Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционирования современной семьи






Супружеская любовь в значительной мере зависит от характе­ра удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторож­дения'. Сексуальная неудовлетворенность и дисгармония — од­на из существенных причин разводов (зачастую скрываемых) и нервных заболеваний.

Репродуктивная функция семьи состоит в рождении де­тей, продолжении человеческого рода. Она включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизвод­стве населения, что прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям че­ловечества, с поддержанием его здоровья, а также с пред­отвращением, как указывают А.Г. Харчев и М.С. Мацковский «воспроизведения в новых поколениях различного рода био­логических аномалий».

Если раньше в России был повсеместно распространен тип многодетной семьи, то в настоящее время более полови­ны всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей. Очень мало семей, имеющих двоих или троих детей. Причин этого несколько: распространение городского обра­за жизни, массовая занятость женщин в производственной сфере, рост культуры людей, увеличение потребностей, резкое ухудшение материального образа жизни основной массы населения в 90-е годы, сложности с жилищными

условиями.

Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три—четыре поколения, очень мало. Этому тоже есть историческое объяснение: большими семьями живут митсн1е
«малой» семье (муж, жена и дети) трудно выжить одной 'безопоры на многочисленных родственников. Сокращение спелнего размера семьи ведет к ослаблению семейных связей и выступает объективным фактором дестабилизации родственныхотношений.пола

С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию, причем воспитываются в семье и взрос
лые, и дети. Особенно важно влияние семьи на подрастающее поколение. Нельзя не согласиться с американским соци­
ологом Дж. Боссардом, что семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и де­
ти друг другу, но и то, что дети передают своим родителям Эти «дары» детей заключаются: в обогащении внутрисемей ных связей; в расширении круга интересов семьи; в эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь в возможности возвращения к пройденным этапам жизни в более глубоком понимании жизненных процессов и «истинного смысла жизни». '

Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи - целого комплекса усло­вии и средств, определяющих ее педагогические возможнос­ти. Семейному воспитанию свойственны первичность непое рывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональ-ность.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие ду­ховной культуры, на социальную направленность личности мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью обще­ства, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естест­венные условия для формирования полноценного семейного коллектива. Это обогащает жизнь каждого члена семьи и со­здает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.

Все большее значение исследователи семейных отношений придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:

— посредничество семьи в контакте своих членов со средст

вами массовой информации, литературой и искусством;

 

— влияние семьи на многообразные связи своих членовс окружающей природной средой и на характер ее восприятия;

— организация внутрисемейного общения.

Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. А в современ­ных условиях сильно возросло значение семьи как «психоло­гической защиты личности». Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним — психологическая атмосфера). Он является следствием се­мейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокуп­ности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к ра­боте, к окружающим событиям.

Психологический климат семьи — это комплекс психологи­ческих условий, способствующих или препятствующих спло­чению семьи. Нередко его называют морально-психологичес­ким климатом, имея в виду единство духа супружества, общего стиля жизни семьи, характера отношений в ней. Психологиче­ский климат не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, от их усилий зави­сит, каким он будет.

Многие исследователи выделяют два типа психологичес­кого климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения и проведенное анкетирование показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат, зависящий от ситуаций, и от того, как складывается жизнедеятельность семьи.

Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает бла­гоприятную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неустроенность семьи, нередко взаимодействуя с другими не­благоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высо­ким материальным достатком и бытовым комфортом присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся из­менить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедли­вое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, 1 благоприятствует укреплению супружеских отношений, нрав-ственному и трудовому воспитанию детей.

При несправедливом распределении домашних обязан­ностей в семье, когда они возлагаются в основном на жен­щину, мужчина выступает в роли «главы», а дети — лишь в роли потребителей; влияние, безусловно, будет неблаго­приятным.

В современных семьях женская бытовая занятость в два—три раза превышает мужскую. Кроме того, существенно изменилась традиционная роль мужчины в семье — он пере­стал быть единственным кормильцем. Все это негативно влия­ет на супружеские отношения и отрицательно сказывается на воспитании детей.

Для большинства семей характерно примерно равное уча­стие супругов в организации жизни семьи. Анкетирование, проводимое в свое время в Ставрополе, показало, что более 70% супругов считают, что у них в семье равноправие. Конеч­но, это самый прогрессивный принцип семейного управле­ния. В самом деле, в тех вопросах, в которых более компе­тентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадле­жать мужчине.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, так как свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил челове­ка, всестороннего развития личности.

Жизнь семьи многогранна. Мы кратко рассмотрели толь­ко ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что семья удовлетворяет многообразные инди­видуальные потребности личности и важнейшие потребнос­ти общества.

Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и об-

раз жизни общества. Семье принадлежит важная роль в уско­рении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счас­тья каждым человеком.

Вопросы и задания

1. Ответьте на вопросы:

Что понимается под функциями семьи?

Какие функции имеют социальные институты семьи и брака?

Охарактеризуйте предназначение семьи и ее основные функции.

В чем индивидуальное значение функций семьи?

Какое общественное значение имеют основные функции семьи?

2. Закончите следующие предложения:

В семье с наибольшей естественностью удовлетворяются... Функций семьи столько, сколько...

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и от­ражают...

К неспецифическим функциям семьи относятся... Отличие специфических функций семьи от неспецифических состоит в...

3. Согласны ли вы с тем, что функций семьи столько, сколько потребнос­
тей онр удовлетворяет?

4. Выполнение каких функций является, на ваш взгляд, наиболее
проблемным полем для членов семьи?

5. Приведите примеры и проанализируйте последствия функциональной
дезорганизации семейной жизни.

6. Как вы понимаете слова Н.В. Шелгунова, который писал: «Семья — ос­
новная ячейка общества, из нее оно выходит и в ней оно отражается».

7. Выступите перед сокурсниками с сообщением о функционировании
современной семьи, используя вопросы:

Почему необходимо половое воспитание и просвещение молодо­го поколения?

Какие факторы влияют на реализацию репродуктивной функции? Почему патриархальной семье была свойственна многодетность? Какими методами можно увеличить рождаемость? Каковы основные аспекты воспитательной функции современной семьи? Что такое воспитательный потенциал семьи? Какое значение имеет коммуникативная функция семьи? Какова роль сексуально-эротической функции в жизни супругов и семьи?

От чего зависит психологический климат в семье? Есть ли взаимосвязь бытового комфорта и психологического кли­мата в семье? Как семья формирует брачно-семейное поведение ребенка?


СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

8. Используя приведенную схему 5,.охарактеризуйте экономическую
функцию семьи..•. '..'.• ' •. / \: ''-.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.