Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 2. Выявление характерологических акцентуаций личности






Вводные замечания. Психологов в основном интересуют акцентуа­ции характера, ибо выявив их можно более обоснованно предсказы­вать поведение человека, судить о его способностях и возможностях в избранной деятельности. Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт за счет ослабления других черт, что де­лает личность уязвимой по отношению к определенным видам вну-


__________________ Тема 2. Характерологические особеннос ти личности 91

шающих, психогенных и психотравмирующих воздействий'. Знание акцентуаций характера спортсмена может помочь психологически гра­мотному тренеру выбрать адекватные методы и средства воспитатель­ных воздействий и сделать психологическую подготовку данного спорт­смена к соревнованиям более продуктивной.

Методика исследования. Для выявления акцентуаций обычно исполь­зуют опросник К. Леонгарда2, который предназначен для определения типа характера испытуемого. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шка­ла характеризует личность с высокой жизненной активностью. Вто­рая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала гово­рит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая шкала вы­являет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративном поведении ис­пытуемого, восьмая — о неуравновешенности, импульсивность пове­дения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведени­ем опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в груп­пе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. В сфере спорта опросник помогает составить достаточно информативную ха­рактеристику психологического портрета личности не только спорт­смена, но и его тренера. Психологическая совместимость спортсмена и его тренера в значительной мере обусловлена сходством и подобием черт их характера, что является залогом успешного их взаимопонима­ния в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Инструкция. «Вам будут предложены утверждения, касающиеся ва­шего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номе­ром поставьте знак " +" (" да"), если не согласны — знак" -" (" нет"). Над ответами на вопросы долго не думайте, в этом тесте правильных и не­правильных ответов нет».

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981. 2

Подмазин С. И. Тесты для диагностики акцентуаций характера у подростков — Киев 1994. -С. 35-51.


92 Раздел 2. Пс ихология личности спортсмена и тренера _______________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.