Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. «Автомобильные эксплуатационные материалы»






СБОРНИК

Опорных конспектов

По дисциплине

«Автомобильные эксплуатационные материалы»

Для студентов 3-го курса

специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

Воронеж – 2013

 

 

Сборник опорных конспектов по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы» содержит в краткой форме информацию об основных видах автомобильных эксплуатационных материалов, их свойствах и применении.

В приложении даны сведения о соответствии отечественных и иностранных масел и смазок, их классификации по эксплуатационным свойствам и применению, а также словарь терминов и персоналий.

Сборник опорных конспектов может быть использован студентами при подготовке к экзамену, для организации самостоятельной работы

 

 

Содержание

  Введение …………………………………………………………………  
  Переработка нефти ……………………………………………………...  
  Автомобильные бензины ………………………………………………  
  Повышение октанового числа. Свойства бензинов. ………………….  
  Автомобильные дизельные топлива …………………………………..  
  Свойства автомобильных дизельных топлив………………………….  
  Альтернативные топлива ……………………………………………….  
  Общие сведения об автомобильных смазочных материалах…………  
  Масла для двигателей…………………………………………………...  
  Трансмиссионные и гидравлические масла……………………………  
  Пластичные смазки……………………………………………………..  
  Жидкости для систем охлаждения……………………………………..  
  Контроль качества нефтепродуктов……………………………………  
  Лакокрасочные и защитные материалы ……………………………….  
  Резиновые материалы …………………………………………………..  
  Уплотнительные, обивочные, электроизоляционные материалы и клеи  
  Токсичность автомобильных эксплуатационных материалов………  
  Огнеопасность автомобильных эксплуатационных материалов ……  
  Предельно допустимые концентрации вредных веществ ……………  
  Определение расхода топлива и смазочных материалов ……………  
  Организация экономного расходования автомобильных топлив и масел  
  Приложения…………….………………………………………………..  
  Словарь терминов и персоналий………………………………………..  
  Принятые сокращения…………………………………………………..  
  Библиографический список …………………………………………….  

 

 

Введение

Химмотология – это направление науки и техники, занимающееся изучением эксплуатационных свойств и качеств топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, а также теорией и практикой их рационального применения в технике.

Химмотологию сегодня рассматривают как составную часть единой взаимосвязанной четырехзвенной системы: конструирование и изготовление техники – разработка и производство ГСМ – эксплуатация техники – химмотология.

С учетом условий применения ГСМ на автомобильном транспорте эта система имеет вид: двигатель – топливо – смазочные материалы – эксплуатация.

На современном этапе развития химмотологии её задачами являются:

обоснование оптимальных требований к качеству ГСМ;

усовершенствование технических характеристик двигателей и машин, повышающих надёжность, долговечность и экономичность их работы при условии использования ГСМ, удовлетворяющих установленным оптимальным требованиям;

создание новых сортов ГСМ и разработка основ их унификации;

выявление оптимальных условий, обеспечивающих снижение потерь и сохранение качества ГСМ при хранении, транспортировании, заправке и применении.

Исходным сырьем для производства большей части автомобильных эксплуатационных материалов является нефть.

Нефть (турецкое neft, происходит от персидского нефт; восходит к аккадскому напатум — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость, являющаяся смесью углеводородов, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Обнаруживается вместе с газообразными углеводородами на глубинах от десятков метров до 5—6 км. Однако на глубинах свыше 4, 5—5 км преобладают газовые и газоконденсатные залежи с незначительным количеством лёгких фракций. Максимальное число залежей нефти находится на глубине 1—3 км.

Физические свойства нефти: жидкость от светло-коричневого (почти бесцветная) до тёмно-бурого (почти чёрного) цвета (хотя бывают образцы даже изумрудно-зелёной нефти). Средняя молекулярная масса 220—300 г/моль (редко 450—470). Плотность 0, 65—1, 05 (обычно 0, 82—0, 95) г/см³; нефть, плотность которой ниже 0, 83 называется лёгкой, 0, 831—0, 860 — средней, выше 0, 860 — тяжёлой.

Нефть представляет собой смесь около 1000 индивидуальных веществ, из которых большая часть — жидкие углеводороды (> 500 веществ или обычно 80—90 % по массе) и гетероатомные органические соединения (4—5 %), преимущественно сернистые (около 250 веществ), азотистые (> 30 веществ) и кислородные (около 85 веществ), а также металлоорганические соединения (в основном ванадиевые и никелевые); остальные компоненты — растворённые углеводородные газы (C1-C4, от десятых долей до 4 %), вода (от следов до 10 %), минеральные соли (главным образом хлориды, 0, 1—4000 мг/л и более), растворы солей органических кислот и др., механические примеси (частицы глины, песка, известняка).

Наиболее распространенные нефти характеризуются следующим элементным составом, мас. %: 82...87 углерода, 12...14 водорода, до 2...5 серы, до 2 кислорода, 0, 1...1, 0 азота. Содержание металлов и других элементов незначительно.

В основном в нефти представлены парафиновые (обычно 30—35, реже 40—50 % по объёму) и нафтеновые (25—75 %) углеводородные соединения. В меньшей степени — соединения ароматического ряда (10—20, реже 35 %) и смешанного, или гибридного строения (например парафино-нафтеновые, нафтено-ароматические).

Сырая нефть непосредственно почти не применяется. Потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей и др. (более 8 % от объёма мировой добычи). Среди получаемых из нефти исходных веществ для этих производств наибольшее применение нашли: парафиновые углеводороды — метан, этан, пропан, бутаны, пентаны, гексаны, а также высокомолекулярные (10—20 атомов углерода в молекуле); нафтеновые; ароматические углеводороды — бензол, толуол, ксилолы, этилбензол; олефиновые и диолефиновые — этилен, пропилен, бутадиен; ацетилен. Нефть уникальна именно комбинацией качеств: высокая плотность энергии (на тридцать процентов выше, чем у самых качественных углей), нефть легко транспортировать (по сравнению с газом или углём, например), наконец, из нефти легко получить массу вышеупомянутых продуктов.

Очистка нефти — процесс удаления из нефтепродуктов нежелательных компонентов, отрицательно влияющих на эксплуатационные свойства топлив и масел. Проводится 92-96% серной кислотой или олеумом (химический способ) и с помощью растворителей (физико-химический), избирательно удаляющих нежелательные компоненты.

 

Контрольные вопросы:

1. Что называют химмотологией?

2. Задачи химмотологии.

3. Физические свойства нефти.

4. Химический состав нефти.

5. Какие продукты получают при переработке нефти?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.