Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имитационные действия






Попробуем посмотреть, как действуют носители антиинновационного со­знания, тормозя процесс реализации нововведения. Какими способами они обычно ограничивают, урезают инновационный процесс?

Способ конкретизирующих документов в государственном управлении. Этот метод антиинновационной деятельности особенно распространен в административно-бюрократических структурах. Скажем, некоторые законы не имеют прямого действия, их применение требует разъясняющих, уточ­няющих инструкций, положений. Авторами же последних становятся ра­ботники управленческого аппарата, по-своему трактующие смысл законов. Если в правовом акте что-то не оговаривается или невозможно оговорить, то в действие вступают инструкции, которые конкретизируют применение этого акта. В них очень часто бывают сильные извращения смысла того, что говорилось в первоначальном документе, при формулировании самого акта. Такие инструкции ограничивают масштабы нововведения, искажают его смысл, если их авторами являются носители антиинновационного по­ведения.

Способ кусочного внедрения. Под видом поэтапности освоения какого-то новшества используется один его элемент. При этом другие элементы замо­раживаются. В такой ситуации нововведение либо имеет паллиативный эффект, либо вообще теряет смысл. Ведь изобретение, как правило, целостно,



Часть II. ПАТОЛОГИИ


Пынлб, ПАТОЛОГИИ ИННОНАЦИИ



 


и при вырывании одного элемента из целостного «контекста» оно перестает быть самим собой.

Способ вечного эксперимента. Многие управленческие и организацион­ные, экономические нововведения требуют апробации на каком-то отдель­ном объекте, с тем чтобы выяснить, при каких условиях это новшество может дать максимальный эффект, что в нем надо изменить и т. д. Но иног­да такой эксперимент затягивается. Лица, не желающие распространения новшества, сознательно делают это, находя все новые и новые поводы для экспериментов, апробаций и проверок.

Способ отчетного внедрения. Нередко бывает, что организация берется за какую-либо новую услугу своим клиентам или устанавливает, к примеру, новое очистное оборудование, но у ее работников не хватает умения да и желания освоить новшество по-настоящему. Однако в рекламе или в инфор­мации для экологической службы она заявляет о нем как о состоявшемся нововведении. В отчетном внедрении важно иметь в виду, что очень много возможностей ухода от подлинного результата из-за того, что лишь какой-то элемент новшества реализован, и на этом основании организация, подраз­деление считаются осуществившими нововведение.

Способ параллельного внедрения. Это ситуация, когда старое не заменя­ется новым, а продолжает существовать одновременно с ним. Скажем, фир­ма переходит на новую информационную технологию, работники осваивают ее неохотно, уклоняются от использования. И вот в каком-то отделе кто-то уже работает по новой технологии, а кто-то еще нет. Старое остается «парал­лельно» с новым.

А теперь попробуем систематизировать основные причины антииннова­ционного поведения.

Причины психологические. Каковы причины антиинновационного по­ведения? Мы говорили о некоторых объективных причинах, которые зало­жены в саму природу организаций и инновационных процессов. Из других причин на первое место следует поставить психологические. Но к ним не­верно относить то, что обычно называют психологическим барьером, по­скольку в принятых обозначениях понятия «психологический барьер» очень много из того, что относится к экономическим, организационным причи­нам. А собственно психологические причины — это прежде всего реакция, настроения, чувства, которые испытывают люди, встречаясь с каким-то нововведением.

Какие есть варианты психологических причин? Во-первых, неразвитая достижительная мотивация. Она во многом задана культурой. Суть ее в том, что ориентация на достижение успеха слабее, чем ориентация на избе­гание неудач. Конечно, надо учитывать и индивидуальные различия между людьми.

Во-вторых, психологическая причина — «эффект ИНЗ», что означает «изобретено не здесь». Это важно учитывать, потому что новшество, которое


выработано самим коллективом, всегда идет быстрее, лучше, чем привнесен­ное откуда-то. Нововведение, пережитое его создателями еще при зарожде­нии, имеет больше шансов на реализацию. Но здесь есть одна особенность — возникает некоторое чувство конкурентности или состязательности между тем, кто разрабатывает новшество здесь, и тем, кто сделал то же самое лучше, но «на стороне». Отсюда возникают конфликты между самими профессиона­лами. Бывало, и нередко, когда человек, работающий не в данной отрасли, вдруг делает какое-то изобретение, которое потом профессионалы этой от­расли отвергают.

Еще одна причина — «проще купить за границей». Это бывает и обос­нованным недоверием к отечественным технике, технологии, квалификации в ряде отраслей, которое вызвано разочарованием при реальном сопостав­лении преимуществ местной и зарубежной продукции. Но это явление ста­новится массовым предрассудком, ослабляющим инновационный потенциал, когда реальные возможности местного производства оказываются выше ожидаемых.

Причины социальные. Теперь немного о социальных причинах антиин­новационного поведения. Прежде всего, они в заинтересованности сохра- нить существующее — каким бы плохим ни было положение, всегда есть социальные группы, лица, которые заинтересованы в его сохранении. Даже в кризисе оказываются заинтересованы большие группы людей, которые только в этих условиях могут достигать своих целей. В любой среде есть со­циальные группы, которые объективно связаны с прошлым и видят в его сохранении преимущества для себя.

Инерционность организации — вещь известная. Изменения затрагивают человеческие отношения, стиль и ритм трудовой жизни, усиливают напря­жение. Организационные нововведения социального, управленческого ти­па — самые дешевые с финансовой точки зрения. Но они имеют дело с наи­более консервативной сферой организационной действительности — харак­терами, привычками, ценностями, поэтому с социологической точки зрения такие нововведения обходятся весьма дорого (стрессы, конфликты, потеря стабильности и т.д.).

Необеспеченность перехода к новому, отсутствие социальных технологий, несомненно, способствуют инерционности. Нет еще развитых традиций, методов, профессий, обслуживающих новое.

Причины экономические. Экономические причины у нас и теперь заклю­чаются прежде всего в дешевизне рабочей силы. Очень дешев труд, и слиш­ком дорого заменять его требующей больших затрат техникой.

Еще одна экономическая причина — отсутствие связи доходов с ка­чеством труда. Иногда это наследство советской системы. Но не только. Мотивировать персонал на конечный продукт, на потребности клиента — вообще довольно трудная задача для организации любой формы собствен­ности.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.