Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития психологии. Вгл. 1уже говорилось о том, что психология, ее категориаль-






В гл. 1 уже говорилось о том, что психология, ее категориаль-

ный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Из-

менялся и предмет психологии, методы исследования психики.

Для того чтобы полнее описать современное состояние психоло-

гии, необходимо, хотя бы кратко, остановиться на характеристике

тех этапов, которые она прошла в своем развитии.

Первый этап —донаучный —примерно до VII—I вв. до н.э.,

т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее со-

держания и функций. В этот период представления о душе основы-

вались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первона-

чальных религиозных верованиях, связывающих душу с определен-

ными живыми существами (тотемами).

Второй, научный этап начинается на рубеже VII—I вв. до н.э.

Психология в этот период развивалась в рамках философии, а по-

тому он получил условное название философского периода. Также

несколько условно устанавливается и его длительность —до появ-

ления первой психологической школы (ассоцианизма) и определе-

ния собственно психологической терминологии, отличающейся от

принятой в философии или естествознании.

В связи с некоторой условностью периодизации процесса

развития психологической науки возникают и некоторые разно-

чтения при установлении временных границ отдельных этапов.

Иногда появление т р е т ь е г о этапа, т.е. выделение психологии

в самостоятельную науку, связывают со школой В. Вундта, т.е. с

началом развития экспериментальной психологии. Однако пси-

хологическая наука определилась как самостоятельная значи-

тельно раньше, с осознания независимости своего предмета,

уникальности своего положения в системе наук —как науки и гу-

манитарной, и естественной одновременно, изучающей и внут-

ренние, и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое

Глава 2. История развития психологической науки 199

самостоятельное положение психологии было зафиксировано и

с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже

в конце XVIII —начале XIX в. Таким образом, представляется бо-

лее точным говорить о появлении самостоятельной психологии

именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление

экспериментальной психологии, и переходе ее на ч е т в е р т ы й

этап развития.

Но в любом случае необходимо признать, что время существо-

вания психологии как самостоятельной науки значительно мень-

ше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что

этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков

психологическая наука претерпела существенные изменения. Из-

менялся и предмет психологии, и содержание психологических ис-

следований, ее взаимоотношения с другими науками.

В течение длительного времени предметом психологической

науки была душа, однако в разное время в это понятие вкладыва-

лось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как

первооснова тела, по аналогии с понятием ≪ архе≫ —первооснова

мира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При

этом главной функцией души считалось придание телу активности,

так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является

инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее,

т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к

функциям души добавилось и познание, и таким образом к исследо-

ванию активности прибавилось и изучение этапов познания, кото-

рое в скором времени стало одной из важнейших проблем психо-

логической науки.

В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего

богословия, что существенно сужало возможности ее научного

изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психоло-

гической науки и не изменялся, фактически в область исследова-

ния в то время входило изучение видов активности тела и осо-

бенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышле-

ние считались прерогативой божественной воли, боговдохнов-

ленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной

жизни не были частями предмета научного изучения в концепци-

200 Часть П. Психология

ях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бекона и дру-

гих ученых).

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от

диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период антич-

ности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е.

основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому

проблема предмета психологии снова встала со всей актуально-

стью. В это время еще не было возможности полностью отрешить-

ся от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психоло-

гия меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о со-

держании нашего сознания и путях формирования этого

содержания. Это давало возможность для психологии отделить

свой предмет от предмета богословия в исследованиях души и ее

функций.

Однако этот переход привел к тому, что уже к XVIII в. факти-

ческим предметом психологии стало изучение познавательных

процессов, в то время как поведение, а также эмоциональные

процессы, личность и ее развитие, не вошли в этот предмет. Та-

кое ограничение области исследования на первых порах имело и

положительное значение, так как давало психологии, как уже го-

ворилось, возможность избавиться от сакральности, стать объек-

тивной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также дава-

ло ей возможность выделиться в самостоятельную науку, отделив

свой предмет, свою область исследования от предмета филосо-

фии. В то же время такой подход начинал и препятствовать пси-

хологии в ее развитии, и поэтому уже к середине XIX в. был пе-

ресмотрен.

Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции

Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психо-

логия не только отошла от философии, идентифицировав себя с

естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, вы-

ведя его, по словам Сеченова, ≪ из поля сознания в поле поведе-

ния≫. Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет

психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы. Важ-

ным моментом этого этапа является то, что стремление стать объ-

ективной наукой не привело еще к появлению новых методов ис-

следования психики, так как до 80-х гг. XIX в. ведущей остается ин-

троспекция.

Глава 2. История развития психологической науки 201

Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением

экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психоло-

гию не только самостоятельной, но и объективной, эксперимен-

тальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе кото-

рого и выстраивал свою психологию В. Вундт, не мог уже объяс-

нить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на

изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, твор-

ческой активности человека. Ограниченным было и применение

тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в

начале XX в.

Это привело ученых к поиску и нового предмета, и новых мето-

дов исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то вре-

мя (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просу-

ществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов

не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать

психология. Так начался период исканий психологии, адекватной

новой ситуации и требованиям времени, который получил назва-

ние ≪ период методологического кризиса≫.

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к

тому, что уже в 1910—920-х гг. психология разделилась на нес-

колько направлений (пятый этап развития), в каждом из кото-

рых был свой предмет и свой метод исследования того, что по-

нималось данным психологическим направлением под психикой.

Так в психологии появляются: глубинная психология, бихевио-

ризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также та-

кие школы, как французская социологическая или понимающая

психология.

Со второй половиной XX в. связывают шестой этап разви-

тия психологии, когда появляются новые школы и направле-

ния —гуманистическая психология, генетическая (или эпистемо-

логическая) психология, а также когнитивная психология, кото-

рая сформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в

XX в. психологическая школа. Таким образом, можно ска-

зать, что с середины XX в. психология вступила в современный

(седьмой) этап своего развития, для которого характерно уже

не дробление и появление все новых школ, но тенденция к объе-

динению.

Таблица 2.1

Этапы развития психологии

Название

и время

I этап.

Донаучный,

до VII—I вв. до н.э.

II этап.

Философский

VII—I вв. до н.э.— конец XVIII -

начало XIX в.

Предмет психологии, его содержание

Душа —без раскрытия ее конкретного содер-

жания и функций

Античная

психология

Психология

Средневековья

Психология

Возрождения

и Нового

времени

Душа —источник активно-

сти тела, обладает функци-

ями познания и регуляции

поведения

Душа, исследование ее ви-

дов, активности тела и осо-

бенностей познания, преж-

де всего чувственного по-

знания мира

Сознание —его содержа-

ние и пути его формирова-

ния

Методы исследования

психики

Нет

Специальных методов нет,

используются методы дру-

гих наук —философии, ме-

дицины, математики при

исследовании содержания

и функций души

Появление собственно пси-

хологического метода —ин-

троспекции

Интроспекция и частично

логика —методы индукции,

дедукции, анализа и т.д.

Основные достижения

Общее представление об

охранительной и активной

роли души

Определение основных

проблем психологии, свя-

занных с исследованием

познания, активности

души, способов регуляции

поведения и пределов сво-

боды человека

Развитие психофизиче-

ских исследований и пер-

вых работ по психологии

масс

Развитие рационалистиче-

ского и сенсуалистическо-

го (эмпирического) подхо-

да к психике, появление

первых теорий эмоций и

теории рефлекса, а также

первой попытки ввести в

предмет психологии бес-

сознательное

Продолжение табл. 2. ]

Название

и время

III этап.

Ассоцианистическая

психология,

конец XVIII -

начало XIX в. — середина XIX в.

IV этап.

Экспериментальная

психология,

середина XIX — начало XX в.

Предмет психологии, его содержание

Сознание, состоящее из ощущений, пред-

ставлений и чувств. Таким образом, предмет

психологии прежде всего —познавательные

процессы, а также (в конце этого периода) и

поведение

Элементы психики, отождествляемой глав-

ным образом с сознанием, их связи и законы

Методы исследования

психики

Интроспекция, логика, на-

чало использования мето-

дов естественных наук, в

частности метода проб и

ошибок (при формирова-

нии поведения)

Экспериментальный ме-

тод, а также интроспекция

и анализ результатов твор-

ческой деятельности как

человека, так и народа в це-

лом, появление первых те-

стов

Основные достижения

Появление первой психо-

логической школы, новых

подходов к предмету и ме-

тодам психологии, кон-

цепции об адаптационной

функции психики, разви-

тие теории рефлекса, ес-

тественно-научного под-

хода к изучению психики,

дальнейшее развитие кон-

цепций бессознательного

Появление эксперимен-

тальной психологии, пер-

вых теорий ≪ психологии

народов≫, новых данных

о психических процессах

(прежде всего памяти).

Появление новых подхо-

дов к психологии, первых

симптомов методологиче-

ского кризиса

Окончание табл. 2.1

Название

и время

Предмет психологии, его содержание Методы исследования

психики

Основные достижения

V этап.

Методологический

кризис и разделение пси-

хологии

на отдельные школы

10-30-е гг. XX в.

Появление нескольких предметов психоло-

гии. Вначале —элементы психики (структура-

лизм), функции психики, ≪ поток сознания≫

(функционализм). Затем —глубинные струк-

туры психики (глубинная психология), пове-

дение (бихевиоризм), структуры психики

(гештальтпсихология), высшие психические

функции и деятельность (советская психоло-

гия)

Появление новых методов,

важнейшие из которых — психоанализ и проектив-

ные методы (глубинная

психология), эксперимен-

тальное изучение процесса

научения, формирование

связи между стимулом и ре-

акцией (бихевиоризм), экс-

периментальное исследова-

ние познавательных про-

цессов и потребностей

(гештальтпсихология), ин-

струментальный метод (со-

ветская психология)

Появление первых концеп-

ций личности, теории со-

знания, в том числе и изме-

ненного сознания, теорий

научения и развивающего

обучения, творческого

мышления. Появление

первых эксперименталь-

ных исследований лично-

сти, введение культуры и

социального окружения

как новых парадигм в ее ис-

следование. Развитие от-

раслей психологии

VI этап.

Дальнейшее развитие пси-

хологических школ

(40-60-е гг.)

Появление новых направлений, для которых

предмет психологии связывается с внутрен-

ней сущностью личности (гуманистическая,

экзистенциальная психология), познаватель-

ными процессами, развитием интеллекта и

этапов переработки информации (генетиче-

ская и когнитивная психология)

Появление опросников,

новых экспериментальных

методов изучения интел-

лекта, в том числе и искус-

ственного интеллекта

Дальнейшее развитие тео-

ретических концепций в

русле основных проблем

психологии, развитие и со-

вершенствование психоте-

рапевтических технологий

VII этап. Современная

психология (60-е гг. — конец XX в.)

Развитие предмета психологии в рамках от-

дельных психологических школ

Совершенствование мето-

дов экспериментального

исследования психики, по-

явление разнообразных

диагностических методик

Появление тенденции к

объединению, синтезу наи-

более значительных дости-

жений отдельных школ

Глава 2. История развития психологической науки 205






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.