Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения. В современной дидактике существуют различные подходы и ва-






В современной дидактике существуют различные подходы и ва-

рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси-

фикаций является распространенная классификация методов обу-

9 - 4455

130 Часть I. Педагогика

чения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и

практические методы).

Словесные методы. Их основное назначение —сообщение учеб-

ной информации при помощи слов (устного и печатного) с ис-

пользованием логических, организационных и технических прие-

мов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция,

работа с печатными источниками. Деятельность педагога, приме-

няющего эти методы, предполагает такие действия: постановка

основного вопроса, подлежащего изучению; выявление призна-

ков; определение исходных позиций в анализе процессов и объек-

тов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятель-

ность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении по-

лучаемой информации, выполнении различных записей,

зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактиче-

ским материалом и т.д.

Наглядные методы. Основное назначение —сообщение учебной

информации при помощи различных средств наглядности. Основ-

ные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных

объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таб-

лиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофиль-

мов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в

форме постановки основного вопроса и его изучения на основании

полученных данных из различных наглядных источников, которые

демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность

обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото-

рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных

данных и принятие основной дидактической цели конкретного

урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.

Практические методы. Основное назначение —получение ин-

формации на основании практических действий, выполняемых

обучающимся или обучаемым в процессе организации различных

практических работ. Основные методы: практические и лаборатор-

ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по-

становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе

проведения различных практических работ, выполненных самим

обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление

практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен-

ных практических действий, выполнение различных записей, за-

рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.

Глава 6. Общие положения дидактики 131

Другой _______распространенной классификацией методов обучения яв-

ляется классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лерне-

ром. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от ха-

рактера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае-

мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные,

проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские).

Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецеп-

тивный). Основное назначение —организация усвоения информа-

ции обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспе-

чения его успешного восприятия. Этот метод —один из наиболее

экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система-

тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сооб-

щение учебной информации с использованием различных дидакти-

ческих средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность

обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании

сообщаемой информации.

Репродуктивный метод. Основное назначение —формирование

навыков и умений использования и применения полученных зна-

ний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет

различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгорит-

мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу-

чаемых заключается в овладении приемами выполнения отдель-

ных упражнений при решении различных видов задач и овладении

общим алгоритмом практических действий.

Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначе-

ние —раскрытие в изучаемом учебном материале различных проб-

лем и демонстрация способов их решения. Деятельность педаго-

га —выявление и классификация проблем, которые можно ставить

перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов

их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта,

наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность

обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за-

поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логи-

ки их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога

(проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности

выдвинутых предположений и т.д.).

Частично-поисковый (или эвристический) метод. Основное назна-

чение —постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной по-

становке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает

132 Часть!. Педагогика

учащимся, как необходимо находить доказательства, делать выво-

ды из приведенных фактов, строить план проверки и т.д. Деятель-

ность обучаемых заключается в активном участии в эвристических

беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с

.целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахожде-

ния путей их разрешения.

Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые этим ме-

тодом, —обеспечить овладение обучаемыми методами научного по-

знания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой

творческой деятельности по решению новых для них проблем.

В рамках этого метода педагог предъявляет учащимся новые проб-

лемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Де-

ятельность обучающихся заключается в освоении ими приемов са-

мостоятельной постановки проблем и нахождения способов их ре-

шения.

Существуют и другие классификации методов обучения. Это

объясняется сложностью объекта исследования и значимостью ме-

тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практи-

ками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например,

от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета;

возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленно-

сти; уровня профессиональных навыков учителя; материальной

оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.