Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья как социальный институт






Семья как древнейший институт человеческого общества про-

шла сложный путь развития —от родо-племенных форм общежи-

тия, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через боль-

шую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколе-

ний, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Испокон веков существовали традиционные функции семьи.

Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки

зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался оби-

женным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необ-

ходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было

трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным автори-

тетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный гла-

ва семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственно-

го авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был

наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенст-

во всегда принадлежало мужу, отцу.

Формальная традиционная иерархия в русском семействе не

всегда совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к

такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устрой-

ства. Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали и слуша-

лись, не очень удачливый муж пользовался женским доверием, не

слишком толковому сыну передавалось негласное, само собой разу-

меющееся старшинство от отца. Строгость семейных отношений

исходила от традиционных нравственных установок.

Эти традиции сохранялись и передавались из поколения в по-

коление с небольшими изменениями (вследствие изменения соци-

ально-экономической структуры и форм общественной деятельно-

сти людей). Однако за последние десятилетия законы института

семьи очень сильно изменились. Семья находится в процессе изме-

нения и развития.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания ]'М)

Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня че-

ловек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла,

окрепла и стала доминирующей новая функция семьи: создание и

поддержание психологического комфорта для каждого члена

семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, так

как семья держалась на иных связях.

Следующее, что отличает современную семью —новая структу-

ра. Городская семья, как правило, малочисленна —одно-два поколе-

ния. В ней сместился психологический центр: если раньше все дер-

жалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи

детей и родителей, то теперь —в основном на отношениях супру-

жеских, а родительские отношения (хотя значение их очень вели-

ко) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является

определенным жизненным пространством, в котором протекает

большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая

группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетво-

рить свои потребности, реализовать себя и в то же время находит-

ся в тесной связи со всеми членами семьи.

В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего,

в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50%

браков. Причем более чем у ]/з распадающихся семей совместная

жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем не-

долго. Нестабильность приводит к росту неполных семей, снижает

родительский авторитет, отражается на здоровье взрослых и

детей.

К явлению нестабильности семьи следует добавить ее дезорга-

низацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных се-

мей, где муж и жена живут в постоянном конфликте, а воспитание

детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего.

Это отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях.

Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать

и на культ потребления, в основе своей призванный заменить ис-

тинный смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего че-

ловеческую близость, погоней за иллюзорными престижными ве-

щами, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди стано-

вятся жертвой потребительского отношения друг к другу.

К этим же факторам можно причислить и новое общественное

положение женщины, ее экономическую и социальную самостоя-

тельность.

140 Часть I. Педагогика

И все же в условиях тотального отчуждения семья остается

главным прибежищем духовной безопасности, человеческого само-

утверждения и эмоциональной защищенности.

Исследования учеными картины реально существующих типов

семьи позволили выделить: патриархально-модернизированный,

детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы

семей.

Патриархально-модернизированный тип семьи: характеризуется

относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных

отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой

регламентацией ролевых стратегий при мужской власти; этот тип

семьи ориентирован на средне- и многодетность.

Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой систе-

мой моральной, материальной психологической опеки старшим

поколением младшего; родители испытывают гипертрофирован-

ное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к

серьезным негативным последствиям (замедление становления

личности ребенка, межличностная отчужденность между родителя-

ми и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность.

Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном

не родством, не родительством, а брачностью с обязательным вы-

делением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересо-

ванность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают

оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри

семьи; отношения родители —дети опираются на принципы взаим-

ного уважения, дружбы.

Материнский тип семьи: как безбрачная форма семьи, характе-

ризуется детоцентрической направленностью, так как создается

женщиной во имя ребенка.

Неполный тип семьи: как сколок традиционной, детоцентриче-

ской, супружеской семьи.

Социально-психологический уровень супружеских отноше-

ний характеризует сферу взаимодействия мужа и жены в процес-

се реализации супружеских ролей. Некоторые исследователи

предлагают классификацию супружеских ролей. Т.С. Яценко вы-

делила четыре такие роли: сексуальный партнер; друг; опекун; покро-

витель.

При выполнении указанных ролей реализуются соответствую-

щие потребности супругов.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 141

Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три

основных вида ролей.

1. Традиционные роли предполагают обязанности жены по вос-

питанию детей, обслуживанию семьи, подчинению собственных

интересов требованиям мужа; ограниченность сферы деятельно-

сти; материальную зависимость от главы семьи. Муж обязан сохра-

нять преданность матери своих детей; обеспечивать экономиче-

скую безопасность и защиту семьи; принимать основные решения;

поддерживать власть и контроль в семье; обеспечивать семью али-

ментами в случае развода.

2. Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней при-

влекательности; обеспечения моральной поддержки и сексуально-

го удовлетворения; поддержания полезных для мужа социальных

контактов; живого и интересного общения с мужем. От мужа —ры-

царского отношения к жене; романтической любви и нежности; ма-

териальных средств для удовлетворения потребностей жены, со-

вместного проведения досуга.

3. Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономиче-

ского обеспечения семьи; общей ответственности за воспитание

детей; совместного участия в решении бытовых вопросов.

Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответст-

вия ролевых ожиданий (установки мужа и жены на активное выпол-

нение ими в качестве партнеров определенных функций в семье).

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений

и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкрет-

ные условия для физического, психического, социального разви-

тия ребенка, передает ему систему духовных ценностей, мораль-

ных норм, образцов поведения, традиций и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.