Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оружие и украшения.






Самым ярким и заметным доказательством влияния Хазар на мордву является присутствие в захоронениях топоров салтово-маяцкой культуры, общая объединяющая форма этих топоров заметна даже не специалисту. В СМ топоры самой различной формы [2, 111], так, есть боевые топоры-чеканы. Топоры имеются в различных вариантах: с длинным четырехугольным обушком, топоры с массивным опущенным лезвием и стержневидным обушком и т.д. Если взять другое мордовское погребение, Красный Восток (Пензенская область), то также есть топоры-чеканы [10]. Схожие топоры имеются в самых различных местах салтово-маяцкой культуры [ 3, C.188; 11, С. 249, 255].

Важный вопрос - при каких обстоятельствах происходит этот обмен ценностями. В нарративных источниках упоминается, что власть Кагана распространялась и на территорию современной Мордовии и Чувашии (Племенной союз Буртасов). Логично предположить, что мордва могла поставлять военные отряды Хазарам, естественно, при взаимодействии с военной системой Хазар. Мордва могла взять боевые топоры себе на вооружение. Не стоит забывать, что мощное влияние торговли в современном мире возросло только относительно недавно - с появлением поездов, машин и самолетов. В древности, да еще и глубине материка (не на побережье моря) возможности торгового транспорта были сильны ограничены, поэтому не стоит преувеличивать роль торговли. Не исключено, что очень многие предметы были получены с помощью войны - когда Каганат был сильным, мордва, возможно, участвовала в грабительских походах на стороне Хазар. Когда же тюркское государство начало слабеть, то мордва могла нападать на бывших властителей, забирая ценные вещи в качестве трофеев. В любом случае, в СМ в отличие от СМК, есть хорошее наступательное оружие, и в первую очередь стрелы, в том числе и бронебойные, также сабли. Не исключено, что это говорит о вольном положении мордвы по сравнению с СМК.

Влияние Хазар на мордву не ограничивалось только оружием. В VIII–IX вв. проникновение на мордовские территории стеклянных бус происходило по землям салтово-маяцкой культуры. В этот период Хазарский каганат оказывал сильное влияние на материальную культуру мордвы, которая характеризуется широким распространением аланских украшений [12]. Стоит отметить, что конкретно в СМ найдены аланско-хазарские [2, C.128] амулеты, снаряжение боевого коня, серьги, подвески-фонарики, бусы, всевозможные амулеты.

Таким образом можно проследить значительное материальное влияние Хазар на Мордву.

 

 

Выводы

Итак, мной изучены некоторые аспекты влияния Хазарского каганата на мордву. Выявлены материальные памятники Салтово-маяцкой культуры на территории мордовских могильников. Рассмотрен вопрос о влиянии хазарского иудаизма на мордву. Несмотря на то, что даже по косвенным данным на территории СМ не было талмудического иудаизма, сделаны важные выводы по выявлению возможных признаков прозелитизма среди народов Хазарского каганата. Можно предполагать, что население исследуемого могильника было под влиянием талмудического иудаизма, когда были соблюдены следующие условия:

1. Массовая ориентировка погребений ногами к Иерусалиму или к выходу с кладбища.

2. Присутствие элементов салтово-маяцкой культуры.

3. Допускается отсутствие гроба, а также его присутствие (дно должно быть как минимум с небольшим отверстием), или наличие деревянных носилок. Не допускается трупосожжение.

4. Допускается сильное влияние язычества, наличие в погребениях различных предметов.

Изучение нужно проводить также по отношению ко всем погребениям исследуемого могильника. Однако можно выделать в отдельную группу для изучения наиболее богатые захоронения, как наиболее потенциальные для обращения в иудаизм.

 

Список литературы.

Еврейско-хазарская переписка. П.К.Коковцов. Ответное письмо хазарского царя Иосифа. Пространная редакция [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] ttp: //gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0504b.htm

2. Материальная и духовная культура мордвы в VII-X вв. И.М. Петербургский. Саранск 2011 г.

3. Хазары: Миф и история. К. И. Красильников, Л.И. Красильникова \\ Идентифицирующие признаки населения степного Подонцовья в структуре Хазарского каганата. – с. 153-188. Москва 2010 г.

4. Электронная еврейская энциклопедия. Челарево. [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://www.eleven.co.il/article/14660Было

5. Пензенская область. Пановский могильник в Пензенской области [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://inpenza.ru/archeology/panovsky-burial.php

6. Концептуальная статья В.С. Флёрова и В.Е.Флёровой. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников. [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://domongol.org/viewtopic.php? f=11& t=10704

7. Необычные похоронные обряды разных народов. [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года] https://scisne.net/t-1714

8. Пензенская еврейская община. Указаны контактные данные раввина Савинова Дана, который консультирует по иудейскому обряду. https://jewish-penza.n-fox.ru/index.php? option=com_content& view=category& layout=blog& id=32& Itemid=31

9. Электронная еврейская энциклопедия. Погребение [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года]. https://www.eleven.co.il/article/13249

10. СD-диск «Край наш Пензенский». К 100-летию пензенского государственного краеведческого музея.

11. Хазарский альманах. Том 5. Киев-Харько, 2006 г. Аксенов В.С. Михеев В.К. Население хазарского каганата в памятниках истории и культуры «Сухогомольшанский могильник VIII-X вв.»

12. Диссертация «Бусы среднецнинской мордвы как исторический источник». Терехова Наталия Владимировна [Электронный ресурс, последняя дата обращения 20 мая 2015 года]. https://www.archaeolog.ru/media/dissovet/zakl_Dissovet_Terehova.pdf

 

 


[1] Если быть точнее, упоминается племенное объединение буртасов, на территории которой были распространены мордовские племена. «У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с, …» [1]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.