Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лакокрасочные и защитные материалы






Срок службы легковых автомобилей в значительной степени определяется коррозионной стойкостью их кузовов. Кузов — это основа автомобиля (50 % его стоимости). После трех лет эксплуатации на кузовах легковых автомобилей обычно возникает 130... 150 очагов коррозии общей площадью 150...230 см2. Неподвижный автомобиль на воздухе кор­розирует быстрее и интенсивнее, чем работающий. Наиболее эффективным методом защиты является окрашива­ние поверхностей в сочетании с дополнительной обработкой их защитными противокоррозионными составами.

Схема технологического процесса окрашивания кузовов:

1. нанесение I слоя водоразбавляемой грунтовки методом электроосаждения (20...25 мкм);

2. Нанесение II слоя грунтовки, выполняющей роль грунтошпаклевки (30...45 мкм);

3. Нанесение уплотнительных мастик на швы кузова и противо­шумной мастики на днище;

4. Мокрое шлифование;

5. Нанесение 3-х слоев эмали способом «мок­рой по мокрому» (35...45 мкм);

6. Сушка в проходных конвекционных печах;

7. Исправление дефектов (шлифование, протирка, суш­ка, подкрашивание, полирование).

Общая толщина полученного покрытия должна составлять 85...115 мкм.

Одновременно прово­дят противокоррозионную обработку днища мастикой БПМ-1 или поливинилхлоридным пластизолем «Диплозоль-11 А». В скрытые полости вносят антикоры.

Задний и передний мосты автомобиля, коробки передач, ры­чаги передней подвески и детали рулевого управления окрашива­ют водоразбавляемой грунтовкой ВМЛ-0143 и эмалью МЧ-123, либо эмалью МС-17 черного цвета. Карданный вал окрашивают грунтовкой ГФ-089 и эмалью МЧ-123 или МС-17, пружины передней подвески и штанги стабилизаторов — эмалью МС-17.

Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых для ремонтного окрашивания — это грунтовки, шпатлевки и эмали.

Грунтовки наносят непосредственно на поверхность металла. Характеризуются хорошей адгезией (сцеплением) как с металлом, так и с последу­ющими слоями шпатлевки и эмали. Должны быть устойчивы к действию растворителей, повышенных температур (во время сушки после­дующих слоев покрытия), не должны размягчаться при нанесении шпатлевки и эмали. Общая толщина слоя грунтовки не должна превышать 25...40 мкм.

Шпатлевки предназна­чены для выравнивания поверхности перед нанесением верхних декоративных слоев эмали.

Эмали применяются для верхнего (наружно­го) слоя лакокрасочного покрытия и образуют непрозрачные цветные пленки.

На этикетках лакокрасочных материалов обычно пишут «Эмаль», «Грунтовка» или «Шпатлевка», их цвет, а затем буквенно-цифровое обозначение из 4...6 индексов. Буквы в обозначении определяют состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала, а цифры — его назначение. Первая цифра указывает, для работы в каких условиях предназ­начено покрытие, например: 1 — атмосферостойкое; 4 — водо­стойкое (в том числе к горячей воде); 5 — специальное (например, светящееся); 6 — маслобензостойкое; 7 — химически стойкое; 8 — термостойкое. В обозначении грунтовок после буквенного индекса пишут 0, а в обозначении шпатлевок 00. Иногда после цифрового индекса в обозначении идут буквы, характеризующие цвет или особенности материалов (например, ГС — горячая сушка, ХС — холодная сушка, НГ — негорючая, М — для матовых покрытий).

Примеры:

Грунтовка ФЛ-03К — грунтовка на основе фенольной смолы, № 3, красная.

Грунтовка ВЛ-02 — грунтовка на основе поливинилбутираля, №2.

Шпатлевка ЭП-00-10 — шпатлевка эпоксидная, № 10.

Лак КО-815 — на основе кремнийорганической смолы для термостойких покрытий.

Эмаль НЦ-11 — на основе нитроцеллюлозы для атмосферостойких покрытий, фисташковая.

Фосфатирование процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя не раствори­мых в воде фосфорно-кислых соединений.

При­меняют три вида фосфатных покрытий:

грунтовочные противокоррозионные, наносимые перед окрашиванием, для улучшения защитных свойств и повы­шения адгезионной прочности лакокрасочных покрытий;

противокоррозионные для временной (при хранении) защиты деталей, работающих обычно в контакте с маслом и смаз­кой или подвергающихся относительно слабому коррозионному воздействию среды (пружины, крепежные изделия и т.д.);

антифрикционные, снижающие коэффициент тре­ния совместно работающих деталей.

Для фосфатирования используют фосфатирующие растворы, пасты, грунтовки.

Различают несколько видов фосфатирования: ускоренное, холодное и аморфное.

При ремонтных работах реально проведение только холодного фосфатирования.

Для фосфатирования стальных крупногабаритных изделий ис­пользуют пасты следующего состава, г на 1 л воды:

Ортофосфорная кислота (плотность 1, 41).................... 80...85

Цинковые белила (сухие)............................................. 15... 17

Натрий азотокислый....................................................... 1, 2

Тальк............................................................................1500...3000

Виды грунтовок:

с инертными пигментами, которые не взаимодей­ствуют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозион­ный процесс (например, грунтовки ГФ-021, ФЛ-03КК, НЦ-081);

пассивирующие, т.е. содержащие пассивирующие пигменты, например хроматы;

протекторные ПС-1 и ЭП-057, содержащие металли­ческий порошок с более отрицательным потенциалом, чем железо, обеспечивающий катодную защиту. Позволяют свари­вать грунтованный металл.

фосфатирующие, применяемые по стали, цинку, меди, алюминию и его сплавам, магниевым сплавам, олову и дру­гим металлам. Основным их компонентом является суспензия пигментов в поливинилбутиральном спиртовом лаке, а вторым — водно-спир­товой раствор ортофосфорной кислоты (кислотный разбавитель).

Правила использования шпатлевок:

1. Все шпатлевки (кроме эпоксидных и шпатлевок на основе ненасыщенных полиэфиров) можно наносить только на загрунтованную или окрашенную поверхность.

2. Толщи­на слоя шпатлевки должна быть минимальной.

Предельная толщина шпатлевочного слоя определяется усад­кой материала, %:

Полиэфирные, эпоксидные шпатлевки........................ 0... 0, 1

Алкидные, пентафталевые................................................ 2...4

Нитрошпатлевки............................................................. 10... 15

Большинство шпатлевок представляют собой густые пастооб­разные массы, удобные для нанесения шпателем. Разновидностью шпатлевок являются грунтошпатлевки. Обычно это составы на основе эпоксидных смол и в отличие от большинства других шпатлевок их можно наносить непосредственно на металл.

Нанесение эмали имеет целью улучшить защитные функции покрытия, придать красивый внешний вид либо специальные свойства, например способность светиться, противостоять обледенению и т.д. Первый нанесенный слой эмали называют выявительным, так как на нем отчетливо выделяются все дефекты зашпатлеванной поверхности. После сушки выявительного слоя оконча­тельно выправляют все мелкие дефекты с помо­щью шпатлевки. Зашпатлеванные места высушивают и шлифуют. Затем наносят еще несколько слоев эмали. При ремонтном окра­шивании желательно использовать лакокрасочные материалы на основе того же пленкообразующего, которое было нанесено на заводе-изготовителе. Если отдельные участ­ки покрытия отличаются по внешнему виду (из-за волнистости, наплывов, меньшего глянца и пр.) - поверхность шлифуют и полируют.

Керамический лак - Разработанные в 2002 году, и впервые примененные при производстве серийных автомобилей компанией Мерседес в 2004 году эти керамические лаки представляют собой уникальные химические соединения, которые обладают не только особой прочностью, но и эффектом самозатягивания царапин. Керамический лак обладает высокой износостойкостью. Им часто покрывают дорогие автомобили, чтобы защитить от внешних воздействий и продлить срок службы покрытия. Кроме высокой прочности, керамический лак дает эффектный блеск и яркость, которые сохраняются даже после многократных автомоек. Его устойчивость к внешним воздействиям выше, чем у обычного лака на 40-50%.

Эффективным способом защиты глушителей от коррозии является окрашивание. Но для их окрашивания пригодны только термостойкие, в основном кремнийорганические эмали и лаки. Термостойкость лаков значительно повышается при добавле­нии к ним 6... 10 % алюминиевой пудры. Смешивать пудру с лаком нужно непосредственно перед употреблением, так как при длительном хранении (более 4...6 ч) пудра теряет способ­ность всплывать, ухудшаются эксплуатационные пока­затели и внешний вид покрытия. Загерметизировать соединения выхлопных труб, заделать коррозионные повреждения в глушителе можно, используя высокотемпературный армированный цемент, выпускаемый фирмой АБРО ИНДАСТРИЗ.

 

Контрольные вопросы:

1. Методы защиты кузова автомобиля от коррозии.

2. Схема технологического процесса окрашивания кузовов.

3. Основные виды лакокрасочных материалов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.