Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Социально-психологическое обеспечение






подготовки спортсменов........................................................ 195

Тема 1. Межличностное общение в спортивной деятельности.. 195

Задание 1. Измерение взаимоотношений в спортивных

группах и командах............................................................ 195

Задание 2. Выявление склонности к конфликтным

взаимоотношениям.............................................................. 200

Тема 2. Социально-психологический анализ взаимовлияний

в команде............................................................................................ 206

Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера

со спортсменами в ходе соревнования.......................... 206

Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях

спортсменов.......................................................................... 209

Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов

в общении членов команды.............................................. 210

Задание 4. Организация социально-психологического

тренинга взаимовлияний в команде............................... 212


6 Содержание

Тема 3. Социально-психологические методы формирования и

изучения командной сплоченности......................... 221

Задание 1. Принципы и упражнения для формирования

командной сплоченности................................ 222

Задание 2. Измерение психологической атмосферы

в команде.......................................................... 227

Задание 3. Изучение привлекательности команды

для спортсменов........................................... 231

■ Тема 4, Изучение влияния соревнований на личность

спортсменов.............................................................. 233

Задание 1. Изучение влияния зрелищных эффектов

на психику соревнующихся спортсменов...... 234

I Задание 2. Изучение отношения спортсменов

к конкретному соревнованию......................... 237

Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки

спортсменов к соревнованиям.............................. 242

Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте................. 242

Задание 1. Характеристика методов ментального тренинга.. 243 Задание 2. Мысленная репетиция соревновательной

ситуации в состоянии релаксации................ 248

Задание 3. Ментальные методы формирования

психологической самозащиты

от сбивающих влияний.................................... 251

Задание 4. Аудиокассетные методики ментального

тренинга в спорте............................................ 254

Тема 2. Психологическое консультирование, психологическая

помощь спортсменам и тренерам............................ 258

Задание 1. Диагностика умения психолога выслушивать

клиентов........................................................ 259

Задание 2. Метод интервью в практике консультирования

в спорте............................................................ 265

Задание 3. Опыт психологического консультирования

спортсменов..................................................... 270

Задание 4. Аудиторно-групповой метод психологического

консультирования в спорте............................. 277

Дополнительная литература................................................. 285


Предисловие

Спорт формирует личность посредством духовного стремления к фи­зическому совершенству, к успеху в соревновательной деятельности в движении, в напряжении, в преодолении себя и соперников в сорев­нованиях. В итоге приходит осознание спортсменом своих возможно­стей в овладении силами своего физического тела и духа. И этим ду­ховным стремлением к совершенству спортсмена наградил бог. Однако земным правилом для спортсмена является русская поговорка: «На бога надейся, а сам не плошай!». Изучение возможностей психики и психологии личности спортсмена начинается с использования мето­дов наблюдения, а измерение — с методов психодиагностики в спорте.

В данном практикуме представлены разнообразные методики пси­ходиагностики, психотренинга и психологической помощи в спорте, которые частично уже нашли применение в работе психологов как в сфере спортивной психологии, так и в обучающих и практических целях подготовки психологов разных специальностей. Методики, представ­ленные в практикуме, направлены на изучение трех основных объек­тов психодиагностики в спорте: личности спортсмена, личности тре­нера, их взаимоотношений в совместной спортивной деятельности. При этом в практикуме отражена традиционная для психологии клас­сификация всего многообразия психологических проявлений лично­сти человека по трем главным аспектам их научного изучения: про­цессы, состояния, свойства личности.

Спортивная деятельность рассматривается в заданиях и упражне­ниях практикума как учебно-тренировочная деятельность по повы­шению спортивного мастерства и как соревновательная деятельность. Взаимодействие психики с физическим телом спортсмена проявляет­ся в богатстве его психомоторики и сенсомоторики, что изучается пре­жде всего аппаратурными методиками и методами наблюдения. Ме­тодики изучения межличностных взаимодействий спортсмена и тре­нера, структуры взаимоотношений и командной сплоченности пред­ставлены в разделе социально-психологического обеспечения спор­тивной деятельности. В практикуме также представлены методики социально-психологического тренинга в целях предупреждения и раз­решения конфликтов в общении спортсменов, а также дано описание методики ментального тренинга с использованием аудиокассетных за­писей при подготовке спортсменов к соревнованиям.


8 Предисловие

Психологическое содержание представленных в практикуме мето­дов и методик отражает широкий спектр многих малоизученных пси­хологами процессов и явлений, происходящих в российском и миро­вом физкультурном и спортивном движении. Спорт как наблюдаемая зрителями (спортивными болельщиками) на стадионах физическая двигательная активность спортсменов имеет глубокий и невидимый социально-психологический слой человеческих взаимоотношений, нравственный смысл которого соответствует известной библейской заповеди «неубий».

Изучение психологии людей, занимавшихся спортом с детства и успешно построивших свою постспортивную карьеру, показывает также, что многие закономерности развития современного человека как личности, выявляемые с помощью психологических методов в условиях спорта, могут быть перенесены и на другие виды профессио­нальной деятельности человека. Например, такие качества, как дру­желюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целе­устремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудо­вой жизни, а такие психомоторные свойства, как быстрота реакций, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсме­нов, являются необходимыми свойствами для успешной профессио­нальной адаптации в ряде современных профессий — оператора, дис­петчера, летчика и т. д. С этой точки зрения, и учитель физической культуры, тренер детско-юношеской спортивной школы и другие прак­тические работники и специалисты в области физической культуры и спорта, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны уметь со­четать свои профессиональные интересы с потребностями общества в воспитании нравственно полноценных и подготовке физически раз­витых его граждан, помогать своим питомцам определять перспектив­ную область применения своих физических сил и спортивных спо­собностей на жизненную перспективу. При этом важно учесть, что пси­хика, спортсмена является своеобразным двусторонним «психическим зеркалом», сенсорно отражающим внешние условия его спортивной деятельности и экстрасенсорно отражающим не только его собствен­ный внутренний мир, но и сходные мысли и чувства всех других спорт­сменов на нашей планете.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.