Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеал синкретичный







чередь этого идеала наступает после накопления исторического опыта. В переходных процессах, в окружении более опытных и мудрых стран такое накопление происходит намного быстрее, чем это было в свое время у них. Интеграционные, охранительные потребности и тенденции начали набирать силу вокруг идеи центризма. Авторство этой идеи стали приписы­вать себе едва ли не все основные политические силы уже к 2005-2006 го­дам — кто-то декларативно, кто-то де-факто. И это означало тягу их к устой­чивости, прочности Порядка и ко всяческой стабилизации как исходному условию роста благополучия.

Синкретические настроения проявились, как ни странно, и в государ­ственной экономической стратегии. Смотрите: раньше наши государствен­ники очень расстраивались из-за преобладания сырьевой экономики над инновационной, постоянно признавали его причиной отсталости, какой-то национальной неполноценности, обзывали Россию «сырьевым придатком Запада». И вдруг — замечательное преображение недостатка в преимуще­ство. Теперь, оказывается, мы никакой не придаток, а энергетическая держа­ва! И именно мы снабжаем Европу важнейшим источником их благополу­чия — углеводородами. Иначе говоря, существующее положение предлагает­ся не только закрепить, но и признать конкурентным преимуществом России в мировом разделении труда. Это ли не синергичное решение — превращение «минуса» в «плюс» (см. в главе 2 типологию решений по их качеству)?!

В новом синкретическом идеале тоже есть свои ценности, пока недоста­точно осознанные и проявленные. На мой взгляд, их две — это договоро- способность и умение делать Дело. Первая означает отказ от резких форм борьбы, от воинственных и экстремальных методов и переход к соглаше-



Чисть IV. ИД1АЛИШ


Глаиа 16. ИДЕАЛ СИНКРПИЧНЫИ



 


ниям, к обмену позициями, к взаимопониманию. В частности, это вырази­лось в признании примата одной партии и едва ли не в культе президента. Вторая ценность прямо связана с первой: наконец надо браться за решение назревших задач. Появился большой спрос на деловых людей, идет поиск лучших ЛПР (лиц, принимающих решения). К тому же крайние фланги сделали все, чтобы показать свою неделовитость, бестолковость даже. Как только их просят конкретизировать лозунги, разъяснить, что это значит практически, то они либо бегут от ответа, либо обещают дать его лишь после взятия власти.

Итак, идеал центризма, основанный на договороспособности и Деле, на­верное, надолго утвердился на нашей Земле. Остается кое-что подровнять и чему-то еще научиться для общего согласия.

Теперь вопрос: а о чем может договориться абсолютное большинство? Ответ печален: только об утилитарных ценностях — о росте потребления, безопасности, здоровье... Утилитаризм необходим и преобладает на тех эта­пах истории, когда общество исстрадалось, устало от поисков себя, своей идентичности. Так что это начало нового этапа развития — начало необхо­димое, хотя и не вдохновляющее.

1. 10-80-10

В развитом и спокойном обществе обычно устанавливается равновесие всег­да разных интересов на каком-то общем поле совпадений. Скажем, работо­датель и работник после многолетних сражений и взаимных угроз приходят к историческому выводу: им обоим нужен этот завод, как и они друг другу. Или — власть и граждане. Когда-то люди начинают понимать, что есть такие вещи, которые никому конкретно не нужны, но государство без них не про­живет. Налоги, к примеру.

Малоимущие жители спокойно сосуществуют с крупными собственника­ми не потому, что им нравится такое неравенство. Опыт предыдущих поко­лений и более нетерпеливых народов убедили их, что перераспределять — се­бе же дороже. Но и богатство перестало кичиться и чваниться. Оно готово взять на себя большее бремя расходов. Хотя бы для того, чтобы не создавать вокруг агрессивную среду, угрозу самому себе. Известно, как неустойчиво такое равновесие, оно то и дело смещается. Зато восстанавливается по зара­нее договоренным нормам (правилам, законам). Абсолютное большинство согласно не столько с контрастами в обществе, сколько с нормами их регу­лирования.

Везде маятник общественных симпатий качается: правые отрабатывают свой ресурс и уступают страну левым для продвижения ее на следующей дистанции уже их средствами. Постепенно периоды колебания маятника сокращаются, ибо меньшей становится разница в средствах. Лейбористы и консерваторы, социал-демократы и христианские демократы — «слон» и


«ослик» учатся друг у друга, перенимают успешные идеи. Цель ведь давно едина: благосостояние.

Так что маятник вариантов качается все больше в центре. Центрон всегда лево-правый. И когда представители 80% населения договариваются о том, что нужно им всем, тогда складывается общественная норма: работать поочередно на благосостояние.

Но нормой тогда следует признать и по 10% на краях. Нормально и то, что при сильном смещении равновесия (если маятник почему-то отошел дальше нормы в любую сторону и, хуже того, задержался там ненормально долго) процент крайних возрастет сверх всякой нормы.

Однако народы, на которые мы заглядываемся, пришли к такой норме как к историческому выводу, пройдя положенные стадии. У нас же сейчас борь­ба именно фланговых гигантов. Они предельно раскачивают маятникдо слома часов. Но есть надежда, что не сломают. Общество, обладающее здо­ровым социальным инстинктом, формирует центризм как новую для нас норму общественной жизни.

2. ЦЕНТР — ЭТО ГДЕ?

Четыре пятых наших избирателей можно собрать вокруг тех, кто умеет де­лать Дело. Центризм — идеология практичных, умеющих.

Реальное дело обладает замечательным свойством центрировать даже азартных противников, если они хотят и могут его делать.

Вот областные депутаты: едва сойдутся — сразу в боевую стойку. А стали решать, как найти место для постройки туберкулезной больницы (местные жители везде против), — и остались те, кто действительно хочет найти общее решение. Практика — хороший селекционер.

Вспомните пример из предыдущей главы, когда шахтерам предлагали выбирать представителей и вместе с властью искать ресурсы: они сами убеж­дались в том, что какие-то из их требований выполнить возможно, а какие- то — нет. Разве не поучительны примеры приглашения оппозиционеров в правительство, где они становились хорошими деловыми партнерами?

Вовлечение в выработку общих решений всех заинтересованных сторон есть верный путь расширения центризма. В точке реальной ответственности гасятся крайности, различий на поле сотрудничества — все меньше.

Центризм ориентируется на умеренность, т. е. избегает завышенных целей, агрессивности, радикализма. Это идеология для сильных и спокойных характеров, способных к самоограничениям в полемике, без шараханий и отчаяния. «Быстро и много» — такое остается на краях. Центризм есть куль­тура меры.

В рамках деловых норм мерой вещей становится эффективность. Каков продукт, где результат, что за польза от выступлений, проектов, постанов­лений? Это и есть главный пункт прагматичного подхода к современной








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.