм)
локоны; природа; молитвенная поза руку' Лев; среда; Меркурий; корзина; орел (дал)
здания, строения; последняя буква слова Аллах; Создатель над Своим творением Дева; Венера; четверг; брать; давать; даровать ь (ха)
посредник, соединяющий Бога и его творение; гласный звук, делающий губы напряженными; интеллект над созерцанием Весы; пятница; «О!», «увы»; скорбь; цвет воды; большое облако; верблюд (некастрирован­ный); вера в Аллаха и Мухаммада J (вав)
возрастание; душа, соединенная со Вселенной Скорпион; суббота; рож­дать; обжора J (зайн)
учитель; природа над тварями Стрелец, хороший чело­век С (ха)
тайный Путь инициации; гора; чис­тота; сущность; материальный мир Козерог; убывание Луны; мужчина, часто бывающий в обществе женщин или часто сово­купляющийся (та)

Вместе с последней буквой Корана - с (сйн), образует персидское слово о*1 (бас) - достаточный, полный.


 

Мистико-поэтическое значение Символическое значе­ние {перс.) Буква
преданная, братская помощь; рука подающая; Божий план; гласный звук, открывающий «третий глаз» Водолей; Юпитер; Ты; бороздка, изогнутая в виде лука < j (На)
рука сдерживающая; полотняная одежда; структура Вселенной Рыбы; маленький; творческое слово или сила; все; целое; полное; всеобщее (каф)
середина, посредник61; любящий, обращенный к своему (-ей) возлюб-ленному (-ой) " "; чистое знание Бога о Самом Себе и Его осознание иллюзорного понимания Бога, как разделенной сущности; поклон в молитве; обоюдоострый меч; Бо­жественные заповеди Овен; Сатурн; ночь; в астрологии «противопо­ложная сторона»; зави­ток волос; «ради Бога!»; истрепанная одежда дарвйша; искривленный, изогнутый; изгиб; стрела с оперением J (лам)
тесное объятие влюбленных; влюб­ленные, двое влюбленных состав­ляют одно в объятии и не являются ничем в момент оргазма (ла)
власть; воды океана; сорок градаций вселенской мудрости от Аллаха до человека и обратно; имя Мухаммада, помещенное в сердце; воскресенье; месяц мухаррам, логика; фал­лос; вино; колодец; ро­зовая вода; кубок (мйм)

Как в имени Джибойла - ангела, являвшегося посредником между Аллахом и пророками.

Как двойной лам в слове Аллах. 63 V = J+I = 2 = 1 = 0; J- вагина; I - фаллос.


 

Мистико-поэтическое значение Символическое значе­ние {перс.) Буква
рот; тварный мир; молитвенная поза суджуд    
победа; тело, с отрубленными ру­ками, ногами и головой; рыба без головы или хвоста; двойственная природа существ созвездие; чернила; ост­рейшая часть меча; рыба; вульва; лук; бровь и {нун)
последняя буква Корана; отношение Вселенной к ее структуре Солнце; локон; завиток волос; грудь СУ {сйн)
глаз; источник; сущность; проще­ние; связующая цепь или заповеди, управляющие Вселенной проточная вода; постра­давший от действия «дурного глаза»; глаз; взгляд; видение t {'айн)
сердце; раскроить череп или уда­рить голову нарождающаяся Луна; морская пена; объект приложения любви {фа)
суфий; чистый; прямой узкий путь; связь между Божественными запо­ведями моделью Вселенной и сотворенной материей месяц сафар; медь; ла­тунь; характеризовать как истинное, исконно присущее СУ* {сад)
гора Каф; место на краю тварного мира; организация всей Вселенной в соответствии с Божественным об­разцом гора Каф, Кавказские горы; Коран {каф)
аскет; дисциплина; единство всего сущего и возвращение всего к од­ному Луна; месяц рабй' ас-санй; хранитель J (pa)

 

Мистико-поэтическое значение Символическое значе­ние (перс.) Буква
солнце, встающее над восточными горами Север; бесчестье; чело­век (шйн)
полное подчинение наставнику; об­разование, учение складка; коса; лист бу­маги; однострунная лютня (та)
себялюбие вторник; плечо t(xa)
смирение; унижение месяц зу ал-хиджжа; двигаться легко и ловко (зал)
арабский народ и язык вульва; твердо решить; наполнять бутылку (дад)
несправедливость очевидный; груди пожи­лой женщины (? d)
ямочка на подбородке соловей; в астрологии «сторона квадрата»; об­лако, закрывающее небо; жажда 1 (гайя)
шаг; лестница; нога; три степени; постепенно (па)
колесо; орбита; круг; че­тырехкратный (че)
ров; цистерна; резервуар; ртуть J (же)
  расщелина; трещина, превосходящая все гра­ницы; бахвальство (гаф)

Двадцать восемь букв арабского алфавита распределяются по че­тырем разделам по семь букв, каждый из которых соответствует одному из четырех основных элементов (см.: Таблица 4)м. Необходимо учиты­вать, что в основе всех классификаций лежат две разные системы - «за­падная» (имевшая распространение в Магрибе и в Мавританской Испа­нии) и «восточная».

Таблица 4

 

 

 

 

 

 

Элемент Классификация букв
западная65 восточная
огонь J i(_yi il_i (a tJa (б і(. і t(_U> ('_____________________ а іл iJa 16 if.
хамза, ха, та, мїш, фа, сйн, зал хамза, ха, та, мим, фа, шйн, зал
воздух Ъ id! t(jfa 4(j < (_£ t J tl_! lK" tl—= 'l-K3 'U '< -£ 'J " -г1
ба, вав, йа, нун, дад, та, за ба, вав, йа, нун, сад, та, дад
вода Р (1—1 4(_J t(J^ СІ_____________ Ь> І J t? T Ja iJLi t(_3 l(JJ) C(_S t_j l? r
дзісїш, заіін, каф, сад, каф, са, гайн джйм, зайн, каф, сйн, каф, ей, за
земля < _Р '£ ' J 4р_ t J '£ 'J t. 'С '-> '£. '^ 'С °
дал, ха, лам, 'айн, pa, ха, шин дал, ха, лати, 'айн, pa, ха, гайн

Ha основе этой классификации искусственно формируются «слова», содержащие буквы каждого из элементов:

Таблица 5

 

западная восточная
(jiiiaJ c^ujujj (jL-іаЗ t< чі'и 4(JS_ib '^JJ* '^-J* і > *■ ■ *-*' (Tului ' J«■ "»«t^ ігї< t(J$_Lb '£ " jjA ibOC
'абджд, хвзх, тйкл, мне', фдкр, стсх, ззгш 'абджд, хвзх, тйкл, мне ', фекр, гитсх, здзш

64 См: Лыкошин. Op. cit. - С. 207. Такое же разделение существует и в
иудейской каббале. См.: Бадж. Op. cit. - С. 316.

65 Жирным шрифтом отмечены расхождения в западной и восточной
системах.


При изготовлении талисманов учитывалась связь буквы с опреде­ленной стихией. Так, использование «букв воды» было наиболее эффек­тивно против негативных воздействий стихи огня, например, для изле­чения лихорадки и т. д66.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.