Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико - методологические основы исследования побудительных мотивов деятельности военных кадров. 3 страница






В случае, если мотивы роста не получают своей реализации, возможно возникновение значимых отклонений в психике. Это:

- неверие, цинизм, скептицизм;

- ненависть, антипатии, отвращения, расчет только на себя и для себя;

- вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность;

- дезинтеграция;

- утрата чувства собственного " Я" и индивидуальности, ощущение себя посто­янно меняющимся;

- безысходность, нежелание чего-либо добиваться;

-гнев, цинизм, неприятие законов, тотальный эгоизм;

-мрачность, угрюмость, депрессии, отсутствие интереса к жизни;

- перекладывание ответственности на других и др.

Каков же путь к совершенствованию военнослужащего в образе " человека самоактуализирующегося"? Этот путь можно проследить, сравнивая два типа жизни.

В основе первоготипа главным образом лежит стремление удовлетво­рить существующий внутренний дефицит или требования окружения. Это стиль жизни, интегрированный на снижение напряжения, поддержание равно­весия с окружающей средой. Выражение " Живи сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить" - девиз такого образа жизни. Эго жизнь чело­века, реагирующего на стимулы - поощрения, наказания, чрезвычайные об­стоятельства, на боль и страх, на требования других людей, на каждодневные события. Это жизнь, характеризующаяся рутиной и однообразием, отказом от­носиться к чему-нибудь или кому-нибудь серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такая жизнь сконцентрирована на под­держании своего положения. Счастье - в ощущении безопасности и удовлетво­рения. Фактически эти люди не переступают порога самоактуализации.

Второйтип жизни - это усиление или рывок, когда человек использует в полную силу все свои способности. Такой человек более собран, непосредст­вен, открыт для переживаний. Его образ жизни включает в себя наиболее сча­стливые и волнующие моменты человеческого существования, моменты вели­чайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Это вершинные пере­живания жизни, вызывающие благоговение и восторг. Самоактуализирующий­ся человек стремится ощутить эти переживания, и они часто бывают причиной важных перемен в жизни.

Научная классификация потребностей позволяет отдифференцировать данное понятие от мотивов. Отличие от потребностей и особое место мотивов в психо­логии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность мо­жет быть реализована посредством множества совершенно разных мотивов. Например, потребность в общении может быть удовлетворена через мотив поговорить по телефону, или в нетерпеливом желании пойти на свидание; или в намерении быстро одеться и пойти просто в любое людное место; или в парадоксальном желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и пригласить только что оставленных друзей на ужин - в виде сюрприза; или рас­крыть любимую книгу для продолжения воображаемой дис­куссии с постоянным другом-оппонентом и т.д., до бесконеч­ности.

В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из потребности в само­выражении (освоен новый танец и не терпится продемонстри­ровать его друзьям), завтра — из потребности в общении (из­вестно, что кто-то из одноклассников там будет и, даже если танцевать, не хочется, человек идет все равно — ради обще­ния), послезавтра — повинуясь сексуальной потребности, на следующий день на первый план может выйти эстетическая потребность, если популярная группа на гастроли приезжает и т. д.

Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потреб­ность и мотив не одно и то же. Потребности — явление субъ­ект-объектное, они предопределены, заданы человеку соци­альными отношениями, тогда как мотив — явление чисто субъективное, «мое» и ничье больше.

Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе можно встретить противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития универсального и единого комп­лекса базовых потребностей, в котором одни для данного че­ловека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от разных обстоятельств, «дремлют» словно в анабиозе.

Число базовых потребностей ограничено (снова найдутся несогласные), тогда как мотивов — бесконечное множество, как бесконечно количество человеческих предметов и необоз­римо число благ и ценностей человеческой жизнедеятельно­сти. Например, каждый человек испытывает потребность в общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость личности определяется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой желания и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разнообразием способов удовлетворения — то есть непохожестью мотивации, возни­кающей из этой одинаковой для всех потребности в общении.

Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для од­ного она ограничена и обеднена примитивной мотивацией ог­лохнуть от воя и грохота так называемой рок музыки, а у дру­гого эстетическая деятельность мотивирована и живописью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей при­роды и общества.

Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия «мо­тив», потребовались еще и для того, чтобы обратить внимание на вред от неразборчивого или просто небрежного употребле­ния понятий. В учебнике психологии для пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать ин­тересную книгу, купить галстук модной расцветки и т. д. Но должно быть понятно, что нет, не бывает таких потребностей, что названы мотивы, опосредствующие какое-то удовлетворе­ние, но никак не сами потребности.

Неряшливость словоупотребления проявляется и в том, что существует тенденция включать в феномен мотивации самые разнообразные психологические явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для обозначения мо­тивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция, цель, мечта, установка, убеждение. Да еще из англоязычной психологии — драйв, импульс, эрг, трэйт, подкрепление, сти­мул. Только для объяснения этих терминов потребуется не мало страниц. Кроме того, мотивировать поведе­ние могут такие личностные свойства как самооценка, уровень притязаний, особая потребность в достижении, есть у человека привычки и стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без раздумий и размышлизмов, есть так называемые моральные принципы и т. д.

Привести в систему и понять взаимозависимости всего этого многообразия психологических явлений, при данном состоя­нии науки не представляется возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, — если учитывать качественное различие потребностей, т. е. разную степень социализа­ции потребностей нижних «этажей» в сравнении с духовны­ми потребностями четвертого уровня. Если мы договорились, что мотивом будем называть образ потребного будущего, инициирующий деятельность, то все приведенные словеса — или всего лишь оттенки смысла, или отражение места какой-либо потребности в общей иерархии. Например, есть потребности низших порядков, почти одина­ковые у нас с животными, здесь вполне уместно понятие «драйв». Стало быть, если вам во время чтения встретится это слово, будет понятно, что речь идет о мотивации, но вызван­ной не какой-нибудь, а только одной из нижерасположенных, примитивных потребностей. Но если говорить, положим, о по­требности смысла жизни, то слово драйв не подходит принципиально.

В то время как низшие потребности выступают как прямое, безусловное побуждение, т. е. «толкают» поведение без посред­ника-мотива (попробуйте не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется, человек пыхтит себе и все), потребности высших уровней имеют множество вариан­тов реализации, поэтому никак не обойтись, например, без понятия идеал. Здесь даже определение почти совпадает: иде­ал это представление (может быть недостижимого) будущего, побуждающее активность личности.

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятель­ность, в которой он находил бы смысл своего существования. От­сюда вытекает потребность в тру­де, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные спо­собности человека. Отсутствие этой фундаментальной челове­ческой потребности — основной показатель социальной деформа­ции личности.

Органические потребности человека возникают без специального их формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе специального их формирования, воспитания. Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня про­изводства и потребления, от условий жизни человека, от традиций и гос­подствующих вкусов в данной социальной группе. Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удов­летворенная потребность сначала исчезает, но затем возникает с боль­шей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократ­ного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникающие в результате деятельности все новые и новые потреб­ности являются основным стимулом как развития отдельной личнос­ти, так и исторического прогресса общества в целом.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы необходимые средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообраз­нее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность, с нейрофизиологической точки зрения, представляет собой образование доминанты, устойчивого возбуждения определен­ных механизмов головного мозга, которые связаны с регулированием необходимых поведенческих актов. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к опре­деленному виду деятельности. При этом оживляются все необходи­мые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие.

Следующим звеном в цепочке побудительных мотивов человеческой деятельности выступает интерес, под которым понимается реальная причина социальных действий, событий, свершений стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями, намерения и т.д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов. [50, 219].

Можно сказать и так: интерес – это форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое сознание. Из такого определения интереса следует, что в отличие от потребности, которая характерна для всего живого, интерес – феномен, присущий только людям. И именно как осознание потребности интерес оказывается более непосредственной причиной человеческих действий – индивидуальных и групповых. Поэтому вызывает обоснованные, на наш взгляд, следующие утверждения, встречающиеся в научной литературе: интерес – это просто инобытие потребности, но так же не мотив поведения. Коли есть потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но начнется ли активность по овладению объектом, зависит не от интереса, а только от мо­тива: большинство старшеклассниц проявляют интерес к ка­кому-нибудь певцу Леонтию Разину, но побуждение к дей­ствию (письмо написать, у подъезда дожидаться) при этом испытывают только отдельные, особо экзальтированные осо­бы, которых все нормальные люди воспринимают с оттенком недоумения, а то и хуже, отзываясь о них в сопровождении такого характерного жеста, когда пальцем у виска покрутят.

Следовательно, включать интересы в список мотиваторов поведения не только неверно, но и нецелесообразно, интерес может быть, а может и не быть мотивом поведения. Это хоро­шо, что язык допускает смысловые оттенки, усиливая выра­зительность речи, но, сказав о наличии у кого-то «интереса к живописи», мы пока еще ничего не сказали конкретного о мотивации данной деятельности, и это только уводит нас от понимания истинных причин поведения.

Дело в том, что именно в этом звене ''интерес'' обнаруживает неразрывное единство объективной и субъективной сторон мотивационной сферы деятельности. Субъективная потребность в интересе имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Последняя заключается в возможности появления под воздействием определенных идей интересов мнимых, неистинных. Достаточно вспомнить, как бредовые концепции типа ''Германия превыше всего'' вдалбливали в головы миллионов мысль о том, что их истинный интерес требует ''продвижения '' на Восток (да и на Запад тоже).

Интере с— избирательное от­ношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы определяются доминирующей направленностью личнос­ти. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к опреде­ленной социальной группе. Интересы человека определяются систе­мой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямо­линейна, а иногда она и не осознается.

Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответ­ствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (ма­териальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом яв­ляется раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют че­ловека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материаль­ными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика лично­сти включает в себя определение круга интересов данного человека.

С интересами человека тесно связаны его желания. Желание — мотивационное состояние, при котором потребности со­отнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуа­ции, но эта ситуация может быть создана, то направленность созна­ния на создание такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением.

Разновидностью стремления является страсть — стойкое эмоцио­нальное стремление к определенному объекту, потребность в котором до­минирует над всеми остальными потребностями и придает соответ­ствующую направленность всей деятельности человека. Состояние стра­сти остро и бурно переживается. Но страсть в отличие от импульсив­ных действий регулируется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной цели. Страсть может быть положитель­ной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от­дельным видам трудовой деятельности и т.п.). Полное отсутствие стра­стей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупе­нию, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти — это небесный огонь, оживляющий нравствен­ный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа бла­городством. Однако низменные страсти, связанные с гиперболизаци­ей потребностей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вов­лечению в так называемый терочный круг (патологическая страсть к саморазрушению посредством психотропных веществ).

Таким образом, и нтересы — это преимущественная направленность человека на какие-то предметы, деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Наличие определенных интересов у воина является благоприятной предпосылкой его служебной деятельности, развития способностей, успешного обучения. У молодых людей при подготовке их к призыву желательно развивать интерес к службе, военной технике.

Сильным побудительным мотивом к какой-либо деятельности является склонность. Человек с выраженной склонностью к данной области всегда добьется больших успехов. Развитие у будущих воинов склонности к военной технике, оружию—важнейшая предпосылка успехов в учебе и службе. Для военнослужащих очень важно осознание и следование общегосударственным интересам. «Национальные интересы, - отмечается в Концепции нацио­нальной безопасности РФ, - за­ключаются в духовном обновле­нии общества, сохранении его нравственных ценностей, утверж­дении в обществе идеалов высо­кой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитии многовеко­вых духовных традиций Отечест­ва». В решении этой задачи заин­тересованы все здоровые силы об­щества. Военным руководителям важно уметь формировать у подчиненных истинные интересы, направленные на свой профессиональный рост, на решение задач стоящих перед подразделением.

Как непосредственное ближайшее отражение интереса в сознании человека возникает стимул – определенное побуждение к действию, которое по своей природе может быть либо материальным, либо духовным, либо сочетанием того и другого. Правда, в сочетании со словом ''стимул'', прилагательное ''духовный'' звучит несколько иронически, ибо стимулом в Древнем Риме называлась заостренная палка, которой погоняют быков. И тем не менее, значение стимулирования воинской деятельности трудно переоценить. Следует активно использовать многолетний опыт работы в данном направлении: чествовать передовиков, поощрять отличившихся в службе и т.д., используя различные формы и средства.

Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает цель. Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, которая характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.[57, 731] То есть одним из важнейших компонентов мотивационной сферы воинской деятельности является ее целеполагании. Известно, что под целью понимается предвосхищение в мышление результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий воина в некоторую последовательность или систему. Анализ воинской деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной служебной ситуации и цели. Следовательно, осуществление цели – это процесс преодоления этого несоответствия.

Цель как один из элементов деятельности военнослужащих обусловлена объективными факторами военного дела. Она выступает как определенный механизм интеграции различных действий воинов в следующую систему: цель, средство и результат. Цель – это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Уяснению сути целеполагания воинской деятельности способствуют результаты общетеоретических исследований данного социального феномена. Целеустремленность отличает, в первую очередь, общественного человека как субъекта действия. Придавая последней активный и направленный характер, цель как бы ''освящает'' и указывает ей путь, и ставит их фактором успешного преобразования человеком действительности. Могущество разума есть своего рода идеальное выражение творческого могущества реальной предметно - преобразующей деятельности субъекта.

Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов эволюции. Специалисты отмечают, что каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача действия, иными словами – результат, которого организм стремится достигнуть, есть нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким образом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель потребного будущего. Целеполагание, следовательно, возникает из жизненной потребности субъекта (живого существа). Такое забегание вперед, опережение событий, '' предустановка '' и составляет сущность целеполагания (рефлексы идеального).

И.П. Павлов рассматривал рефлекс цели в качестве основной формы жизненной энергии человека, стремящегося к овладению необходимыми ему предметами. На пути достижения цели субъект преодолевает все трудности и препятствия. Бесцельная жизнь пуста, бессодержательна и нередко приводит к самоубийству. Поэтому цель – это драгоценнейшее качество огромного жизненного значения. ''Рефлекс цели'', вместе с другими рефлексами, образует ''рефлекс жизни''. Стремление к объекту, периодичность и последовательность, определенный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности является ее существенными чертами.

Целеполагание представляет собой некоторое опережающее отражение действительности. Чем актуальнее целевая функция, тем активнее и быстрее осуществляется процесс развития социальных субъектов. Целесообразность – наиболее существенная черта рефлексии, но, конечно же, не исчерпывает полностью содержание последней. В качестве особого явления, рефлексия не тождественна целесообразным своим направлением. Не все акты рефлексии носят непременно осмысленный, осознаваемый характер и направлены на реализацию данной цели. Субъект способен предаваться бесцельному время провождению, когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он займется в следующий временной интервал, какие поступки совершит и какой уровень активности обнаружит. Такими чертами отличается поведение, например, таких офицеров, которые ''засиделись'' длительное время на определенной должности, в определенном воинском звании и, тем самым, утратили важный мотив своей службы.

Существуют различные основания для классификации целей воинской деятельности: по времени (близкие и далекие), по значению (существенные и несущественные, личные и общественные), по предметной области и т.д. Кроме того, целеполагание специфично на различных стадиях профессионализма:

· На стадии выбора профессии (поступление в то или иное военное учебное заведения);

· На этапе профессионального обучения (окончить вуз с дипломом с отличием, либо довольствоваться удовлетворительными оценками);

· На стадии практического овладения профессией (стремление стать мастером своего дела, либо халатное выполнение своих обязанностей);

· На этапе расцвета профессиональной деятельности (получить, например, звание ''заслуженный летчик'', либо спокойно ожидать увольнения в запас);

· В момент ухода из профессии (самореализоваться в новых формах деятельности, либо довольствоваться пенсионным обеспечением);

Система целей, стоящих перед человеком, целей, которые он пре­следует своими действиями, мотивов, в соответствии с ко­торыми он действует, выражает его направленность.

Если знать направленность человека, то можно точно предвидеть отдельные его поступки и жизненную линию в целом. В условиях школы в процессе патриотического воспитания важно формировать у будущих воинов военно-профессиональную направленность, что обеспечит в дальнейшем их самоотверженное поведение в процессе прохождения службы.

Чтобы понять направленность воспитуемого, надо разо­браться в системе целей, которые он перед собой ставит. Цели человек ставит перед собой не случайно. Выбор и постановка целей — процесс, закономерно обусловленный. И эту закономерность важно учитывать. Если у во­ина преобладают общественно значимые мотивы, то и це­ли у него будут серьезные, содержательные. Служба у та­кого человека будет протекать успешно. Молодой человек не всегда говорит о том, каких целей он хочет добиться в жизни. Но педагог может узнатьо них, если раскроет свойственную учащемуся систему мо­тивов. А это можно сделать, наблюдая за проявлением и удовлетворением его потребностей. Так через потребности и мотивы раскрывается система личных целей, т. е. направ­ленность молодого человека. Зная его направленность, можно предвидеть его поступки и поведение в различных ситуациях, а значит, и грамотно им руководить, и правиль­но его воспитывать.

Важное место в мотивационно-смысловой сфере воинской деятельности занимают идеи и идеалы. Идеал выражает основное направление личных устремлений человека и всегда соответствует главным его наклонностям. Наличие идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности. Идеал - очень сильный побудитель к действиям. Обычно героические поступки соверша­ютвоины, следующие возвышенным идеалам.

Не меньшая роль принадлежит и идеям, положенным в основу воспитательной работы в Вооруженных силах. Исторический опыт, практика последних лет убеждают, что духовность армии и флота не может сущест­вовать вне социально значимых идей, верований, цен­ностей, традиций, которые долж­ны всячески оберегаться и культи­вироваться общественными ин­ститутами.

Духовные основы воспитания выражаются, прежде всего, в идеях, идеалах. Единая общенародная идея духовно цементирует обще­ство и Вооруженные Силы, созда­ет предпосылки их целостности. Такая идея необязательно должна носить религиозный характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа под сугубо секулярными идеями (национального освобождения, модернизации общества и т. д.).

Но в любом варианте идея, спла­чивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общест­венном сознании. В данном случае под «идеей» подразумевается историческое существованиеи историческое сознание народа, а также выражение его исторических задач. Влияние идей всегда было весь­ма значительным в военном деле. Без идейного обоснования не­возможны не только победы на войне, но и само воинское воспи­тание, предшествующее этим по­бедам. Одна из главных причин успеха преобразовательной дея­тельности и военных побед Петра I заключалась втом, что в нищей, голодной стране, не выплачивав­шей налогов, разбегавшейся от тяготы повинностей, с ее бездоро­жьем, темнотой, дворяне сумели предложить большую, красивую идею. Идею модернизации Рос­сии, которая была положена в ос­нову воспитания военнослужа­щих.

Основополагающая идея не мо­жет не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на воинов не непосредственно, а через их духовный уклад, отража­ющий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад, включающий в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верова­ний, способов известный соци­альный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само понятие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связы­ваетсяим с образованием «нацио­нальной души».

Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от положительного опыта в идейном воспитании военнослужащих, ко­торый накоплен в армиях других государств. Но делать это необхо­димо творчески, критически, ибовсякие необдуманные попытки использования готовых загранич­ных идей приводят к копирова­нию лишь внешней, формальнойстороны, без проникновения в их глубинную сущность.

Исходя из этого, в сознании во­еннослужащего должна жить прежде всего идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно не может быть внешне при­нудительным. Так называемый «казенный» патриотизм далеко не всегда пробуждает и воспиты­вает в душе чувство Родины. За­дача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, ане навя­зать настоящий патриотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убеди­тельно показывать военнослужа­щим истинные достоинства Ро­дины, которые заслуживают любви и преклонения.

Обосновать идею Родины и чувство патриотизма - не значит банально показать их естествен­ные истоки в историческом разви­тии народов. Необходимо рас­крыть их государственное значе­ние иих священность для каждо­го гражданина. Прерванная по соображениям политической конъюнктуры, эта традиция была возрождена в го­ды Великой Отечественной вой­ны, когда вся страна в едином порыве объединилась для отпора врагу. 23 февраля 1943 года в списки части навечно былза­числен Александр Матросов, за­крывший грудью амбразуру. И вновь над строем гордо и вели­чественно раздавались слова, наиболее ярко выражавшие наи­высшие проявления самопо­жертвования: «Пал смертью хра­брых за свободу и независимость нашей Родины». Эта традиция жива и поныне. Приказом ми­нистра обороны РФ № 133 от 17 марта 2000 года зачислен навеч­но в списки 1-й роты Новоси­бирского военного института лейтенант Роман Сидоров, спас­ший ценой своей жизни подчи­ненных. Вечным, священным огнем будет гореть в наших сердцах подвиг 85 десантников 6-й парашютно-десантной роты Псковской воздушно-десантной дивизии, которые погибли, но не пропустили превосходящие силы бандитов.

Память об этих подвигах рож­дает патриотическое единение, которое является разновиднос­тью духовной консолидации. Она весьма важна с точки зре­ния военного могущества госу­дарства. Опираясь на историче­ский опыт военного строитель­ствав России, С. Л. Франк от­мечал, что «никакая самая суро­вая дисциплина не могла бы со­здать армию и заставить ее сра­жаться, если бы солдаты не бы­ли спаяны внутренним чувством солидарности, не сознавали ин­туитивно себя членами единой нации».

Любить свою Родину и верить в то, что она справится со всеми ис­торическими испытаниями, пре­одолеет все трудности, не значит закрывать глаза на ее несовершен­ство, на существовавшие и суще­ствующие в нашем обществе по­роки и слабости.Поэтому военные руководители должны уметь учить настоящих патриотов и на политических ошибках своего народа, и на недо­статках его характера и культуры, и на исторических крушениях, и на неудачах его хозяйственной де­ятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.